Использование ИКТ в процессе эстетического воспитания учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование ИКТ в процессе эстетического воспитания учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства»
по дисциплине: «ИЗО (Изобразительное искусство)»
2021
45.00 BYN
Использование ИКТ в процессе эстетического воспитания учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: ИЗО (Изобразительное искусство)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Сущность понятий «эстетическое воспитание» и «информационно-коммуникационные технологии»
1.2 Цели и задачи использования информационно-коммуникационных технологий в эстетическом воспитании учащихся младших классов
1.3 Роль информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительной деятельности
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс обучения, воспитания и развития нового подрастающего поколения происходит в условиях информационно пропитанной среды. Информационно-коммуникационные технологии устанавливают новые требования к профессионально-педагогическим качествам педагогов, к методическим и организационным аспектам применения в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время каждого педагога имеется в использовании большое количество возможностей использования в процессе обучения средств информационно-коммуникационных технологий, к которым относятся информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, другие разнообразные типы коммуникации (чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и др.). Благодаря всему этому, становится актуальным содержание процесса обучения, осуществляется быстрый обмен информацией между членами процесса образования. Во время этого педагог не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с введением новых технологий он получает сильный стимул для процесса самообразования, профессионального роста и творческого развития личности.
В процессе обучения современному ученику случается сталкиваться с очень большим количеством разносторонней учебной информации. По причине этого, происходит информационная перегрузка и эмоциональное возбуждение, а это является опасным для психического и физического здоровья личности учащегося. Применение информационных ресурсов, которые публикуются в сети Интернет, часто приводит к негативным последствиям. Чаще всего во время применения таких средств информационно-коммуникационных технологий срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали в настоящее время уже обычным фактом, который не способствует увеличению эффективности процессов обучения и воспитания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Сущность понятий «эстетическое воспитание» и «информационно-коммуникационные технологии
Практика личного воспитания уходит корнями в глубинные слои человеческой цивилизации. Особое место в воспитании и развитии личности занимают внутренние эстетические и нравственные качества. Моральные качества и идеалы тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов изменились представления о ценностях и идеалах. Но и религия, и философия утверждают, что при изменении форм, которые сохраняются на протяжении тысячелетий и передаются из поколения в поколение, у людей много общего. Это проверенные временем моральные нормы, которые стали универсальными эстетическими ценностями.
Если во все времена признавалась большая роль эстетического образования в развитии и становлении личности, то тем более актуальной эта проблема является в системе современного образования. Эстетическое формирование личности зависит от многих социальных условий и биологических факторов, но решающую роль в этом процессе играет педагогика, как наиболее управляемая, направленная на развитие определенного рода отношений [7, с. 23].
В педагогике нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств и развитие навыков и привычек нравственного поведения. Мораль как личностная характеристика – это очень сложное, многоуровневое явление, охватывающее такие личные структуры, как разум, чувства и воля. Таким образом, эстетическое воспитание можно определить как единый процесс обучения.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
На следующем этапе исследования был проведен анализ применения некоторых мероприятий и рекомендаций, направленные на повышение уровня эстетического и нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учащихся младшего школьного возраста принято осуществлять по некоторым направлениям.
Использование информационно-коммуникационных технологий в практической работе носит в большей степени комплексный характер. Современные технологии позволяют проводить «мультимедийную» беседу как в школьном классе, так и в большом актовом зале. Для трансляции на малую аудиторию применяется монитор компьютера, для большой группы – большой экран. В аудиосопровождении презентаций используются шедевры мировой и русской инструментальной и хоровой классики, что усиливает эффект эмоционального воздействия. Решению воспитательных задач помогают и включенные в беседу видеофрагменты. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет выстроить беседу и подобрать изобразительный и звуковой материал с учетом конкретной аудитории: небольшой класс или заполненный актовый зал, школьное собрание или педагогическая конференция [18, с. 33].
1. Использование аудио средств. Обращение школы к искусству одно из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности. При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания рекомендуем делать акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства, что позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетическое воспитание – это двусторонний процесс. Оно заключается в воздействии педагогов на учеников и их ответных действиях, т.е. в усвоении моральных понятий, в опыте их отношения к нравственности и аморальности в поступках и любом поведении. Основой эстетического воспитания является процесс формирования нравственных убеждений личности, которые представляют собой единство познавательной, эмоциональной, личной и практической составляющих. Внедрение в образовательный процесс компьютеров и информационных технологий с ним связанных, представляет собой сложный многоступенчатый процесс, в котором ведущее место занимает управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, осуществляемое одним из главных его субъектов – педагогом.
В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей. Главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании изобразительного искусства раскрывает практическую значимость изучаемого материала, давая возможность детям проявить оригинальность, фантазию и творческие способности. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учащихся начальных классов необходимо осуществлять по некоторым направлениям: использование аудиосредств, использование видеофильмов, интернет-ресурсов, создание мультимедийных презентаций. Существует ряд программ, которые помогают пользователю подготовить выступление, используя наглядное пособие в виде мультимедиа презентации. Таким образом, данные мероприятия и дадут положительный результат в процессе нравственного и эстетического воспитания учащихся начальных классов.
1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. / Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 452 с.
2 Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / М.Н. Аплетаев. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 115 с.
3 Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005. – №2. – С. 67–68
4 Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. – М.: Знание, 2002. – 96 с.
5 Верб, М.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. / М. А. Верб. – М: СПб, 2007. – 155 с.
6 Водзинский, Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников / Д.И. Водзинский. – Минск: Вышэйшая школа, 2002. –176 с.
7 Горуцкий, А.И. Внеклассная работа в школе / Информатика. Приложение к газете 1 сентября. – 2006. – № 10. – С.24.
8 Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3. – С. 9–12.
9 Журкина, А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования / А.Я. Журкина // Допол. образ. – 2000. – №9. – С.6-9.
10 Зазнобина, Л.С. Как же выжить в мире СМИ / Л.С. Зазнобина // Медиаобразование в школе. – 2009. – № 3 – С.23-26.
11 Капустин, Н.П. Методика измерения воспитанности ученика. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М., 2009. – 243 с.
12 Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие. / Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта, 2003. – 176 с.
13 Крылов, И.И. Эстетическое воспитание учащихся в системе школьного дополнительного образования / И.И. Крылов // Среднее профессиональное образование. – 2006. – №11. – С. 11.
14 Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л. И. Маленкова. - М.: Изд-во Дом Ноосфера. 2010. – 300 с.
15 Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 2005. – 104 с.
16 Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека / Л.П. Печко. – М, 2011. – 342 с.
17 Подласный, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2005. – 574 с.
18 Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов // Классный руководитель. 2011. – № 6. – С. 54.
19 Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2011. – 311 с.
20 Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи) / И.Ф. Харламов. – Мн.: Изд-во БГУ, 2012. – 364 с.
21 Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика, 2000. – 144 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты