Введение
1. Место книги в современном мире
1.1 Отношение к книге и чтению в современном мире
1.2 Виды книг в современном мире
2. Проблемы и перспективы существования книг
2.1 Проблемы существования книги в современном мире
2.2 Проблемы и перспективы использования электронных книг
Заключение
Список использованных источников
Введение
Невозможно переоценить ту огромную роль, которую книга играет в духовном развитии человека. На протяжении многих веков книга считалась важнейшим источником и местом хранения знаний и информации. С ее помощью можно воздействовать на человека, изменяя его характер и представление об окружающем мире. Долгое время книга считалась едва ли не единственной формой для передачи различной информации.
Книги сопровождают человека на протяжении всей жизни, помогая ему в сложных ситуациях, в решении многих проблем, да и просто в организации интересного досуга. Именно книги являются основой передачи знаний от поколения к поколению, основой образования, освоения культуры и истории. В разные периоды жизни человек обращается к самой разнообразной литературе – в детстве к сказкам и басням, в школьные годы – к научной, обучающей и художественной литературе, в университете – к узкоспециальным книгам, и с каждым последующим годом жизни список интересующей человека литературы постоянно расширяется.
Книга – подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и иллюстрации, скреплённых по одному краю и защищённых обложкой.
С детства человек узнаёт, что такое книга, после первой прочитанной сказки. Он, конечно, не задумывается над этим вопросом, просто наслаждаясь её содержанием. Лишь впоследствии, узнавая древнюю историю книг, по-настоящему понимает их огромное значение в развитии человечества.
Часто, имея дома библиотеки книг, мы не задумываемся о сущности вопроса: «что такое книга?». А ведь книга – это кладезь знаний, жизненный путеводитель, важнейший источник духовной энергии человека. Стоит ли говорить, что человек, не читающий книг, неинтересен! Книги расширяют наш с вами кругозор, пополняют словарный запас, учат. Без книг опыт предыдущих поколений не был бы передан последующим.
К сожалению, в настоящее время книга теряет свою значимость в глазах молодых людей. С развитием СМИ и Интернет роль книги в современном мире и интерес к чтению значительно снизились.
1. Место книги в современном мире
1.1 Отношение к книге и чтению в современном мире
Художественная литература – важнейший источник познания человеческой души, который помогает разобраться в сложных чувствах, сформировать четкое мировоззрение, расширить кругозор. Поэтому, если ее правильно использовать (или использовать в принципе), она для родителей и педагогов становится надежным инструментом для воспитания детей и подростков.
На художественных произведениях выросло не одно поколение. В Европе литература как средство воспитания применялась еще с конца V века до н.э., тогда текст перестал использоваться просто как средство для запоминания информации. Он приобрел развлекательную функцию. Римляне читали кодексы (древние книги из папируса и пергамента), чтобы провести время в удовольствии. Позже, вслед за общественно значимыми произведениями, создавались «легкие», массовые (например, шуточные поэмы Овидия или роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл»).
В эпоху Средневековья начинается массовая христианизация Европы. Религиозные книги становятся средством образования и воспитания – священники вслух читали Библию для неграмотных людей. Светская культура вернулась ко времени крестовых походов: с Востока пришла мода на любовную лирику. Особо возросла культура чтения после чумы XIV века, когда болезнь скосила множество образованных людей, и книги стали более доступными для оставшегося населения. Они начали украшаться красочными иллюстрациями, а религиозное содержание смешиваться со светской тематикой. Нравственная функция произведений сменилась на гедонистическую.
2. Проблемы и перспективы существования книг
2.1 Проблемы существования книги в современном мире
В 2016 году Институт социологии НАН провел опрос среди белорусов, целью которого было выявления уровня читаемости книг среди населения. В ходе мониторинга было опрошено 3,8 тысячи человек.
Оказалось, что лишь 49% читают художественную литературу, а еще почти столько же не читают вовсе. При этом ежедневно открывают книгу около 7% респондентов, еще 16% читают один или несколько раз в неделю. Несколько раз в месяц — 10%, а реже одного раза еще 15%.
Если же говорить о современной белорусской литературе, то к ней обращаются 12% граждан. Еще 57% признались, что не читают, а остальная треть не смогла ответить на вопрос [17].
По данным опроса, который в 2017-м провел украинский исследовательский центр Research & Branding Group, 43% украинцев прочитали за предыдущий год хотя бы одну книгу. Опрос проводился по всей стране, за исключением не подконтрольных Киеву территорий Донбасса и Крыма. По результатам опроса за 2012-й, который провел тот же центр, таких людей было 49%.
Еще меньше читают поляки. Об этом свидетельствует исследование, результаты которого в этом году обнародовала Польская национальная библиотека. Только 37% поляков прочитали хотя бы одну книгу за 2017-й. При этом количество читателей существенно уменьшилось за десятилетие — в 2004—2008 году таких людей было больше половины — 55%.
Более ранний опрос, проведенный в Италии, показал, что в 2014 году 41% жителей страны взяли в руки книгу хоть раз. За 4 года до того, в 2010-м, эта доля составляла 47%.
Заключение
Книга играет огромную и наиболее важную роль в жизни человека. В давние времена книга считалась бесценным источником информации, самым древним способом передачи знаний, но сейчас книги пользуются наименьшей популярностью так, как стало на много легче найти информацию из-за появления многих другие источников и люди стали забывать о существование книг, но все же мир информационных технологий не сможет заменить и вытеснить книги.
С самого раннего возраста, еще с колыбели родители начинают детям читать сказки, тем самым дают понять первое впечатление о книги. Книга воспитывает нравственные качества человека, учит мыслить и рассуждать, помогает развивать внутренний мир, только с книгой можно остаться наедине и пережить все те события, о которых повествует важный источник информации так, как только человек начинает читать книгу, он всеми мыслями находиться в ней, стараясь представить всю картину происходящего.
По мнению многих авторов, в настоящее время интерес к чтению книг постепенно снижается, особенно со стороны молодого поколения. При этом появляется все больше форм чтения книг, главным образом связанных с использованием сети Интернет.
К началу XXI века аудиокнига все еще не получила должного уровня распространения. Это связно с двумя факторами: не в полном объеме используются возможности электронных устройств (как правило, исключительно для прослушивания музыкального материала) и все еще бытует в обществе представление о книге только в бумажном виде. Однако аудиокнига как спутник, сопровождающее, образовательное средство со своими уникальными возможностями, функциями может эффективно готовить человека к интенсивно развивающейся современной культуре с ее информационно-коммуникационным характером.
1. Беляева Л.И. Проблемы интеграции библиотековедения и психологии // Библиотеки СССР. - 1971. Вып. 50. - С. 44-65.
2. Высочайше утвержденный доклад Академии Художеств Главнаго Директора Генерал-Поручика Бецкаго. О воспитании юношества обоего пола // Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ). Собр. первое. - СПб., 1830. - Т. 16. - № 12103 – C. 7249
3. Дымарский В., Журавлева О. Невзоровские среды. В Гостях: Александр Невзоров. - [Электронный ресурс].- URL:https://echo.msk.ru/programs/nevsredy/1952618-echo
4. Зимина М.А., Ганичева И.А. Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/archive/102/23243
5. Лабковский М.А. Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым/ Лабковский. – Москва: Альпина Паблишер 2017. – 320 с.
6. Любаев А.В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 707-709. — URL https://moluch.ru/archive/101/22975
7. Повесть временных лет / Под ред. чл.-корр. АН СССР В.П. Адриановой-Перетц. Т. 1. - М.-Л., 1950. - С. 302.
8. Романова Э.Н., Данилова О.А., Ведерникова М.Л., Чернышева М.Н. Роль книги и чтения в жизни детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 187-190
9. Рубакин Н.А. Русские читатели и их обстановка // Вестник знания. - 1905. - № 1. - С. 172.
10. Смородинова М.В., Ерёмина Е.И. Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 269-272.
11. Трубников С.А. Проблема типологии читателей художественной литературы // Книга: исслед. и материалы. — М.: Книга, 1978. — Сб. 36. — С. 18-36.
12. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. – М.: КомКнига, 2007. – 286 с.
13. Аудиокниги онлайн. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://abook.fm/.
14. Большая библиотека аудиокниг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://audio-knigi.ru/.
15. Tonebooks [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tonebooks.com/.
16. Чукреева М.А. Виды книг в современном мире [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23036614.
17. Лишь половина белорусов читает книги. Социологи назвали пять самых популярных "своих" авторов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.tut.by/culture/609931.html.
18. Половина белорусов не читают книги. Кто виноват, что делать и как дела у наших соседей? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.tut.by/culture/610213.html.
19. Книгоиздание Беларуси в 2020 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://natbook.org.by/index.php?id=378.
20. Развитие в Беларуси рынка электронных книг тормозят законодательные препоны [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ej.by/news/economy/2015/05/29/razvitie-v-belarusi-rynka-elektronnyh-knig-tormozyat-zakonodatellnye.html.
21. Олексюк А.В. Эволюция, современное состояние и перспективы развития электронного книгоиздания [Электронный ресурс] – Режим доступа: file:///C:/Users/admin/Downloads/evolyutsiya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-elektronnogo-knigoizdaniya.pdf.