Бизнес и менеджмент в сфере изобразительного искусства
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Бизнес и менеджмент в сфере изобразительного искусства»
по дисциплине: «Менеджмент и маркетинг в сфере культуры»
2021
45.00 BYN
Бизнес и менеджмент в сфере изобразительного искусства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент и маркетинг в сфере культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
Введение
Глава 1 Менеджмент в сфере изобразительного искусства
1.1 Сущность арт-менеджмента
1.2 Виды арт-менеджмента и его роль в сфере культуры и искусства
Глава 2 Бизнес в сфере изобразительного искусства
2.1 Возрождение бизнеса в сфере изобразительного искусства
2.2 Арт-бизнес в современном мире
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основы рыночной экономики распространяются на нематериальные сферы деятельности человека, в том числе и сферу культуры и искусства.
Исследование роли и значения бизнеса и менеджмента в сфере культуры и искусства особо актуализируется в связи с тем, что сфера культуры и искусства постепенно переходит на рыночные отношения, которые настоятельно требуют научного анализа и теоретического обобщения управленческих механизмов на уровне позиционирования и продвижения социокультурных образовательных услуг.
В научной литературе накоплен значительный опыт теоретических исследований в области процесса организации социально-культурной деятельности, однако вопросы функционирования бизнеса и менеджмента в сфере культуры и искусства остаются мало изученными, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования: сфера изобразительного искусства.
Предмет исследования: менеджмент и бизнес в сфере изобразительного искусства.
Цель исследования: изучить особенности бизнеса и менеджмента в сфере изобразительного искусства.
Задачи исследования:
- изучить сущность арт-менеджмента;
- рассмотреть виды арт-менеджмента и его роль в сфере изобразительного искусства;
- рассмотреть особенности рекламной коммуникации в структуре арт-менеджмента;
- рассмотреть возрождение бизнеса в сфере изобразительного искусства;
- рассмотреть арт-бизнес в современном мире.
Для реализации поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования; анализ философской, педагогической, психологической, социологической, культурологической и методической литературы; синтез; обобщение.
ГЛАВА 1 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Сущность арт-менеджмента
Арт-менеджмент – сравнительно новая область науки и практики в нашей стране. В обществе неуклонно повышается интерес к этому перспективному направлению, о чем свидетельствуют конференции, круглые столы, мастер-классы, посвященные данной теме. Важным показателем осознания необходимости управления в области искусства является появление образовательных программ по данной специальности в вузах. Арт-менеджмент существует как самостоятельная специальность в крупных творческих вузах страны, кроме того, некоторое количество квалификационных работ на факультетах менеджмента экономических вузов обычно бывает посвящено именно менеджменту в сфере искусства.
Также накоплен определенный опыт в практике арт-менеджмента, который позволяет делать первые теоретические обобщения и обозначать проблемы. Однако из-за сложности, многоуровневости, многоаспектности и теоретической неразработанности проблематики существует известная несогласованность в категориях, разночтения в понимании сущности арт-менеджмента, функций, предмета и объектов его деятельности. Это вполне естественно для настоящего этапа развития научного знания в данной области. Нерешенность многих методологических проблем вызывает затруднения в прикладных исследованиях, что в свою очередь отражается на осуществлении практического арт-менеджмента.
С научной точки зрения арт-менеджмент начали рассматривать с появлением «Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств» (AIMAC), на одной из конференций которой был поставлен вопрос об определении арт-менеджмента как новой научной дисциплины. Так, в оценке арт-менеджмента как науки аргументом служит то, что менеджмент – это наука, которая имеет свой объект, предмет, накопленные человеческие знания, концепции, теории, а также свои проблемы, принципы и методы их решения. В свою очередь арт-менеджмент также имеет свой объект – это искусство и предмет – это технология арт-менеджмента. Существует и множество проблем, важнейшей из которых является «отсутствие общей концепции функционирования сферы культуры и целенаправленной государственной политики в области зрелищ, эстрадной музыки, кино, модельного бизнеса.
ГЛАВА 2 БИЗНЕС В СФЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Возрождение бизнеса в сфере изобразительного искусства
В современных условиях бизнес в области изобразительного искусства является одним из наиболее активно развивающихся направлений в культурно-художественном отраслевом комплексе. Это связано с возросшим интересом к изобразительному искусству в последние годы, и на протяжении десятилетий инвестиции в художественные активы были одним из самых выгодных способов распределения капитала. По оценкам экспертов, мировой годовой рынок антиквариата и предметов искусства в настоящее время составляет около 26,6 миллиарда долларов.
В России рынок искусства существует не более 10-15 лет и в настоящее время только вступает в начальный период своего роста, постепенно превращаясь из узкого и закрытого предприятия в сектор отечественной экономики. В настоящее время объем отечественного арт-рынка в сотни раз меньше, чем на западе. Это связано с тем, что в советский период искусство почти не продавалось и не покупалось. Согласно существующей практике, через учреждения культуры государство выступает в качестве клиента и получает само искусство через национальную систему закупок. Большинству обычных людей не хватает не только возможности, но и желания покупать картины и скульптуры. За это время была нарушена логика исторического формирования культуры воспитания повседневной жизни на протяжении многих веков—формирование вкуса через приобретение и коллекционирование произведений искусства, что превратило эту сферу в элиту. В данном случае, при отсутствии экономической и методологической базы, в начале 1990-х гг. В стране наблюдается возрождение бизнеса в области изобразительного искусства, или, другими словами, арт-бизнеса, системной основой которого являются художественные галереи [23].
Что касается Республики Беларусь, то развитие арт-рынка или бизнеса в области изобразительного искусства в государстве осуществляется в два этапа-с начала ХХ века по 1988 год, с 1988 года по настоящее время. Первый этап характеризуется доминированием на рынке произведений декоративно-прикладного искусства, произведения искусства обычно появляются время от времени и пользуются ограниченным спросом. Советское правительство обычно было продавцом, а не покупателем. Коллекционеров, которые являются ключевыми фигурами на западном рынке, очень мало на внутреннем рынке, и их интересы ограничены вышеуказанными категориями приобретения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было рассмотрено понятие арт-менеджмента, который представляет собой инструмент для разработки и реализации арт-проектов и универсальную технологию эффективного управления в изменяющихся и развивающихся системах. Это метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем в сфере культуры.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что в современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере культуры характеризуется значительным вниманием к менеджменту в целом и арт-менеджменту в частности. Однако в отечественном арт-менеджменте нет ясного представления о менеджменте как таковом, что выражается как в сочетании пренебрежительного отношения к научным постулатам или отрицания теории менеджмента как науки, с произвольным его толкованием при применении отдельных технологий арт-менеджмента.
В отечественной науке, обращенной непосредственно к функционированию искусства и культуры в современном обществе, также отмечается активизация исследовательской деятельности по систематизации и расширению теоретических знаний о закономерностях развития менеджмента как специализированной области научного знания. Весьма продуктивно осуществляются исследования относительно технологических аспектов функционирования арт-менеджмента как самостоятельного вида профессиональной деятельности специалистов.
Также в ходе проведенного исследования были определены основные этапы становления и развития арт-бизнеса в Беларуси, особенности развития данного бизнеса в нашей стране, а также состояние бизнеса в сфере изобразительного искусства на современном этапе. Современный арт-бизнес представляет собой большую цепь системы целей, принципов, функций, а также разработку инновационных технологий в социально-культурной деятельности. В настоящее время бизнес в сфере искусства осуществляется в разных направлениях, в основе которых лежат рыночные отношения. С течением времени данный бизнес все больше развивается в направлении как предпринимательской деятельности, чем в направлении деятельности искусства.
1. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего: монография / С.Б. Синецкий. – Челябинск: Энциклопедия, 2011. – 288 с.
2. Колбер, Ф. Арт–менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И. Эврар // Арт-менеджер. Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО «Холдинговая Компания Блиц-Информ», – 2002. – № 3. – С.3-7.
3. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 1998. – 896 с.
4. Новаторов, В.Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры / В.Е. Новаторов. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
5. Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособ. / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382.
6. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособ. / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
7. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1996. – 670 с.
8. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб, пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – 4-е изд.,испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 528 с.
9. Кнышова, Е.Н. Менеджмент: учеб. Пособие / Е.Н. Кнышова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.
10. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие / под ред. М.П. Переверзева. – М.: Инфра-М, 2007. – 192 с.
11. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников – М.: МГУКИ, 2004. – 471 с.
12. Новикова, Г.Н. Технология арт-менеджмента: учеб. пособ. / Г.Н. Новикова. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2006. – 178с.
13. Пригожин, И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. – М.: Алкигамма, 2001. – 320 с.
14. Шилова, О.Е. Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Е. Шилова. – М., 2006 – 176 с.
15. Суминова, Т.Н. Арт-менеджмент как социокультурный концепт / Т.Н. Суминова // Вестник МГУКИ. – 2011. – №З. – С. 122.
16. Платонов М.Ю. Арт-менеджмент: предмет и границы дисциплины / М.Ю. Платонов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2015. – № 6 (96). – С. 61-68.
17. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. – 359 с.
18. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг / Е.В. Песоцкая. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 160с.
19. Войтковский, С.Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве / С.Б. Войтковский. – М.: НАМ-ИЗ ДАТ, 2001. – 128 с.
20. Якобсон, Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере / Л. И. Якобсон. – М.: Экономика, 1991. – 174 с.
21. Ивасенко, А.Г. Менеджмент: учеб. пособ. / А.Г. Ивасенко. – Новосибирск, 2001. – 56 с.
22. Костылев С.В. Арт-менеджмент как комплексная система управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.;
Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11971.
23. Возрождение бизнеса в сфере изобразительного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/11-411.html.
24. Особенности развития художественного рынка в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/1-9461.html.
25. Пушкин А.С. Разговор книгопродавца с поэтом [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/47125/Pushkin_- _Razgovor_knigoprodavca_s_poetom.html.
26. Григалюнас А.М., Саарян Н.Н. Арт-бизнес в современном мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36570252.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты