Типология личности и овладение иностранным языком
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Типология личности и овладение иностранным языком»
по дисциплине: «Иностранный язык»
2021
45.00 BYN
Типология личности и овладение иностранным языком
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Иностранный язык
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
1.1 Общие понятия о типологии К. Г. Юнга
1.2 Психологическая характеристика функций психики: инсорность / интуитивность, мышление / чувства, рациональность / иррациональность
1.3 Психологическая характеристика типов личности
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА ЛИЧНОСТИ НА ОВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
2.1 Определитель темперамента Кейрси
2.2 Проведение исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Владение языком есть завершение процесса усвоения, его результат, как утверждает Б. А. Бенедиктов. Существует огромная дистанция между полной неспособностью использовать иностранный язык и овладением иностранным языком, что требует много времени и энергии. Эта дистанция - процесс развития иноязычной речи [1, с. 27]. Результат овладения вторым (третьим) языком фиксируется в понятии «многоязычие» или «мультилингвизм». Многоязычие чаще всего реализуется в двуязычной форме (так называемый билингвизм).
Успех процесса овладения языком прежде всего зависит от деятельности учащихся. Действия зависят от уровня достижения личного плана в овладении языком, ценности и ожидания успеха, времени и энергии, а также других мотивационных переменных, таких как затраты времени на достижение целей, осознание реального достижения, субъективная достаточность и субъективное ощущение реального успеха.
Нет однозначного мнения о влиянии знаний психологической теории учителя или учащегося на эффективность учебного процесса. Если знание теории психологии значительно способствует процессу усвоения, то студенты психологического факультета, изучающие иностранные языки, овладевали бы им более успешно, чем студенты языковых вузов. На самом деле этого не происходит. Однако, возможно, это связано с тем, что понятие «психологическая теория» понимается как знание о возможности расширения собственного сознания, о предпочтительных вариантах ответа на утверждения других и знания об эффективных методах изучения конкретных предметов.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется отсутствием теоретической основы влияния психологических характеристик человека на овладение иностранным языком.
Цель исследования: систематизация современных теоретических знаний по психологии овладения иностранным языком и необходимости введения этих знаний в учебный процесс.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
1.1 Общие понятия о типологии К. Г. Юнга
Карл Густав Юнг ¬ швейцарский врач-психиатр, воодушевленный теорией З. Фрейда, выделил в структуре личности человека противоположные друг другу бессознательную и сознательную сферы.
Бессознательная сфера, по его мнению, это как отображение горы в озере, зеркальное отображение, противоположная сторона сознательного. Она способна осуществлять компенсаторную функцию [2, с. 66].
Сознательная сфера ¬ сознаваемые мысли, чувства, воспоминания и ощущения. Это основа самосознания, дающая возможность человеку воспринимать самого себя целостной и постоянной личностью [3, с. 200].
Согласно суждению Карла Юнга, личность, душа, психика человека состоят из трех элементов: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Основной центральной частью человеческого сознания является Эго.
Оно отвечает за идентификацию личности. Эта часть содержит в себе ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Благодаря ей индивид принимает себя как отдельно существующую сознательную личность, рационально смотрящую на мир.
Личное бессознательное – это хранилище информации, которая раньше существовала сознательно, но по какой-то причине была подавлена и забыта. Карл Юнг в личностном бессознательном видел проявление комплексов, то есть сложных, эмоциональных и заряженных частей психики, которые приобрели характеристики почти независимой жизни, неких единичных психологических сущностей, способных оказывать существенное влияние на человека, его состояние и поведение.
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА ЛИЧНОСТИ НА ОВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
2.1 Определитель темперамента Кейрси
Определитель темперамента Кейрси (Keirsey Temperament Sorter) предназначен для определения типа темперамента – одной из наиболее устойчивых личностных характеристик. Методика разработана профессором Калифорнийского университета Дэвидом Кейрси (David Keirsey) на основе концепции Карла Густава Юнга и модифицированной типологии Майерс-Бриггс. Поскольку данный определитель нередко дает не совпадающие с тестом MBTI (Myers-Briggs Type Indicator) результаты, Кейрси заявляет о том, что его теория и теория Майерс-Бриггс – это разные теории.
Автор выделяет четыре интегральных типа темперамента: сенсорно-импульсивный («Дионисий»), сенсорно-планирующий («Эпиметей»), интуитивно-чувственный («Аполлон»), интуитивно-логический («Прометей»). Каждый из типов, в свою очередь, подразделяется на четыре функциональных портрета, отображающих менее существенные психологические различия. Получившиеся 16 портретов имеют буквенные (аналогично MBTI) и условные словесные обозначения: E(Extravertion) & I(Intraversion) - экстраверсия-интроверсия S (Sensation) & N(iNtuition) - здравомыслие-интуиция T(Thinking) & F(Feeling) - логичность-чувствование J(Judging) & P(Perceiving) - рассудительность-импульсивность.
Экспресс-диагностика типа темперамента и функционального портрета с помощью опросника является предварительной. Окончательное заключение выдается в случае совпадения результатов при повторном обследовании через полгода. Основное диагностическое значение имеет принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента; функциональный портрет служит дополнительной характеристикой. Словесные обозначения портретов условны и диагностического значения не имеют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного исследования были рассмотрены теоретические основы понятия «типология личности». Также были описаны психологические характеристики функций психики и дана психологическая характеристика типов личности. Были также рассмотрены индивидуальные особенности усвоения иностранного языка.
На основе теоретического материала было предложено практическое исследование типологии личности учащихся по опроснику Д. Кейсли. Данный опросник предполагает выявление типа темперамента.
На основе выявленных типов темперамента было предложено выделить черты личности, влияющие на овладение различными аспектами языка, например, грамматическими, лексическими и фонетическими навыками, а также разными видами речевой деятельности.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что типология личности оказывает определенное влияние на овладение иностранным языком. Учитывая особенности темперамента учащихся, можно проследить их успешность в овладении определенными навыками и умениями, видами речевой деятельности. На основании информации о типе темперамента, учитель может создать благоприятные условия для овладения различными аспектами языка.
Следовательно, цель данной работы, которая звучит, как систематизация современных теоретических знаний по психологии овладения иностранным языком и необходимости введения этих знаний в учебный процесс, можно считать достигнутой.
1. Бенедиктов, Б. А. Психология овладения иностранным языком / Б. А. Бенедиктов. – М.: Изд-во "Вышэйшая школа", 1974 – 334 с.
2. Браун, Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты /Дж. Браун. – М.: «Рефл-бук», 1997. – 298 с. – (Серия «Актуальная психология»).
3. Хьелл, Л. Теории личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с. – (Серия «Мастера психологии»).
4. Юнг, К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа /К.Г. Юнг. – М.: «Семира», 1995. – 350 с.
5. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М.Руткевич. – М.: «Мартис», 1995. – 320 с. – (Серия «Классики зарубежной психологии»).
6. Биби, Дж. Понимание сознания через теорию психологических типов / Дж. Биби // Материалы VI Конференции РГАП СПб: «Проблемы одиночества в терапии и культуре». – СПб, Янус, 2007. – С.126-168.
7. Юнг, К.Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с. 65-79. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
8. Корсак, Н. В. Психология усвоения иностранных языков / Н. В. Корсак. – Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2017. – 107 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. – М.: МИОО, 2005. – 176 с.
10. Овчинников, Б. В. Ваш психологический тип / Б. В. Овчинников. – М.: Андреев и сыновья, 1994. – 238 с.
11. Кейрсли, Д. Пожалуйста, пойми меня - II. Темперамент. Характер. Интеллект / Д. Кейрсли. – М.: Черная белка. – 2011. – 320 с.
12. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2001. – 664 с.
13. Фокина, К. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. — М.: Издательство Юрайт, 2009. — 158 с.
14. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX – XX / под редакцией И.В.Рахманинова. – М.: «Педагогика», 1972. –267 с.
15. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общ. вопросы методики / под ред. И. В. Рахманова. — Изд. 2-е. — М.: Высш. шк., 1974. — 111 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты