Повседневная организация природоведческих экскурсий и целевых прогулок
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Повседневная организация природоведческих экскурсий и целевых прогулок»
по дисциплине: «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
2021
45.00 BYN
Повседневная организация природоведческих экскурсий и целевых прогулок
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ И ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК
1.1 Природоведческие экскурсии
1.2 Целевые прогулки с детьми дошкольного возраста
1.3 Объекты наблюдения. Их организация по времени
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ И ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК
2.1 Методика проведения природоведческих экскурсий
2.2 Планирование прогулок-походов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Экскурсии с детьми проходят за пределами учреждения. Экскурсии как разновидность занятий проводятся в средних, старших и подготовительных группах. Организовать специальные экскурсии для маленьких детей можно в групповой комнате под присмотром взрослых (в помещении, на территории).
В зависимости от содержания экскурсии делятся на два типа: природоведческие (познавательные) – в парке, в лесу, на озеро; экскурсии по знакомству с работой взрослых (школа, библиотека, музей, пожарная охрана и различные производственные предприятия).
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе. Экскурсию провести намного сложнее, чем групповое занятие, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки учителя и детей.
Целевые прогулки – одна из основных форма организации детей для ознакомления детей с ярким природным явлением сезона, имеющая небольшой объём задач. Это прогулка с определённой целевой установкой.
Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью – сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда. С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям.
Цель – изучить повседневную организацию природоведческих экскурсий и целевых прогулок.
Объект исследования – природоведческие экскурсии и целевые прогулки.
Предмет исследования – повседневная организация природоведческих экскурсий и целевых прогулок.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ И ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК
1.1 Природоведческие экскурсии
Человечество всегда ценило природу и воспринимало ее не только как ее кормилицу, но и как мудрого воспитателя и советчика. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем его богатстве, цвете и динамизме, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
Во время экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о местной природе. Дети познают все свое богатство красок, шумов, запахов, форм в процессе развития и изменения. Чем больше органов чувств задействовано в таком познании, тем больше знаков и свойств ребенок выделяет в исследуемом объекте и явлении, тем самым обогащая его представления. Так осуществляется развитие чувств, на основе которых возникают мыслительные процессы, воображение и эстетические чувства [5].
Экскурсии – один из основных видов деятельности и особая форма организации работы в сфере экологического просвещения, которая является одной из наиболее трудоемких и сложных форм обучения [10, c. 15].
Экскурсии проходят вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что дети могут познакомиться с природными объектами и явлениями в естественной среде.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ И ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК
2.1 Методика проведения природоведческих экскурсий
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное наблюдение за детьми, сбор материалов по естествознанию, детские игры с собранным материалом. Порядок деталей зависит от цели тура и времени года. Когда вы доставляете детей к месту назначения, быстрый чат должен напоминать им об их цели, чтобы дети могли осмотреться. Основная часть тура – коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи тура. Педагог должен помочь детям замечать и осознавать свойства предметов и явлений. Для этого вы можете использовать разные методы: вопросы, головоломки, сравнения, опросы, игры, рассказы, объяснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы разговора и логические задания учителя. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу в вашем районе?» и т.д. Рекомендуется использовать те, которые стимулируют проявление детских чувств и эмоций. Вы можете спросить учащихся, какие добрые слова могут сказать цветы на грядках в парке и что они хотели бы сказать пушистым друзьям. Необходимо рассматривать не только отдельные природные объекты, но и экологические сообщества с учетом «почв» парка и водоема, определяя условное взаимодействие и формируя логические цепочки связей и зависимостей [7].
Цель дидактических игр, проводимых во время экскурсий, – дать дошкольникам возможность проявить активное, экологически чистое отношение к природным объектам. Темы могут быть: «Помоги дереву», «Внимание, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и т.д. Небольшие экологические мероприятия расширяют опыт охраны природы и поддерживают желание активно и самостоятельно помогать природным объектам, позволяют почувствовать гордость за хорошо выполненную работу. Путешествуя в сквер, парк или пруд, дети могут вместе со взрослыми развесить скворечники, сажать саженцы на клумбах и клумбах, сажать деревья и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экскурсии – один из основных видов деятельности и особая форма организации работы в сфере экологического просвещения, которая является одной из наиболее трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии проходят вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что дети могут познакомиться с природными объектами и явлениями в естественной среде.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе.
Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке дошкольного учреждения, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.
Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используются фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное наблюдение за детьми, сбор материалов по естествознанию, детские игры с собранным материалом. Порядок деталей зависит от цели тура и времени года. Экскурсии помогают расширить и понаблюдать за представлениями воспитанников об экологических системах (парках, водоемах, представлениях об их «жизни») в течение года, научиться любить и беречь окружающую среду, это происходит с каждым природным объектом в зависимости от времени года.
1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т.С. Комарова. – М. : Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
2. Буре, Р.С. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
3. Виноградова, А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р. С. Буре и др. – М. : Просвещение, 2007. – 221 с.
4. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Л.А. Каменева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
5. Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Л.А. Каменева. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.
6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2001. – 416 с
7. Котлярова, С. Ознакомление детей подготовительной группы с трудом взрослых / С. Котлярова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 7. – с. 14-18.
8. Котлярова, С. Ознакомление с трудом взрослых / С. Котлярова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – с. 21-26.
9. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : методическое пособие / И. В. Кравченко, Т.Л. Долгова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
10. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов : Николаев, 2005. – 76 с.
11. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу / М.В. Лучич. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
12. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе / А.Ф. Мазурина. – М.: Просвещение, 2006. – 206 с.
13. Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Книга для воспитателя детского сада / Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 2011. – 108 с.
14. Организация прогулки в ДОУ : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ сост. Е. А. Донченко. – Архангельск : АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
15. Рыжова, Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7. – С. 29 – 33.
16. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Теплюк. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
17. Туева, Т. Г. Целевые прогулки в природу. Организация экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста (3– 5 лет) / Т. Г. Туева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 96 с.
18. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста / В.Г. Фролов. – М., Просвещение, 2003. – 192 с.
19. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке / В.Г. Фролов. – М., Просвещение, 2006. – 159 с.
20. Шишкина, В. А. Прогулки в природу : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – 145 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты