Использование сюжетно-ролевых игр для слухо-речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр для слухо-речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
45.00 BYN
Использование сюжетно-ролевых игр для слухо-речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Организация: Ясли-сад №337, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протоколы проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
1.1. Категория детей с кохлеарным имплантом
1.2. Особенности слухо-речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом
1.3. Использование сюжетно-ролевой игры в слухо-речевом развитии детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛУХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
2.2. Анализ полученных результатов
2.3. Комплекс сюжетно-ролевых игр для слухо-речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым и сверстниками сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям особенно важно общение со сверстниками, которое осуществляется в процессе развития речи.
Дети с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, относительно новая категория детей с особенностями психофизического развития [23, с. 147].
Кохлеарная имплантация предполагает вживление во внутреннее ухо человека системы электродов, обеспечивающей восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции слухового нерва. Каждый электрод передает информацию об определенном диапазоне частот звуковых сигналов. При имплантации электродов в улитку соблюдается принцип тонотипической организации улитки и слуховой системы в целом. Таким образом, в идеальных условиях кохлеарный имплант должен обеспечивать принципиально иные, более высокие результаты восприятия неречевых и речевых звуков, чем традиционный слуховой аппарат.
Однако следует учитывать, что сама по себе операция не обеспечивает дифференцированное восприятие и – что особенно важно – понимание значения воспринимаемых звуков. Поэтому термин «кохлеарная имплантация» трактуется сегодня шире – как система мероприятий по реабилитации людей с глубоким нарушением слуха, включающая отбор детей, операцию, первое подключение речевого процессора и его настройки, послеоперационную коррекционную работу по развитию слуха и речи [10].
Учеными акцентируется внимание на том, что наиболее длительным и особенно важным для слухоречевого развития ребенка является именно последний этап – этап коррекционной работы [12].
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка.
В сюжетно – ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования знаний детей, активное включение ребёнка в образовательную деятельность [8, с. 30].
Цель исследования: изучить использование сюжетно-ролевой игры в слухо-речевом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: слухо-речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс слухо-речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить категорию детей с кохлеарным имплантом.
3.Изучить особенности слухо-речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом.
4.Проанализировать использование сюжетно-ролевой игры в слухо-речевом развитии детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ документации, эксперимент, беседа, методы обработки данных и др.
База исследования: ГУО «Ясли – сад №337 г. Минска».
Теоретическая и практическая значимость исследования: проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания о возможностях сюжетно – ролевой игры для слухо-речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом. Данная система может быть использована в педагогической работе учителями-дефектологами дошкольных образовательных учреждений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
1.1. Категория детей с кохлеарным имплантом
В настоящее время в Республике Беларусь все шире внедряется кохлеарная имплантация как один из наиболее эффективных способов реабилитации глухих людей.
В современных условиях кохлеарная имплантация рассматривается как один из наиболее эффективных способов реабилитации детей, имеющих тяжелые нарушения слуха. Многие зарубежные ученые считают кохлеарную имплантацию единственным действенным способом медицинской и педагогической реабилитации глухих детей [10].
Существуют различные подходы к определению понятия «кохлеарная имплантация».
Как способ слухопротезирования, кохлеарная имплантация предполагает вживление во внутреннее ухо системы электродов, обеспечивающей восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции слухового нерва. Как подчеркивают ученые, кохлеарный имплант имеет преимущество перед слуховым аппаратом, поскольку не просто усиливает звук, а выполняет функцию волосковых клеток внутреннего уха, обеспечивая непосредственную электрическую стимуляцию слухового нерва (И.В. Королева, В.И. Пудов, Г.А. Таварткиладзе и др.) [5, с. 14].
В категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха в последние десятилетия выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации. Уникальность ситуации с этими детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды.
До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается - все благополучно прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации). Статус детей меняется, поскольку они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них [19].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛУХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
С целью изучения слухо-речевого развития дошкольников нами было проведено экспериментальное исследование.
База и выборка исследования: экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения образования. В эксперименте приняли участие 5 детей в возрасте 4-7 лет (Приложение А).
Методы исследования: методика обследования фонематического восприятия и слуха (по Н. М. Трубниковой) [22], количественный и качественный анализ, психолого-педагогический эксперимент.
1. Обследование фонематического восприятия (по Н. М. Трубниковой)
Цель: выявить уровень развития способности распознавать и называть слова, сходные по звуковому составу.
Стимульный материал: 10 предметных картинок: «крыша – крыса», «башня – басня», «мишка – миска», «кашка – каска», «усы – уши».
Ход проведения: ребенку предлагается посмотреть внимательно на картинки. Уточняется, все ли предметы, изображенные на картинах, знакомы ребенку.
Затем логопед называет эти предметы парами, а от ребенка требуется показать их на картинке и назвать их.
Критерии оценки:
- высокий уровень (3 балла) – ребенок верно показал и назвал все картинки;
- средний уровень (2 балла) – 1-2 ошибки,
- низкий уровень (1 балл) – 3 ошибки и более, невыполнение задания.
2. Обследование фонематического слуха (по Н. М. Трубниковой)
Задание 1. Выделение звука на фоне слова.
Цель: выявить уровень сформированности у ребенка способности узнавать звук на фоне слова.
Ход. Детям предлагается ответить на вопрос: «Есть ли звук [р] в слове «Р-Р-РОЗА», «ШУБА», «ЛУНА», «ШАР- Р- Р».
Критерии оценки:
- высокий уровень (3 балла) – ребенок верно определяет наличие или отсутствие звука в указанных словах или допускает одну ошибку.
- средний уровень (2 балла) – ребенок дает два правильных ответа;
- низкий уровень (1 балл) – ребенок дает один правильный ответ или не дает ни одного правильного ответа.
Задание 2. Определение места звука в слове.
Цель: выявить уровень умения определять место звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится данный звук.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие правильной речи - это весьма значимый момент в развитии ребенка, поскольку различные нарушение речи, ограниченный круг общения негативно воздействуют на полноценное, всестороннее развитие дошкольника. В будущем это неблагоприятно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, и даже на выборе профессии. Для обеспечения адекватного речевого общения необходимо слышать звуки и их различать.
Кохлеарная имплантация позволяет детям максимально приблизиться по уровню речевого развития к нормально слышащим детям, имеющим речевые проблемы. Трудности, возникающие в процессе овладения языком, требуют систематического участия специалистов и родителей в проведении реабилитации детей после кохлеарной имплантации.
Коррекционная работа с детьми с кохлеарным имплантом - процесс продолжительный и трудоемкий. Каждый случай лечения требует индивидуального подхода. Выбор методик, подходов, упражнений зависит от степени выраженности нарушения, возраста и других особенностей. Но работа по коррекции и устранению дефектов в любом случае проводится в несколько стадий.
Основной целью логопедического воздействия является формирование умений и навыков правильного воспроизведения услышанных звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии считается создание благоприятных условий с целью преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления. Предпочтительно, чтобы на занятиях с логопедом присутствовал взрослый, который будет повторять похожие тренировки дома.
Таким образом, кохлеарная имплантация является важнейшим средством социализации глухих детей на современном этапе. Возможность общаться со слышащими детьми, быть социализированным в обществе – это, несомненно, тот итог, которого должны достичь все имплантированные дети при условии благоприятной речевой среды, как в условиях дошкольного учреждения, так и в семье.
1. Арбанян, Л. А. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой, Л.А. Арбанян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. – Москва : Просвещение, 2011. – 286 с.
2. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М., 1963.
3. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М. : Айрис-Пресс, 2010. – 219 с.
4. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Санкт-Петербург.: Издательство РПГУ им. А.И. Герцена, Издательство «Союз», 2000. – 211 с.
5. Гончаров, Е. Л. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации: реализация новых возможностей ребенка. Монография / Е.Л. Гончарова [и др.] – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
6. Деркунская, В. А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. Учебно-педагогическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
7. Дубина, А. Формирование фонематических функций у дошкольников 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи. - Санкт – Петербург.: издательский Дом «Литера», 2009 год
8. Дьякова Н. Роль игры в жизни дошкольника / Н. Дьякова // Воспитание дошкольников. – 2012. – № 5. – 76 с.
9. Жукова, О. С. Логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации / О. С. Жукова, И. В. Королева // Логопед в детском саду. – 2006. – № 3(12).
10. Зонтова, О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации / О. В. Зонтова. – СПб. : СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. – 78 с
11. Касьянова А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – 87 с.
12. Королева, И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых / И. В. Королева. – СПб : Каро, 2013. – 752 с.
13. Королева, И. В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации. – Санкт-Петербург, КАРО, 2009. – 192 с.
14. Королева, И. В. Опыт реабилитации детей младшего возраста с кохлеарными имплантами / И. В. Королева, О. С. Жукова // Современные вопросы аудиологии и ринологии. – М., 2000. – 329 с.
15. Королева, И. В. Слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых с кохлеарными имплантами / И. В. Королева. – СПб. : СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2007. – 291 с.
16. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов - на - Дону, 2007. – 182 с.
17. Нищева, Н. В. Играй-ка. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 172 с.
18. Носкова, Л. П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. – М., 1993. – 129 с.
19. Огородникова, Е. А. Способ реабилитации и развития слухоречевой функции у пациентов с кохлеарными имплантами. СПб, 2004.
20. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом : метод. пособие для учителей-дефектологов и родителей / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко // М. : Владос, 2003. – 291 с.
21. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми. – М., Просвещение, 1994.
22. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. – 51 с.
23. Феклистова, С. Н. Особенности восприятия звуковой информации детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом // Труды Белорусского государственного университета. Физиологические, биохимические и молекулярные основы функционирования биосистем. – 2016 год. – Т. 10, ч. 1. – 281 с.
24. Феклистова, С. Н. Готовность учителей-дефектологов к организации коррекционноразвивающей работы с детьми после операции кохлеарной имплантации / С.Н. Феклистова // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в XXI веке: материалы III научно-практической конференции молодых ученых БГПУ, 21 мая 2010 г. – Мн.: БГПУ, 2010. – 192 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протоколы проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты