Особенности саморегуляции у студентов с разной успеваемостью
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности саморегуляции у студентов с разной успеваемостью»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Особенности саморегуляции у студентов с разной успеваемостью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Организация: Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, УО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения особенностей саморегуляции у студентов
1.1 Подходы к изучению понятия саморегуляции в психологии
1.2 Роль саморегуляции в учебной деятельности
1.3 Особенности саморегуляции и успеваемости у студентов
2 Эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у студентов с разной успеваемостью
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования особенностей саморегуляции у студентов с разной успеваемостью и их анализ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество предъявляет высокие требования к студенческой молодежи. Успешное функционирование студентов в современных условиях существования требует от него гибкого поведения, проявления самостоятельности при планировании и осуществления планов по саморазвитию в различных видах деятельности. В студенчестве особенно значимым аспектом выступает становление субъективности, которое невозможно без развитых регуляторных процессов. Саморегуляция играет важную роль в процессе становления студента как субъекта учебной деятельности. Недостатки саморегуляции, отражающиеся на реализации ее функций, являются предпосылкой психологических проблем и академической не успешности учащихся.
Современному обществу необходимы специалисты, способные к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, адаптивные к постоянно меняющемуся миру. Формирование оптимального стиля саморегуляции позволит студентам не только осознавать свое поведение и выполняемые учебные действия, но и управлять ими с целью оптимизации и повышения эффективности учебной, а в дальнейшем и профессиональной, деятельности.
Разработка проблемы саморегуляции учебной деятельности и ее стилей является чрезвычайно актуальной для педагогики и психологии высшей школы. Одной из важных задач вуза на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности.
Вместе с тем, студенты часто зависят от преподавателей в постановке учебных целей, выборе средств их достижения, способах оценки результатов учебной деятельности. Они нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны преподавателей.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Подходы к изучению понятия саморегуляции в психологии
В современной психологии существуют различные подходы к сущности понятия «саморегуляция». В зарубежной психологии обнаруживается ряд моделей, объясняющий природу и факторы саморегуляции. Несмотря на наличие процессуальных, описательных и концептуальных различий теорий саморегуляции, ученые согласны в том, что процесс саморегуляции состоит из базовых волевых умений, самоконтроля, самоценности, самоэффективности и др.
Ряд зарубежных авторов (Ю. Куль, П. Кароли, Ж.М. Дьефендорф и др.) утверждают, что саморегуляция представляет собой совокупность процессов, позволяющих индивиду управлять собственным поведением в изменяющихся условиях. Саморегуляция состоит из внутренних и внешних процессов, которые позволяют субъекту осуществлять руководство его целенаправленной активностью на протяжении длительного времени, в ситуации изменения обстоятельств. Саморегуляция рассматривается в качестве устойчивого элемента, сопровождающего поведение индивида на длительном пути достижения цели. Регуляция состоит в изменении мыслей, эмоционального состояния, поведения, внимания с помощью осмысления или использования специфических механизмов [9, с. 10].
За рубежом широко известна теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. С позиций авторов, самодетерминация, или автономия, представляет собой ощущение и реализацию свободы выбора субъектом способа поведения и существования в окружающей действительности независимо от влияющих на него факторов внешнего окружения и внутриличностных процессов. Основным психологическим критерием самодетерминации является гибкость индивида в управлении своим взаимодействием с внешней средой [5, с. 31].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей саморегуляции у студентов с разной успеваемостью нами было проведено эмпирическое исследование.
База исследования: в нашем исследовании приняло участие 25 студентов 1-3 курсов факультета иностранных языков в возрасте 19-21 год, обучающихся в Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина.
Для решения поставленных задач была подобрана батарея диагностических методик, включающая такие методики как:
1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой [19].
Цель: изучение стиля саморегуляции поведения.
Методика предназначена для диагностики индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности. С помощью этой методики можно решать и практические задачи, в частности, выявлять индивидуальный профиль различных регуляторных процессов и уровень развитости общей саморегуляции как регуляторных предпосылок успешности овладения новыми видами деятельности
Также можно определить общий уровень саморегуляции. Методика позволяет определить автономный, оперативный и устойчивый стиль саморегуляции.
Шкалы методики:
– планирование, отражающая индивидуальные черты выдвижения и удержания в сознании целей, степени сформированности осознанного планирования деятельности;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучены подходы к изучению понятия саморегуляции в психологии. Понятие саморегуляции зарубежные психологи определяют через систему процессов, благодаря которым субъект может управлять собственным поведением в условиях, претерпевающих изменения, осуществлять руководство целенаправленной активностью на протяжении длительного времени. Отечественные психологи при рассмотрении саморегуляции как механизма проявления субъектности подчеркивают его роль в целеполагании и достижении цели. Саморегуляция – это умение выстраивать и управлять собственной целенаправленной активностью, что находит свое проявление в успешном овладении новыми видами и формами деятельности, в успешном решении нестандартных задач, в продуктивной самостоятельности и настойчивости в достижении принятой.
Изучена роль саморегуляции в учебной деятельности студентов. Саморегуляция учебной деятельности выступает основой общей способности к учению и является необходимым условием формирования этой способности. Развитая саморегуляция играет большую роль в достижении успехов в учебной деятельности, так как позволяет реализовывать потребности в осознанном планировании своей деятельности, устойчивости целей деятельности и самостоятельности их выдвижения, выделять значимые условия достижения целей, продумывать способы своих действий. Студенты с высокой саморегуляцией добиваются в учебе хороших результатов, приобретают и укрепляют уверенность в своих потенциальных возможностях и в результатах уже проделанной работы. Процесс саморегуляции у студентов, обладающих высокой автономностью, характеризуется постоянной целенаправленностью, выраженностью операций планирования, контроля, оценки. Это положительно отражается на учебной мотивации и успеваемости студентов.
Определены особенности саморегуляции и успеваемости в студенчестве.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
3. Бочарова, Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского ,ун-та. – 2011. – Вып. 1. – С. 64-69.
4. Галузо, П.Р. Проблема осознанной саморегуляции учебной деятельности студентов вуза в отечественной психологии: обзор исследований / П.Р. Галузо, Ю.П. Шевелинская // Вучоныя запіскі. – 2014. – Вып. 10. – С. 90-103.
5. Горская, Г.Б. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2008. – № 2. – С. 30-36.
6. Гунзунова, Б.А. Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности человека [Текст] / А.Б. Гунзунова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 3-7.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – СПб.: Питер, 2002. – 482 с.
8. Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук / А.В. Зобков. – Москва, 2013. – 26 с.
9. Кацеро, А.А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии [Текст] / А.А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 10-12.
10. Киреева, Н.Н. Особенности саморегуляции студентов вузов как индикатора успешности обучения в ситуации информационной нагрузки / Н.Н. Киреева // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2008. - № 2. – С. 93-96.
11. Киселевская, Н.А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.А. Киселевская. – Иркутск, 2005. – 26 с.
12. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – C. 22–34.
13. Конопкин, О.А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностям их саморегуляции / О.А. Конопкин, Г.С. Парыгин // Педагогическая и возрастная психология. – 1983. – № 1. – С. 42-52.
14. Круглова, Н.Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками / Н.Ф. Круглова // Прикладная психология. – 2002. – № 6. – С. 19-26.
15. Крутых, У.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. – Краснодар, 2006. – 23 с.
16. Кузнецова, Л. Э. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы / Л. Э. Кузнецова, Н. В. Элпис // Молодой ученый. – 2015. – № 9 (89). – С. 1261-1263.
17. Маликова, Л.А. Развитие саморегуляции в процессе обучения [Текст] / Л.А. Маликова // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. – № 2. – С. 154-158.
18. Миронова, А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378–383.
19. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции [Текст] / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2001. – 546 с.
20. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. –2002. – № 6. – С. 32-38.
21. Мурзина, С.М. Психология и типология личности студента / С.М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154–158.
22. Мухаметзянова, Ф.Г. Феномен субъектности студента в психологии / Ф.Г. Мухаметзянова// Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 11-18.
23. Осницкий, А.К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 42-51.
24. Павлова, Т.В. Психологические особенности саморегуляции студентов с разной самооценкой / Т.В. Павлова // Таврический научный обозреватель. – 2015. - № 1. – С. 102-106.
25. Папшева, Л.В. Стилевые особенности саморегуляции поведения личности в старшем подростковом возрасте [Текст] / Л.В. Папшева // Известия Саратовского университета. – 2013. – Вып .1. – С. 41-47.
26. Прохоров, А.О. Смысловая регуляция психических состояний [Текст] / А.О. Прохоров. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 352 с.
27. Сорокина, Ю.Л. Преодоление кризиса учебной адаптации студентами педагогического вуза: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю.Л. Сорокина. – Ярославль, 2005. – 25 с.
28. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00417.htm.
29. Толбатова, Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Текст] / Е.В. Толбатова // Научный результат. – 2015. – № 1. – С. 154–158.
30. Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С. 52–53.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты