Лэпбук как средство повышения познавательной активности учащихся на 1 ступени общего среднего образования на уроках литературного чтения
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Лэпбук как средство повышения познавательной активности учащихся на 1 ступени общего среднего образования на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Лэпбук как средство повышения познавательной активности учащихся на 1 ступени общего среднего образования на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Папка-Лэпбук «Литературное чтение».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогические основы развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста
1.2 Особенности развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
ГЛАВА 2 АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЭПБУКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Сущность и значимость применения Лэпбука в процессе формирования познавательной активности учащихся младшего школьного возраста
2.2 Педагогические условия применения Лэпбука как средство повышения познавательной активности учащихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Требования новых стандартов будут ориентировать учителей не только на формирование базовых знаний по образовательным областям, но и на формирование учебных действий в системе общего образования. Наиболее важную роль в обучении играют познавательные навыки, такие как грамотность и навыки чтения. В начальной школе на учителях лежит большая ответственность за то, чтобы ученики стали читателями. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством навыков чтения учащихся, но только когда ребенок овладевает процессом чтения, у него появляется интерес к самостоятельному чтению. Чтение – это деятельность. Как общая психическая деятельность, она мотивируется мотивами, потребностями, которые порождают интерес.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь детям стать читателями: приобщить их к богатому миру детской литературы, как отечественной, так и зарубежной, к искусству слова, обогатить их читательский опыт. Как известно, литературное чтение в современной средней школе является первым этапом интегрированного, непрерывного литературного курса. К.Д. Ушинский однажды сказал: «Чтение не имеет значения; важно то, что вы читаете и как вы понимаете прочитанное». Это самое важное.
Учитывая особенности современных детей – они подвижны, самостоятельны, коммуникабельны и любознательны – необходимо организовать работу на уроках чтения так, чтобы их активная деятельность была направлена в нужное русло. В связи с этим учителя ищут эффективные формы и методы обучения литературному чтению, которые способствовали бы активизации учебной деятельности и формированию познавательной активности. Педагогическая наука показала, что эта проблема нуждается в теоретической разработке и практической реализации в преподавании. Необходимость подготовки каждого растущего человека к творчеству не нуждается в доказательствах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогические основы развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста
Познавательная активность, как и познавательная деятельность, изучалась с разных точек зрения, в том числе учителями и психологами, но любое исследование рассматривает ее как часть всей проблемы образования и развития. Сегодня проблематика, представляющая интерес, все чаще изучается в контексте различных видов учебной деятельности учащихся, которые позволяют педагогам, воспитателям творчески подходить к работе, формировать и развивать интересы учащихся для достижения успеха, обогащения их личности и формирования позитивного отношения к жизни.
Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Я.A. Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению». Я. A. Коменский доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться.
Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний процесс: с одной стороны, это проявление самоорганизации и самореализации учащихся, с другой стороны, это результат организации учителями познавательной деятельности учащихся [11, с. 78].
Познавательная активность играет в педагогическом процессе одну из главных ролей. И.B. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности» [19, с. 213].
ГЛАВА 2 АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЭПБУКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Сущность и значимость применения Лэпбука в процессе формирования познавательной активности учащихся младшего школьного возраста
Одним из таких инновационных способов развития детей дошкольного возраста является использование оригинальных учебных пособий под названием «Лэпбук».
Этот термин происходит от английского слова 2lapbook», что буквально означает «книга на коленях». Лэпбук – это небольшая самодельная папка, которую ребенок может легко положить на колени и просмотреть все ее содержимое за один раз [24, с. 267].
Первые «лэпбук» были созданы американцами. Leipbook – это открывающаяся книга с карманами, дверцами, окошками, вкладками и подвижными частями, содержащая материал по одной теме. С другой стороны, все эти кармашки предназначены для того, чтобы привлечь интерес ребенка к самой папке. С другой стороны, это отличный способ представить всю имеющуюся информацию в сжатом виде.
Работа с Лэпбуком – это отличный способ закрепить с детьми определенную тему, дать им возможность понять содержание книги и провести исследование, в котором ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний процесс: с одной стороны, это проявление самоорганизации и самореализации учащихся, с другой стороны, это результат организации учителями познавательной деятельности учащихся. Познавательная активность является одной из важнейших мотиваций обучения учащихся младшего школьного возраста. Познавательная активность очень важна в учебном процессе учащегося младшего школьного возраста, познавательно-активный ребенок притягивается к знаниям, он жизненно необходим для обучения.
Литературное чтение – это особый предмет школьной программы на уровне, который обеспечивает понимание многообразия литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет важен для развития личности ребенка, так как формирует понимание мира, культуры, этических понятий, добра и зла, морали и т.д. Уроки литературного чтения очень важны в процессе развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста. Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. На уроках литературного чтения творческие способности детей развиваются интенсивно. Детям очень нравится выдумывать, проявлять оригинальность. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного. Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое, новое.
Лэпбук – это не просто метод закрепления и оттачивания знаний, полученных на уроке, а полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты. Это исследование, которое, начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если в ребенке посеяно «семя» открытия и исследования, оно будет расти и множиться. Задача учителя – просто вселить в учеников уверенность в собственных силах и мотивировать их на открытие новых горизонтов.
1. Андреев, B.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / B.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 431 c.
2. Бардин, K.B. Как научить детей учиться. Учебная деятельность, её формирование и возможные нарушения / K.B. Бардин. – M.: Нар. Асвета, 1973. – 144 c.
3. Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редкол.: M.A. Мовзон. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014. – T.2. – 736 c.
4. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов / под редакцией A.B. Петровского. – M.: Просвещение, 2013. – 480 c.
5. Дайри, H.Г. Обучение истории в старших классах. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения / H.Г. Дайри. – M.: Просвещение, 1965. – 441 c.
6. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – M.: Учпедгиз, 1961. – 238 c.
7. Жарова, Л.B. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.B. Жарова. – M.: Просвещение, 1986. – 204 c.
8. Зимняя, И.A. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И.A. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 c.
9. Коджаспирова, Г.M. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. Пед. училищ и коллеждей / Г.M. Кожаспирова – Минск: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416 c.
10. Коноводова, Ю.A. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе. Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. / Ю.A. Коноводова. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. – 106 c.
11. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения / Н.В. Короткова // Начальная школа. – 2004. – №11. – С. 76-80.
12. Леонтьев, А.А. Чтение как понимание // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих.-соц.ин-т. – М., 2001. – 276 с.
13. Метельский, И.B. Как поставить перед учащимися учебную задачу. Начальная школа / И.B. Метельский – M.:, 2004. – 87 c.
14. Миронова, Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников / Е.А. Миронова // Начальная школа. – 2011. – №8. – С. 74-75.
15. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. – M.: Академия, 2000. – 452 c.
16. Панфилова, И.П. Элементы лингвистического анализа текста в обучении младших школьников / И.п. Панфилова // Начальная школа. – 2009. – №3. – С. 15-17.
17. Педагогика / Г. Нойнер [и др.]; под общ. ред. Ю.K. Бабанского. – Минск, 2004. – 368 c.
18. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – M.: Пед. общ-во России, 2008. – 640 c.
19. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. учеб. заведений / B.A. Сластенин [и др.]. – M.: Школе-Пресс, 2000. – 384 c.
20. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. – M.: МГПИ, 2008. – 326 c.
21. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» / И. П. Подласый. – Минск: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 c.
22. Решетникова, И.П. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов / И.П. Решетникова // Начальная школа. – 2006. –№3. – С. 61-63
23. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / B.C. Селиванов – M.: Знание, 2010. – 391 c.
24. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / под редакцией Л.Г. Петерсона. – M.: Проспект, 2010. – 460 c.
25. Столяренко, Л.Д. Педагогика для студентов колледжей / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2010. – 448 c.
26. Тикунова, Л.И. Литературное чтение: Словарь для учителей и родителей / Л.И. Тикунова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 251 с.
27. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И.Ф. Харламов – 3-е изд., перераб. и доп. – M.: Юристъ, 2007. – 512 c.
28. Хуторской, A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов / A.B. Хуторской. – СПб.: Питер, 2011. – 470 c.
29. Шамова, T.И. Активизация учения школьников / T.И. Шамова – M.: Знание, 2011. – 315 c.
30. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина – M.: Просвещение, 2001. – 123 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Папка-Лэпбук «Литературное чтение».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты