Использование игр и игровых упражнений по развитию устной речи учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на I ступени общего среднего образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование игр и игровых упражнений по развитию устной речи учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на I ступени общего среднего образования»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха»
2021
45.00 BYN
Использование игр и игровых упражнений по развитию устной речи учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на I ступени общего среднего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты коррекционных уроков по развитию речи и слухового восприятия.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Развитие слухового восприятия у нормотипичных детей
1.2. Особенности развития слухового восприятия учащихся с нарушением слуха
1.3. Задачи работы по развитию слухового восприятия учащихся с нарушением слуха
1.4. Значение использования игр игровых упражнений в коррекционной работе
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Требования к отбору игр и игровых упражнений на коррекционные занятия по развитию слухового восприятия
2.2. Методические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений в коррекционной работе по развитию устной речи и слухового восприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В младшем школьном возрасте продолжается период интенсивного развития учащихся, поэтому эффективность занятий с ребенком зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем, важнейшей из них является слуховая система.
Одной из первостепенных задач специального образования является социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития. В специальных психолого-педагогических исследованиях акцентируется внимание на том, что ведущим фактором социализации детей с нарушением слуха является развитие устной речи (ее восприятия и воспроизведения). Поэтому развитие слухового восприятия и коррекция произношения выступают наиболее значимыми разделами работы в школе для детей с нарушением слуха [18, c. 87].
Благодаря слуховому восприятию развиваются речь и мышление, обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов. Аналогичного мнения придерживались отечественные и зарубежные педагоги и ученые, такие как Л. И. Божович, Л.А. Венгер, Л. А. Головчиц, Т. В. Кинах и другие, также, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман, придерживались такого мнения, что развитие слухового восприятия у обучающихся обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, а также, ориентирование на звук как один из главных характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы [15].
Актуальность исследования. Современный этап развития общества требует от системы специального образования создания условий для оптимального развития и обучения детей, так как в настоящее время возросло количество лиц, имеющих устойчивые нарушения здоровья, которые влекут за собой существенные ограничения в жизнедеятельности и приводят к процессу инвалидизации. К этому также относится создание условий для развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха с целью подготовки их к активной и самостоятельной социальной жизни. Для этого необходимо придать данному процессу организованный характер и обеспечить каждому учащемуся, имеющему отклонения в развитии, доступную и полезную для его развития систему обучения и воспитания [31].
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Развитие слухового восприятия у нормотипичных детей
Основой для развития фонематического восприятия является нормальное развитие слухового восприятия:
уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия);
в 2-3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих.
Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни.
Швачкин Н.Х. подчёркивает, что возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности.
В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм.
На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают.
В конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи автор назвал до-фонемным.
Под воздействием изменения семантики происходит переход фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой артикуляции и речевого слуха ребёнка. Зачатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода Н.Х. Швачкин назвал фонемной [29, c. 65].
Фонематическое становление речи ребёнка существенно зависит от психологических особенностей фонем:
1 Обобщённость фонемы
Фонема возникает в связи со становлением слова. Фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом.
2 Различительная функция фонемы.
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Требования к отбору игр и игровых упражнений на коррекционные занятия по развитию слухового восприятия
Ознакомление ребенка с окружающим миром начинается с первого минут его жизни. Как правило, дети всегда и везде соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и искусственной. Это привлекает внимание ребенка, удивляет, даёт богатую «пищу» для детского развития. Таким образом, этот мир вещей, предметов, явлений и свойств, может стать идеальным проводником в игровую деятельность дошкольника, тем самым способствуя развитию слухового восприятия [21, c. 87].
Слуховое восприятие развивается прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и прежде всего матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира [22].
Игра – это одно из наиболее эффективных средств интерактивного обучения, пробуждающее живой интерес к уроку. Дети любят играть. И эту их потребность необходимо использовать для решения воспитательных и учебных задач. Игра, являясь любимым занятием детей любого возраста, вызывает активность, создаёт эмоциональный фон работы, повышает тонус, возбуждает интерес к индивидуальным занятиям и желание их посещать. Игра активизирует речь, позволяет быстрее накопить словарь, уточнить и расширить значение слов, овладеть звуковым составом слова и его слоговой структурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие правильной речи - это весьма значимый момент в развитии ребенка, поскольку различные нарушение речи, ограниченный круг общения негативно воздействуют на полноценное, всестороннее развитие дошкольника. В будущем это неблагоприятно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, и даже на выборе профессии. Для обеспечения адекватного речевого общения необходимо правильное звукопроизношение.
Проблема развития слухового восприятия младших школьников с нарушением слуха на занятиях посредством игровой деятельности является актуальной, так как на данный момент существуют трудности в правильности организации коррекционной работы слухового восприятия развития речи, поскольку от верно организованной работы зависит, как будет подготовлен учащийся к дальнейшей активной и самостоятельной социальной жизни.
Слуховое восприятие — форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.
Коррекционная работа по развитию устной речи и слухового восприятия - процесс продолжительный и трудоемкий. Каждый случай лечения требует индивидуального подхода. Выбор методик, подходов, упражнений зависит от степени выраженности нарушения, возраста и других особенностей. Но работа по коррекции и устранению нарушений слуха в любом случае проводится в несколько стадий.
В практической части курсовой работы нами были рассмотрены игры для развития слухового восприятия и развития речи, которые возможно использовать на различных этапах коррекционного занятия с учащимися с нарушением слуха.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии считается создание благоприятных условий с целью преодоления недостатков развития речи и слухового восприятия, а также выбор игр и упражнений которые помогут в организации коррекционного компонента.
1.Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Воспитание и обучение. – № 3. – 2004. – 89 с.
2.Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002 – 1456 с.
3.Боскис, Р. М. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха / Р. М. Боскис // Дефектология. – 1972. – №1. – 187 с.
4.Власова Т.М., Пфафендрот А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Просвещение, 1998. – 219 с.
5.Бушуева, Л. С., Игра как средство развития фонематического слуха первоклассников при обучении грамоте / Л. С. Бушуева// Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – 65 с.
6.Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) / Е. С. Воеводина // Школьный логопед. – 2006. – № 6 (15). – 98 с.
7.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : АСТ: Астрель, 2011. – 156 с.
8.Головчиц, Л. А. Дидактические игры для младших школьников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / Под ред. Л.А. Головчиц. – М. : ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. – 160 с.
9.Екжанова, Е. А.Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003. – 291 с.
10.Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос. 2001. – 272 с.
11.Забрамная, С. Д. Разви¬тие ребенка в ваших руках: книга, полезная для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. – М.: Новая школа, 2000. – 186 с.
12.Иванова, Е. А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! Книга для логопеда: учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Иванова. – М. : Сфера, 2007. – 176 с.
13.Казанская, В. Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В. Л. Казанская, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2000. – № 6 – 120 с.
14.Королева, И. В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. – Спб. : КАРО, 2016. – 304 с.
15.Крупенчук, О. И. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. – СПб. : Литера, 2014. – 96 с.
16.Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. – М., Просвещение, 1991. – 281 с.
17.Кузьмичёва, Е. П. Развитие устной речи у глухих школьников. М.: Академия, 2001.
18.Лалаева, Р. И. Логопатопсихология. [учебное пособие для студентов дефектологических факультетов вузов] / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2013 ; 2011. – 462 с.
19.Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. Изд-во АПН РСФСР 1978. – 379 с.
20.Миронова, Э.В. Формирование речи у детей с нарушением слуха // Дефектология. – 2005. – №5. – 76 с.
21.Михаленкова, И. А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / И. А. Михаленкова, Н. В. Анисимова, Н. В. Мирошниченко, К. В. Дроздовская – СПб. : КАРО, 2006. – 216 с.
22.Назарова, Л. П. Основные принципы построения программ по развитию слухового восприятия слабослышащих учащихся / Л. П. Назарова // Совершенствование средств общения глухих и слабослышащих в условиях слухоречевой реабилитации: Материалы науч. — практ. конф. ЛВЦ ВОГ. — Л. : ЛВЦ ВОГ, 1978. – 302 с.
23.Никитина, М. И. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989. – 273 с.
24.Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха I—IV классы. – Минск. – 2017. – 76 с.
25.Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / под ред. И.М. Гилевич, К.Г. Коровина. – М., 1986. – 281 с.
26.Степанова, О. А., Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха детей и коррекция их недостатков / О. А. Степанова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. — № 1. – 182 с.
27.Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 142 с.
28.Ткаченко, Т. А. Логопедические упражнения / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2017. – 88 с.
29.Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 112 с.
30.Храмцова, Г. Г. Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта / Г. Г. Храмцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 10 (69). – 529 с.
31.Чиркина, Г. В. Основы коррекционного обучения [Текст] / Г. В. Чиркина // Хрестоматия по логопедии. Т.1, – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 1997. – 132 с.
31.Яковлева, Е. А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения / Е. А. Яковлева. – Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. – 239 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты коррекционных уроков по развитию речи и слухового восприятия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты