Внеклассная работа по математике в 3 классе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Внеклассная работа по математике в 3 классе»
по дисциплине: «Методика преподавания математики»
2021
45.00 BYN
Внеклассная работа по математике в 3 классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания математики
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспект занятий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Значение и задачи внеклассной работы по математике по математике на I ступени общего среднего образования
1.2 Виды и формы внеклассной работы по математике
1.3 Методика организации внеклассной работы по математике на I ступени общего среднего образования
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
2.1 Особенности организации внеклассной работы по математике в третьем классе
2.2 Анализ возможности и целесообразности включения в учебный процесс различных видов и форм внеклассной работы по математике в третьем классе
2.3 Разработка программы факультативных занятий по математике в третьем классе и методических рекомендаций по их проведению
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Математика – это конкретная наука, и чтобы ученикам ее лучше понять, учителю нужно направлять свои усилия на возбуждение у детей интереса к ней. При изучении математики в школьном курсе и выполнении стандартов образования много времени уделяется решению традиционных задач во время аудиторных занятий. Некоторые темы вообще рассматриваются на уроках обзорно, а остальной материал дается на самостоятельную проработку. Во время урочных занятий нехватка времени не позволяет в полной мере рассматривать нестандартные задачи по математике, проводить занятия в различных формах, которые бы обеспечивали расширение и углубление знаний по математике, позволяли бы раскрытию индивидуального творческого потенциала учащихся, связывало традиционные знания и умения, учащихся с прикладными задачами и жизнью в целом. Решению поставленных проблем способствует внеклассная работа по математике.
Кроме того, в последние годы в математике возникают все новые направления, которые отличаются от традиционных вопросов школьного курса математики. Такие направления должны в определенной степени отображаться в школьном математическом образовании, в частности во внеклассной работе по математике.
Многие известные методисты по математике и учителя-практики посвящали свои работы методам и формам внеклассной работы по математике. Среди них можно назвать следующих: Спивак А.В., Трайтак Д.И., Фарков А.В., Шайкина В.Н., Шарыгин И.Ф., Шевкин А. В., Щуркова Н.Е. и др. Данные ученые раскрывали суть, содержание; развивали формы внеклассной работы по математике в соответствии с новым условиями. Сегодня стоит задача в раскрытии роли внеклассной работы по математике, как одной из составляющих математического образования учащихся, поэтому необходимо показать возможности такой работы для повышения интереса учащихся к математике, раскрытия индивидуального творческого потенциала учащихся, расширения содержания математического образования.
Объект исследования: внеклассная работа по математике.
Предмет исследования: процесс организации внеклассной работы по математике в третьем классе.
Цель курсовой работы: исследование организации внеклассной работы по математике в третьем классе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Значение и задачи внеклассной работы по математике по математике на I ступени общего среднего образования
Еще в древности математику называли «царицей наук» и «ключом ко всем знаниям». Леонардо да Винчи писал: «Ни одно человеческое исследование нельзя назвать истинным без математического доказательства».
Математика - это особая наука, и для того, чтобы учащиеся лучше ее понимали, учителя должны направлять детей, чтобы они увлекались математикой. Когда математика изучается в школьной программе и соблюдаются образовательные стандарты, много времени тратится в классе на решение традиционных проблем. Некоторые темы рассматриваются в обзоре, остальные даются для самостоятельного изучения. В ходе классных занятий нестандартные задачи по математике не могут быть рассмотрены в полной мере из-за недостатка времени на выполнение учебной программы в другой форме, что создаст условия для расширения и углубления математических знаний, позволит раскрыть творческий потенциал отдельных учащихся, связав их традиционные знания и навыки с прикладными задачами и жизнью в целом. Внеклассная работа по математике способствует решению этих задач [45, c. 69].
В последние годы появились новые направления в математике, которые отличаются от традиционных проблем школьной программы по математике. Такие направления должны в определенной степени найти отражение в школьном математическом образовании, особенно во внешкольной работе по математике.
Многие известные методисты и практикующие учителя математики имеют специальные работы по методам и формам внеклассной работы по математике. Среди них: Спивак А.В., Трайтак Д.И., Фарков А.В., Шайкина В.Н., Шарыгин И.Ф., Шевкин А. В., Щуркова Н.Е. и др. Эти ученые раскрыли сущность, содержание; разработали форму внеклассной работы по математике в соответствии с новыми условиями. Сегодня задача состоит в том, чтобы раскрыть роль внеклассной работы по математике как одной из составляющих математического образования учащихся, показать возможности такой работы для повышения интереса учащихся к математике, раскрыть их индивидуальный творческий потенциал, расширить содержание математического образования.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
2.1 Особенности организации внеклассной работы по математике в третьем классе
Математика как наука содержит много интересного и занимательного, а с точки зрения содержания – доступного для понимания третьеклассников, расширения математического горизонта учащихся, ознакомления с интересными фактами из области математики, с рядом занимательных вопросов и заданий может значительно выиграть от математической газеты или уголка в школьной или классной стенгазете.
Математическая газета, при разумной организации работы с ней, помогает повысить интерес третьеклассников к математике, развить у младших школьников математический ум и элементы логического мышления, развить навыки самостоятельного чтения математического текста.
Математическая газета служит агитатором и организатором математических кружков, викторин, конкурсов и других мероприятий.
Газета будет успешной, если её содержание будет отражать жизнь класса, его «математическую атмосферу», если его развлекательный материал будет в какой-то степени связан с программой. Газетный материал может быть использован учителем для разумного отдыха третьеклассников в перерывах, в группе продленного дня, во время прогулки.
Опыт показывает, что интересная и красиво оформленная газета служит центром внимания для третьеклассников на несколько дней. Газета выходит под непосредственным руководством учителя, а в 1-2 классах первые номера обычно готовит сам учитель, привлекая к оформлению старшеклассников. Младшие ученики должны видеть весь процесс выпуска газеты и оказывать всяческую помощь.
В ходе работы Математический кружок помогает расширить горизонты третьеклассников в различных областях начальной математики. Кружковая работа способствует развитию у третьеклассников математического мышления: лаконичность речи, умелое использование символов, правильное использование математической терминологии, умение отвлекаться от всех качественных аспектов предметов и явлений, ориентируясь только на количественные, умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. По нашему мнению, участие третьеклассников в работе кружка способствует воспитанию их социальной активности, что выражается еще и в помощи учителю в изготовлении наглядных пособий, в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или газетного уголка, в создании математического уголка в классе и т.д. Кружковая работа оказывает большое влияние на рост интереса к математике не только на учеников в кружках, но и на остальную часть класса. Кружки могут создаваться на добровольной основе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Образовательной по содержанию является внеклассная работа по математике. Внеклассные занятия по математике в начальных классах могут быть разных видов.
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Различает два вида внеклассной работы по математике: работа с учащимися проявляющими интерес к математике; работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике. Но можно выделить ещё и третий вид работы: работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики. Существуют следующие формы внеклассной работы: математический кружок, факультатив, олимпиады конкурсы, викторины, математические олимпиады, математические дискуссии, неделя математики, школьная и классная математическая печать, изготовление математических моделей, математические экскурсии.
Внеклассная работа по математике в учебном году ведется параллельно с классными занятиями. При организации необходимо учитывать добровольность участия детей, охват всех учащихся определенным видом деятельности, независимо от уровня воспитанности, успеваемости. Внеклассная работа должна проводиться систематично и последовательно. К личности педагога также предъявляются требования, способствующие эффективной организации внеклассной работы в школе: учителю должны быть свойственны такие качества как глубокое знание математики, широкая эрудиция, педагогическое мастерство.
Все используемые формы внеклассной работы требуют от учителя математики соблюдения определенной методики организации и проведения, которая должна учитывать теоретические, практические и научные наработки, специфику учебного курса, запросы ученического коллектива, реалии отечественной образовательной среды, разнообразие информационного пространства и тому подобное. При этом внеклассная работа предполагает взаимосогласованность отдельных ее форм, а, следовательно – соблюдение системного принципа во внеурочном обучении.
1. Адамович, Т. А. Настольная книга учителя математики : пособие для учителей / Т. А. Адамович, И. Г. Арефьева. – Минск : Сэрвит, 2009. – 111 с.
2. Акулич, И. Ф. Задачи на засыпку и другие математические сюрпризы : пособие для учителей / И. Ф. Акулич. – Минск : Асар, 2001. – 208 с.
3. Балк, М.Б. Математика после уроков: Пособие для учителя/ Балк М.Б. и Балк Г.Д - М.: Просвещение, 1971. - 214 с.
4. Волина, В. Праздник числа. Занимательная математика для детей/ В. Волина. - М.: Знание, 1993. 139 с.
5. Гончарова, Л.В.. Предметные недели в школе/ Л.В. Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2001. - 115 с.
6. Дик Н. Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
7. Житомирский, В. Г. Некоторые приёмы организации внеклассной работы по математике/ В.Г. Житомирский // Начальная школа. - 1989. - №6.
8. Игры, конкурсы, задания на уроках математики. 5-10 классы / И. Г. Арефьева, Е. М. Гунченко, О. В. Мазанник [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2007. – 96 с.
9. Королева, К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению / К.П. Королева. - Свердловск: СГПИ, 1987. - 147 с.
10. Кремнева С.Ю. Математика. Рабочая тетрадь № 1: 3 класс: к учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика: учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.» / С.Ю. Кремнева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 63, {1} с. (Серия «Учебно-методический комплект».).
11. Кремнева С.Ю. Математика. Рабочая тетрадь № 1: 3 класс: к учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика: учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.» / С.Ю. Кремнева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 63, {1} с. (Серия «Учебно-методический комплект».).
12. Кубеко, Т. П. Математика : 5-8 классы. Логические задачи / Т. П. Кубеко, Л. Я. Поляков. – Минск : Аверсэв, 2008. – 254 с.
13. Межуева Ю.В. Математика. 3 класс. Подготовка к промежуточной аттестации. – Саратов: Лицей, 2015. – 32с.
14. Минхаирова, О. И. В математическом кружке. // Начальная школа. - 1993. - №68.
15. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.adu.by
16. Нетрадиционные формы обучения математики : сборник докладов областной научно-практической конференции, Брест, 15-18 июня 1998 г. / БрГУ имени А. С. Пушкина ; редкол. : В. С. Дуванова, Н. И. Ковалевич. – Брест, 1998. – 285 с.
17. Пивоварук, Т. В. Математика в сказках / Т. В. Пивоварук.- Брест : БрГУ, 2010. – 88 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения/ Подласый И.П - М.: ВЛАДОС, 1999. - 285 с.
19. Рогановский, Н. М.Методика преподавания математики в средней школе: в 2 ч. / Н. М. Рогановский , Е. Н. Рогановская.- Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2010. - Ч.1 .- 312 с.
20. Рубинштеин, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштеин. - СПб.: Питер, 2000. - 241 с.
21. Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс. Ч.1: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2 ч.». ФГОС (к новому учебнику) / В.Н.Рудницкая. – 15-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
22. Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс. Ч.2: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2 ч.». ФГОС (к новому учебнику) / В.Н.Рудницкая. – 15-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
23. Сефибеков, С.Г. Внеклассная работа по математике / С.Г.Сефибеков. - М.: Просвешение, 1988. - 135 с.
24. Сластенин, В.А. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и внеучебной деятельности / В.А.Сластенин. - М.: МПГИ, 1980. - 196 с.
25. Спивак, А.В. Математический кружок / А.В. Спивак. - М.: Посев, 2003. - 124 с.
26. Столяр, А.А. Практикум по педагогике математики/ А.А. Столяр. Минск: Высш. школа, 1978. - 207 с.
27. Труднев, В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе/ В. П. Труднев. - М. : Просвещение. - 1995 - 175 с.
28. Труднев, В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П.Труднев. - М.: Просвещение, 1975. - 234 с.
29. Фарков, А.В. Математические кружки в школе / А.В. Фарков. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 176 с.
30. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 8-9 лет (3 класс). Курс «РПС». М.: Росткнига, 2011.
31. Шустеф, Ф. М. Материал для внеклассной работы по математике : книга для учителя / Ф. М. Шустеф. – Минск : Народная асвета, 1984. – 224 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспект занятий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты