Особенности проявления эмпатии у дошкольников зависимости от темперамента
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности проявления эмпатии у дошкольников зависимости от темперамента»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности проявления эмпатии у дошкольников зависимости от темперамента
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли-сад №78, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика типа темперамента дошкольника.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол оценки уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные результаты диагностики типа темперамента у детей старшего дошкольного возраста по опроснику Г. Айзенка.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ В ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА
1.1 Сущность эмпатии в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития эмпатийных способностей у детей дошкольного возраста
1.3 Характеристика и свойства темперамента в работах педагогов и психологов
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ В ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Многие психологи и ученые исследуют проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, анализируют роль переживаний в процессе социализации детей, исследуют способы выражения и регуляции эмоций.
Проблема развития эмпатии у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной и требует особого внимания, так как именно в дошкольном возрасте ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, что приводит к обогащению опыта общения со сверстниками и взрослыми. Всякий процесс коммуникации нуждается в сопереживании и сочувствии, а также содействия другому. Благоприятным периодом для развития эмпатии исследователи считают старший дошкольный возраст. Несмотря на то, что первые проявления эмпатии формируются гораздо раньше, под влиянием опыта, общения и совместной деятельности в старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность сочувствовать другим людям, переживать печали и радости других людей, как свои собственные.
Такие отечественные психологи: Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова занимались изучением проблемы развития эмпатии в дошкольном возрасте. Они пришли к выводу, что именно в старшем дошкольном возрасте эмпатия занимает ведущее место в формировании эмоционально-нравственной культуры личности. Современные направления дошкольного образования направлены развитие эмпатии, так как умение человека сочувствовать и сопереживать другим людям, понимать их состояние – один из основных составляющих нравственного развития детей.
Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.
На характер общения, его успешность оказывает влияние темперамент его участников. Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ В ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА
1.1 Сущность эмпатии в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогических исследованиях вопрос определения эмпатии имеет ряд разногласий. В психологии понятие «эмпатия» появилось в работах Э. Титченера. Он называл эмпатию как внутреннюю активность, которая имеет результатом интуитивное понимание ситуации другого человека [18, с. 81].
В психологическом словаре эмпатия определяется как осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Это способность понимать чужие переживания и принимать их. Это направленность внимания, восприятия и мышления на состояния, проблемы, поведение другого человек. Эмпатия – это «способность занимать позицию другого».
К. Роджерс определял эмпатию как «способность встать в ботинки другого, изнутри воспринимать внутреннюю систему координат другого, как если бы терапевт был этим другим» [16]. Проявление «эмпатии» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями. Она в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.
Выделяют следующие виды эмпатии:
– эмоциональная эмпатия: в основе – механизмы проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
– когнитивная эмпатия: в основе – такие интеллектуальные процессы как сравнение, аналогия и т.п.;
– предикативная эмпатия: выражается способностью человека в конкретных ситуациях предсказывать аффективные реакции другого человека;
– поведенческая эмпатия: выражается в готовности человека к определенному виду отношений с другими людьми с использованием разных видов взаимодействия, облегчающие страдание другого человека.
Поведенческая эмпатия также характеризуется проявлением тепла, дружелюбия, поддержки. Сюда можно отнести оказание помощи, содействующее поведение в ответ на переживание другого [5, с. 14].
Как зарубежные, так и отечественные исследователи выделяют в эмпатии следующие компоненты:
1. Эмоциональный, характеризующийся способностью распознать и осознавать эмоциональные состояния другого человека.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ В ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы являлось проанализировать особенности проявления эмпатии у дошкольников зависимости от темперамента. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа темпераменты. Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов.
База исследования: исследование осуществлялось н базе ГУО «Ясли-сад №78 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста, среди которых 6 девочек и 14 мальчиков. Возраст испытуемых 5-6 лет.
На основании исследовании Л.П. Стрелковой [19], В.В. Абраменковой [2], Т.П. Гавриловой [8] и др., мы выделили следующие показатели уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:
– уровень восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека;
– уровень понимания ребенком эмоционального состояния другого;
– наличие интереса и внимания к экспрессии и эмоциям
– изображенного человека;
– уровень знаний об эмоциональном состоянии другого человека.
Для исследования уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:
– методика «Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека» (А.М. Щетинина);
– методика «Вербальная фиксация признаков экспрессии с опорой на изображение» (А.М. Щетинина);
– методика «Подбор изображения к вербальному описанию ситуации» (А.М. Щетинина).
Принципы процедуры проведения методик.
При исследовании уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использовался материал – картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях (радость, страх, гнев, удивление, грусть). Для проведения всех методик мы приглашали по одному ребенку, предлагали ему картинки, на которых были изображены люди (взрослые и дети) в различных эмоциональных состояниях – радость, страх, гнев, удивление, грусть. Мы использовали 20 изображений, по 4 картинки на каждое эмоциональное состояние. Ребенку поочередно, в случайном порядке демонстрировались картинки, и предлагалось выполнить задание исходя из задания методики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмпатия понимаются и как нерациональное познание одним человеком внутреннего мира другого, и как разновидность социальных эмоций и эмоциональной отзывчивости человека на переживания окружающих. Ввиду сложности эмпатии как психического процесса, в её структуре выделяю и последовательные фазы, и эмпирические реакции, и формы, и виды, и уровни. А также компоненты, так как эмпатия определяется как системное образование. Поэтому в её структуре выделяются когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
Способность к сопереживанию, сочувствованию развивается по мере взросления. В дошкольном возрасте ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства с помощью взрослого становятся более осознанными, обобщенными, разумными; формируются высшие чувства-нравственные, эстетические. Эмпатия может отличаться определёнными биологическими предпосылками. Также она социально обусловлена и развивается по мере психического и личностного развития. Формирование механизмов эмпатического взаимодействия происходит в различных видах деятельности. Оно неразрывно связано с особенностями процесса социализации личности. На определённом возрастном этапе возникает тот или иной механизм и обусловливает такие особенности эмпатийных проявлений ребёнка, как глубину, характер и направленность его эмпатийных переживаний.
Темперамент выступает как явление не только физиологическое, но и психологическое. Темперамент, будучи диспозицией эмоциональной жизни, является свойством психики, находится в единстве с организмом. Под свойствами темпераментами понимаются индивидуальные признаки человека, позволяющие судить о темпе и ритме функционирования психических процессов, уровне устойчивости эмоциональны образований, напряжённости волевых усилий во всех сторонах психической деятельности. Свойства темперамента обладают устойчивым характером, независимостью от содержания деятельности, формальным аспектом. Основными свойствами темперамента являются: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность, экстраверсия, интроверсия, активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Целью эмпирического исследования являлось установить особенности проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа темперамента. Полученные данные позволили сделать вывод, что у большинства детей 5-6 лет недостаточно развита эмпатия. Дети понимают настроения окружающих, однако сочувствую и сопереживают в большей степени для привлечения внимания к себе. Дети часто не могут раскрыть причину того или иного настроения у персонажа. Дети затрудняются объяснить причину того или иного настроения персонажа, раскрыть подтекст, предположить, что предшествовало такому настроению.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. / Г. С. Абрамова. – М. : Академия, 2008. – 251 с.
2. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 254–256.
3. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А. В. Батаршев. – М.: Смысл, 2001. – 346 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Спб. : Питер, 2008. – 399 с.
5. Большунова, Л. Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности: автореф. дис. … канд. психолог. наук. Новосибирск, 2010. – 24 с.
6. Выговская, Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореферат / Л. П. Выговская. – 19.00.01. – Киев, 2018. – 20 с.
7. Гаврилова, Т. П. Сопереживание и сочувствие / Т. П. Гаврилова //Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 39–45
8. Гаврилова, Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез. докл. Краснодар: Кубан, 2015. – 179 с.
9. Гаджиева, У. Б. Особенности проявления темперамента как свойства индивидуальности личности / У. Б. Гаджиева // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 2. – С. 109-113.
10. Долгова, В. И. Эмпатия : монография / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. – М. : Перо, 2014. – 185 с.
11. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова. – М. : Владос, 2010. – 130 с.
12. Журавых, О. Пойми меня / О. Журавых // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 2. – С. 44–51
13. Карягина, Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Т. Д. Карягина. – М., 2013. – 20 с.
14. Ковалев, А. Г. Темперамент и характер / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев // Психология индивидуальных различий / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Издание 2-е. – Москва : ЧеРо, 2006. – 766 c.
15. Кривцова, М. А. Темперамент личности и его свойства / М. А. Кривцова, А. В. Авраменко, А. А. Клименко // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 5 (5). – С. 105-111.
16. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – Москва. – Электронный ресурс : http://nashaucheba.ru/v50527/
17. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
18. Михайлова, В. П. Зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит / В. П. Михайлов, Н. И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. – 2009. – Выпуск 1 (37). – С. 77–86.
19. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2007. – 560 с.
20. Ноздрина, Н. А. Понятие о темпераменте. Виды и свойства темперамента / Н. А. Ноздрина, Р. Р. Дегтярев // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований: сборник статей научно-практической конференции. – Уфа, 2019. – С. 136-140.
21. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5-7 лет / Е. Р. Овчаренко // Науч. – метод. журнал «Начальная школа плюс : До и После». – 2003. – № 10. – С. 19 – 24
22. Орлов, А. Б. Феномены эмпатии и конгруэнтность / А. Б. Орлов. – Москва. – Электронный ресурс: https://hr-portal.ru/article
23. Паршина, И. В. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / И. В. Паршина // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 2. – С. 24–27.
24. Пашукова, Т. И. Механизмы и функции эмпатии / Т. И. Пашукова, Е. А. Троицкая // Вестник Московского гос. лингв. ун-та. – 2010. – № 586. – С. 197–209.
25. Подымова, Л. С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л. С. Подымова, С. В. Ильина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. – 2016. – № 2. – С. 152–155.
26. Роджерс, К. Эмпатия. Психология эмоций: сборник / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2004. – 243 с.
27. Русалов, В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В. М. Русалов. – М. : Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.
28. Сорокоумова, С. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / С. Н. Сорокоумова // Психологические проблемы современной российской семьи : тезисы конференции. – 2015. – № 2. – С. 74–76.
29. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям : сборник / В. А. Сухомлинский. – Киев, 2009. – 270 с.
30. Федянина, А. О. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников / А. О. Федянина, Н. А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 51–54.
31. Феоктистова, С. В. Темперамент и механизмы психологической защиты как компоненты системы адаптации личности / С. В. Феоктистова, И. В. Григорьева // Вестник ТвГУ. – 2017. Выпуск 3. – С. 174-178
32. Юсупов, И. М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: Автореф. Дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 2005. – 43 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика типа темперамента дошкольника.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол оценки уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные результаты диагностики типа темперамента у детей старшего дошкольного возраста по опроснику Г. Айзенка.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты