Особенности современного книжного рынка Беларуси
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности современного книжного рынка Беларуси»
по дисциплине: «Продюсерство в издательском деле»
2021
45.00 BYN
Особенности современного книжного рынка Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Продюсерство в издательском деле
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
Введение.
Глава 1. Характеристика книжного рынка Беларуси.
1.1. История возникновения, формирования и развития рынка книжной продукции.
1.2. Специфика книжного рынка.
1.3. Правовое положение издательской деятельности в Беларуси.
Глава 2. Современное состояние книгоиздания.
2.1. Роль Интернета в развитии литературного процесса.
2.2. Книгоиздание Беларуси: основные проблемы, состояние и перспективы издательской деятельности.
2.3. Белорусские издательства и их влияние на культуру.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение.
Нынешний издательско-полиграфический комплекс в Беларуси сформировался в 1990-е годы, и он, как и многие другие промышленные и межотраслевые комплексы, характеризуется многоуровневой структурой: существуют государственные, частные и смешанные предприятия. Сегодня она удовлетворяет различные потребности предприятий и организаций народного хозяйства и населения страны в виде книг, журналов, газет, заготовок и другой продукции в ряде услуг и товаров.
Распад Советского Союза, приведший к разрушению устоявшихся связей между республиками, отраслями народного хозяйства и административными структурами, не стал катастрофическим для издания белорусских книг. Как и прежде, приоритет отдается выпуску учебников, учебно-методических пособий, методической литературы для средних и старших классов, научной, научно-популярной, справочной литературы, книг по истории Беларуси, литературе и искусству, краеведению. Значительное внимание было уделено этой теме, объем выпуска был увеличен, и книга была напечатана. Книжные магазины активно работают и налаживают контакты с потенциальными авторами книг.
Многие актуальные проблемы книгоиздательской деятельности обсуждаются на международных научно-практических конференциях, которые регулярно проводятся на факультете журналистики БГУ, освещаются в работах ученых факультета, ответственных работников Министерства информации Беларуси. В 2003 г. увидела свет монография С. Ничипоровича, М. Кулака, А. Неверова «Управление издательско - полиграфическим комплексом: организационно-экономические аспекты», в которой глубоко и аргументированно рассматриваются узловые вопросы книгоиздательской деятельности республики в рыночных условиях.
Система печатных СМИ Беларуси не является раз и навсегда организованной структурой. Она, как живой организм, активно реагирует на происходящие в стране и мире социально-политические процессы.
Глава 1. Характеристика книжного рынка Беларуси.
1.1. История возникновения, формирования и развития рынка книжной продукции.
Возникновение и развитие «книгоиздательского» бизнеса связывают с началом «эры Гутенберга» (XV в.), когда были изобретены передвигающиеся литеры. Несмотря на то, что книгопечатание начало развиваться спустя почти столетие после изобретения Иоганна Гутенберга (первая точно датированная русская печатная книга «Апостол» была выпущена в Москве в 1564 г.), наша страна быстро выдвинулась в число лидеров мирового книжного дела. Уже в начале XX столетия она занимала второе место в мире, уступая только Германии и опережая другие страны. Совершенствование полиграфической техники привело к бурному росту не только книгопечатания, но и к выпуску газетно-журнальных изданий. Повышение культурного уровня общества, особенно в XX в., способствовало появлению не просто грамотного читателя, но и целых аудиторий потребителей печатной информации.
Формирование рынка книжной продукции началось еще до появления книгопечатания. Во все времена и во все времена торговый класс нуждается в экономической информации. Нужны были сведения о ситуациях на первых международных рынках, биржах, о соотношении стоимости различных валют (паритет), о конъюнктуре рынков различных товаров - продовольствия, мануфактуры, пушнины, воска и т.д. Производителям товаров - заводчикам, фабрикантам, мануфактуристам - должны знать, где они могут продавать свою продукцию и по какой цене. Информация должна предоставляться в форме газетных и журнальных обзоров, специальных экономических журналов и книг по социально-экономическому развитию. С развитием рыночных отношений спрос на печатные издания - книги, газеты, журналы - постоянно растет. Книги в этой области становятся товаром, приносящим значительный доход.
Процесс производства книг становится высокопродуктивным, а это значит, что требуется много оборотных средств.
Глава 2. Современное состояние книгоиздания.
2.1. Роль Интернета в развитии литературного процесса.
Из положительных изменений в издательской сфере последнего десятилетия можно назвать развитие Интернета. Особенно благотворно это явление сказалось на регионах, удаленных от столицы.
Вместе с научно-техническим прогрессом в книгоиздание приходят электронные библиотеки и электронные книги. Трудности с платежами и пиратство в Сети не позволили электронным книгам получить приоритет. Зато получила распространение продажа книг через Интернет.
Популярны сегодня блоги – интернет-дневники. К блог литературе может быть отнесено и традиционное авторское творчество, когда в блоге в процессе написания публикуются главы произведения, никак не адаптированные к формату дневниковых записей.
Тем не менее процесс написания такого произведения является интерактивным, и дальнейшее развитие сюжета может зависеть от комментариев, что отличает произведение от журнальной публикации. Примером такого произведения является «Черновик» Сергея Лукьяненко. Однако среди белорусских авторов такая форма написания произведения пока не востребована, как не востребованы онлайновое сочинительство и параллельное обучение писательскому ремеслу в рамках массового жанра (фан-фикшн).
Личные страницы есть у большинства белорусских писателей. Как правило, в них совмещаются литературное творчество с личной оценкой общественных событий в стране и мире, т.е. в своих блогах авторы предлагают все, что интересно им самим. Одними из самых посещаемых являются блоги Адама Глобуса, Дмитрия Дмитриева, Марийки Мартысевич. Некоторые блоги настолько востребованы читателями, что издательства рассматривают возможности их публикации. Например, в состав своего сборника «Сказы» белорусский писатель, художник, издатель Адам Глобус включил раздел «Блогус».
Заключение.
Функционирование и развитие белорусской издательской индустрии поддерживается современной наукой. Исследования в этой области идут в разных направлениях. Специалисты издательской отрасли проходят подготовку в Минском полиграфическом институте БГУ.
Государство всячески поддерживает развитие книгоиздания в Беларуси. Они частично или полностью финансируют выпуск определенных общественно значимых изданий и предоставляют некоторые налоговые и другие льготы и льготы. Среди книг, изданных при финансовой поддержке государства, - книги по различным тематическим направлениям Беларуси и России, издания, выпущенные в рамках национальной программы, утвержденной Советом Министров Беларуси, репрезентативные издания и документы из публичных библиотек.
За последние пять лет количество общественно значимых изданий, выпускаемых для нужд страны, колебалось от 400 до 600 в год.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Тематическое разнообразие продукции издательства отвечает потребностям широкой аудитории студентов и специалистов: выпускаются учебные, справочные, научные, научно-популярные издания по таким отраслям знаний, как экономика, политология, социология, право и др.
Книгоиздание - это целая отрасль экономики любой страны и, следовательно, целое направление национальной деятельности.
Частные издатели приложили большие усилия, но довольно успешно преодолели две волны рыночной адаптации. Во-первых, они научились профессионально готовить макеты и наборы, а также делать книги довольно крупным тиражом. На втором этапе им удалось расширить сферу охвата, сократив средний тираж каждого проекта в соответствии с рыночным спросом. Третья волна, которая сейчас реализуется, во многом связана с установлением "околомировых" уровней цен и, конечно же, с улучшением качественных характеристик продукта [12].
1. Ничипорович С.А. Управление издательско-полиграфическим комплексом: организационно-экономические аспекты / С.А.Ничипорович, М.И.Кулак, А.В.Неверов – М. : Финансы и статистика, 2003. С. 302.
2. Черняк М.А. Массовая литература XX века: учеб. пособие. М.: Филинта: Наука, 2007. 432 с.
3. Что нужно знать об издательской деятельности: практ. пособие / сост. Е. В. Иванова; под общ. ред. Е. С. Павловой. Минск: Национальная книжная палата Беларуси, 2014. 156 с.
4. Кулак М. И., Ничипорович С. А., Медяк Д. М. Методы теории фракталов в технологической механике и процессах управления: полиграфические материалы и процессы. Минск: Белорусская наука, 2007. 419 с.
5. Ничипорович С. А. Развитие издательско-полиграфического комплекса Беларуси в условиях становления рыночных отношений. Минск: Харвест, 2001. С.174.
6. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Гаврилов и др. – М .: Юрист, 1998. – С. 536.
7. Рынок бумаги и полиграфических услуг в Беларуси. [Электронный ресурс] / Webkursovik. Помощь студенту. – Паркова Т. К. – Могилев, 2011. – Режим доступа: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-87284.
8. Рынок книжной продукции [Электронный ресурс] / Библиофонд. – 2013. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=670164.
9. Печатные средства массовой информации Беларуси. [Электронный ресурс] / Попова И.В. – Bestreferat. – Минск, 2009. – Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-181617.html.
10. Культурологические аспекты издательского дела Республики Беларусь на современном этапе. [Электронный ресурс] / Круглик О. – Allbest.Выбери лучшее. – Минск, 2010. – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/journalism/2c0a65635b3bd78a5c43a88421216c27_0.html.
11. Книгоиздание Беларуси. Современные подходы и перспективы развития. [Электронный ресурс] / Дом пресы. – 2020. – Режим доступа: http://www.dompressy.by/2020/04/04/knigoizdanie-belarusi-sovremennye-podxody-i-perspektivny-razvitiya/.
12. Современные тенденции в развитии литературно-художественного книгоиздания Беларуси. [Электронный ресурс] / Текст. Книга. Книгоиздание. – 2016. – Режим доступа: http://journals.tsu.ru/book/&journal_page=archive&id=1483&article_id=31372.
13. Белорусский книжный рынок увязает в кризисе. [Электронный ресурс] / TUT.BY. – 2010. – Режим доступа: http://pro-books.ru/sitearticles/4776.
14. Продавцы и издатели — о том, что читают белорусы и какой спрос на бумажные книги в эпоху цифровизации. [Электронный ресурс] / С. В. Грудницкий. – 2021. – Беларусь сегодня. Режим доступа: https://yandex.by/turbo/sb.by/s/articles/my-vse-listaem-ponemnogu.html.
15. Специфика книжного рынка. [Электронный ресурс] / Образовательный портал. Знак качества. Режим доступа: http://znakka4estva.ru/dokumenty/ekonomika/specifika-knizhnogo-rynka/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты