Мотивационные и коммуникативные нарушения у лиц с интернет зависимостью
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мотивационные и коммуникативные нарушения у лиц с интернет зависимостью»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Мотивационные и коммуникативные нарушения у лиц с интернет зависимостью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Белорусский государственный университет имени Максима Танка, ГУ
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
1.1 Интернет-зависимость как социально-психологический феномен
1.2 История и современные подходы к исследованию интернет-зависимости
1.3 Особенности коммуникативной и мотивационной сферы у лиц с интернет зависимостью
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования мотивационных и коммуникативных нарушений у лиц с интернет зависимостью
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальные изменения в современном обществе приобретают все более высокие темпы. Стремительное распространение Интернета во всем мире и в нашей стране значительно расширяет возможности человека. Однако, наряду с совершенствованием коммуникаций и развитием высоких технологий, актуализировалась и проблема патологического использования сети.
Негативными последствиями бесконтрольного использования интернета является сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости. Происходит процесс, во время которого человек, не только отказывается решать важные для себя проблемы, но и останавливается в своем личностном развитии. На данный момент интернет-зависимость определяется психологами как феномен, который, характеризуется уходом из реальной жизни, затягивая личность настолько, что она оказывается не в состоянии полноценно функционировать в обществе.
Наибольшая предрасположенность к возникновению интернет-зависимости наблюдается у людей, имеющих трудности в межличностном общении. В Интернете за счет анонимности, доступности и ощущения безопасности человек может формировать доверительные отношения с малознакомыми людьми, не опасаясь негативных последствий, ведь в случае неудачи всегда есть возможность просто отключиться от Интернета или уйти на другой ресурс. В виртуальной реальности не имеют значения такие характеристики социального статуса, как внешний вид, возраст, пол, род деятельности и др. Интернет позволяет формировать новую идентичность, создавать новый образ и осуществлять нереализованные потребности личности.
Интернет-зависимость приводит к серьезным последствиям, связанным с трудностями социализации и приобретением коммуникативных навыков. Люди, поглощенные своей деятельностью в Интернете, как правило, забывают, что в их окружении есть реальные люди, нуждающиеся в их внимании, они не могут нормально взаимодействовать со своей семьей, друзьями и коллегами, не говоря уже о встрече с незнакомыми людьми. Из-за социальных сетей люди придают большее значение виртуальным друзьям, чем реальным.
Перед человеком открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который «отключает» его от реальности, «переключая» на себя, что ведет к ограничению социальных контактов, ухудшению психологического состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости, апатии, потере социального статуса, разрушению собственного «Я» и, как следствие, приводит к деструкциям личности в целом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
1.1 Интернет-зависимость как социально-психологический феномен
В психологической науке понятие «зависимость» (от англ. «аddiction») определяется как зависимость, пагубная привычка. В широком значении «аддикция» характеризует состояние необходимости или потребности в чем-то для поддержки или функционирования личность.
Большинство зарубежных исследователей зависимость синонимом аддикции, а зависимое поведение синонимом аддиктивного поведения. Психологическую зависимость сопровождают появления настойчивого желания, что проявляется в ощущении острой необходимости выполнения какой-либо деятельности. Человек, испытывающий пристрастие к чему-либо, является аддиктом [22].
Зарубежный психолог Л.М. Доддс под аддикцией понимает «компульсивно побуждаемую активность, для которой характерна интенсивность и неослабевающее упорством относительной потеря автономии Эго, включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе» [5, с. 15].
Согласно Ц.П. Короленко, «зависимость – это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно» [11, с. 652].
Н.В. Середина под аддикцией понимается «состояние, основой которого является непреодолимое влечение, устойчивая эмоциональная, затем физиологическая потребность индивида к определенной деятельности, которая требует полного подчинения, доставляет быстрое удовольствие, снижает напряжение и проявляется в деструктивном (разрушительном) поведении» [23, с. 29].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических мотивационных и коммуникативных нарушений у лиц с интернет зависимостью было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление мотивационных и коммуникативных нарушений у лиц с интернет зависимостью с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». В исследовании приняли участие 30 студентов заочного отделения (15 мужчин и 15 женщин) в возрасте 23-25 лет (период ранней взрослости, согласно возрастной периодизации Б.Г. Ананьева)
Гипотеза исследования: существуют различия в мотивационных и коммуникативных нарушениях у мужчин и женщин с интернет-зависимостью
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости, русскоязычный вариант текста К. Янг, адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой) [15].
Цель: выявление патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).
Испытуемым предлагается ответить на 40 вопросов, выбрав подходящий ответ по 5-балльной школе. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение.
Критерии оценки уровня Интернет-зависимости:
20–49 баллов - обычный пользователь Интернета (низкий уровень).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что Интернет-зависимость рассматривается как форма деструктивного поведения, которая проявляется в стремлении к уходу от реальности путем постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности в виртуальном пространстве. Характерными чертами Интернет-зависимости являются: сильное влечение к деятельности в Интернете, которое с трудом поддается контролю, а также овладевающие мысли и представления об аддиктивных действиях и тех обстоятельствах, которые им сопутствуют. Чрезмерное увлечение деятельностью в виртуальном пространстве обусловлено социальными, личностными и биологическим факторами.
Феномен интернет-зависимости в первые выделили и описали зарубежные психологи А.И. Голберг и К. Янг. В качестве симптомов Интернет-зависимости выступали: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, постоянное ожидание следующего выхода в Интернет, увеличение времени, проводимого в Интернет, увеличение количества денег, расходуемых на Интернет. В российской и белорусской психологи можно выделить два направления в изучении феномена интернет-зависимости: клинико-психопатологическое, где под интернет-зависимостью понимают форму нехимических аддиктивных расстройств или разновидность девиантного поведения, а также психологическое, где интернет-зависимость представляет собой пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера и сети Интернет; феномен, обусловленный психологическими факторами.
У лиц с интернет-зависимостью могут отмечаться следующие нарушения: в эмоционально-волевой сфере – повышенный уровень личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности, низкий уровень силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе; в коммуникативной сфере - повышенный уровень одиночества и конфликтности, а в мотивационной сфере - ее направленность в сторону избегания неудач.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что большая часть имеет средний уровень Интернет-зависимости – они проявляют умеренную увлеченность Интернетом и социальными сетями, имеют незначительные проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернета. Большая часть женщин характеризуется низкой склонностью к Интернет-зависимости – они пользуются Интернетом, но их увлечение не носит деструктивный характер.
1. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – № 2. – С. 35-58.
2. Богачева, Н.В. Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков: на материале компьютерных игр: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Н.В. Богачева. – Москва, 2015. – 36 с.
3. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции / А.Е. Войкунский // Тезисы докладов 2-й Рос. конф. по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г). – М.: Экопсицентр РОСС. – С. 251–253.
4. Ворошилин, С.И. Игровая зависимость: социальные, психологические и биологические основы / С.И. Ворошилин // Суицидология. – 2011. – № 3 (4). – Т. 2. – С. 26–36.
5. Галяутдинова, С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 2. – С. 14–19.
6. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / М.И. Дрепа. – Ставрополь, 2010. – 24 с.
7. Жичкина, А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернет пользователей юношеского возраста: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / А.Е. Жичкина. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – 199 с.
8. Журлова, И. В. Модель коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи / И. В. Журлова, К. С. Бирусь // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 55-60.
9. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
10. Королева, А. М. Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции / А. М. Королева // Молодой ученый. — 2013. – № 6. – С. 651–654.
11. Короленко, Ц.П. Психодинамические механизмы аддикций: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Германия: LAP LAMBERT, 2011. – 188 с.
12. Косивченко, Е.И. Особенности личности пользователя виртуальных социальных сетей / Е.И. Косивченко // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. – Краснодар, 2010. – С. 185-188
13. Костенко, Г. А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г. А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133-137.
14. Ларионова, С.О. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики / С.О. Ларионов // Педагогическое образование. – 2013. – № 2. – С. 232-239.
15. Лоскутова В.А. Тест на интернет-зависимость (полная версия теста) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://user.lvs.ru/vita/test/default_old.htm.
16. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук / В.А. Лоскутова. – Новосибирск: НГМА, 2004. – 19 с.
17. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
18. Методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C. 94–95.
19. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Н.П.- Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 149-154.
20. Омельченко, Н.С. Личностные особенности играющих в компьютерные игры: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.В. Омельченко. – Краснодар, 2011. – 20 с.
21. Румянцева, В.А. Портрет интернет-зависимого молодого человека / В.А. Румянцева // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика. – Орехово-Зуево, 2017. – С. 129-133.
22. Светличная, Т. Г. Феномен зависимости: терминологический анализ / Т. Г. Светличная, Л. И. Меньшикова, Е. А. Смирнова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – № 2. – С. 1-14.
23. Середина, Н. В. Психологические особенности зависимого поведения / Н. В. Середина, И. В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6. – С. 28–31.
24. Чванова, М.С. Влияние Интернета на социализацию молодежи / М.С. Чванова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. - № 2. – С. 145-149.
25. Шахов, Л.М. Положительнее и негативное влияние интернета на социализацию молодежи / Л.М. Шахов // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: сборник статей X Уральского демографического форума: в 2-х т. - Том II. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2019. - С. 429-435.
26. Goldberg, I. K. Pain, Anxiety, and Grief: pharmacotherapeutic care of the dying patient and the bereaved (Foundations of Thanatology) / I. K. Goldberg, Austin H. Kutscher, and Sidney Malitz, editors; with the assistance of Lilliam G. Kutscher. – New York: Columbia University Press, 1986. – 228 p.
27. Griffiths, M.D. Internet addiction: Fact or fiction? / M.D. Griffiths // Psychologist. – 1999. – V.12. – № 5. – P. 246–250.
28. Young, K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs о£ Internet Addiction – and a Winning Strategy for Recovery / K.S. Young. – NY e. a. «John Wiley & Sons», 1998.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты