Методические особенности организации обобщающих уроков по предмету Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методические особенности организации обобщающих уроков по предмету Человек и мир»
по дисциплине: «Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Методические особенности организации обобщающих уроков по предмету Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Человек и мир
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Классификация форм обучения
1.2 Урок как основная форма обучения
1.3 Типы и виды уроков по предмету «Человек и мир»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Виды обобщающих уроков по предмету «Человек и мир»
2.2 Методические особенности организации обобщающих уроков по предмету «Человек и мир»
2.3 Диагностика педагогического мастерства педагога по организации обобщающих уроков по предмету «Человек и мир»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Урок – это форма организации учебного процесса, при которой учитель участвует в учебной деятельности с группой одновозрастных учащихся и обучает их в течение определенного периода времени в соответствии с установленным графиком для достижения образовательных целей.
Уроки являются основной формой взаимодействия учителя и ученика. Современный урок – это совместный, сотворческий процесс, в котором учитель и ученики анализируют, синтезируют, обобщают полученный материал и делают выводы.
В нашем напряженном, быстро меняющемся веке человеку приходится впитывать много информации в свою жизнь. Он черпает ее из прессы, из телевидения, в процессе взаимодействия с другими людьми, и так далее. Наверное, самым важным источником информации для младшего школьника является школа. Каждый предмет изучения – это дистилляция знаний, накопленных человечеством за тысячи лет. И все это ребенок должен понять, понять, запомнить и научиться применять на практике за несколько дней. Современное общество ставит перед учителем задачу развивать в школьнике личные важные качества, а не просто передавать знания. Знания используются не как цель, а как средство, способ развития личности.
Часто школьник оказывается неподготовленным к восприятию лавины фактов, законов, правил. Знания должны усваиваться не путем заучивания, а путем их сознательной переработки.
Важнейшая задача школы – научить детей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе. Каждый урок представляет собой целостную, сложную систему, включающую в себя приобретение знаний и навыков, развитие ума и мировоззрения учащегося, развитие эмоциональных и личностных качеств, осознание себя как личности, формирование отношения к окружающей действительности.
Проблема обобщения знаний учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен, но все равно она является актуальной и значимой. Курс «Человек и мир» играет важную роль в процессе формирования процесса обобщения. Этот процесс начинается в начальной школе. Правильно организованное обобщение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить пройденный материал в необходимый момент – изучение нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.
Вопросами экологического воспитания и образования занимается довольно много педагогов. Огромная заслуга принадлежит таким выдающимся ученым педагогам и методистам, как И.Ф. Харламов, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, А.Я Герд, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Б.Т. Лихачёв, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, А.М. Низова, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина, К.Д. Ушинский, С.Т Шацкий и др.
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Классификация форм обучения
К вопросу обучения обращаются сотни и тысячи теоретиков и практиков прошлых эпох и современности. И они неизбежно касаются содержания, форм, методов и организации обучения. Безусловно, осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса.
В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам.
В настоящее время в вопросе об их взаимосвязи, последовательности, а также в терминологии у разных авторов нет общего мнения. Одни авторы формы располагают вслед за содержанием, другие между ними включают методы обучения. В современной педагогической литературе как термины дидактики (и педагогики) сосуществуют такие, как «формы организации обучения» (И. М. Чередов, С. А. Пуйман, и др.), «организационные формы обучения» (Ч. Куписевич, Б. П. Есипов, Е. Я. Голанти и др.), «Формы обучения» (М. И. Махмутов, И. П. Подласый), «общие...» и «конкретные...» формы обучения (И. М. Чередов). Часто их взаимосвязь с содержанием не раскрывается.
Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления» [11. 222].
В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение — это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством» [9, с. 6].
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:
Форма – характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
Метод – способ совместной деятельности преподавателя и учащегося с целью решения задач.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Виды обобщающих уроков по предмету «Человек и мир»
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» заключается в том, чтобы научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, в создании условий для формирования этих отношений.
Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими объектами изучения целостной системы «природа – общество – человек». При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как члена общества, гражданина Республики Беларусь и как части природы [17].
Ведущим образовательным компонентом в данном предмете является компонент «Природа и человек». В его основу положена концепция экологического образования и воспитания младших школьников.
Цель учебного предмета «Человек и мир» – создание условий для воспитания и развития качеств и способностей личности младшего школьника, которые необходимы для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой, формирование основ экологической культуры.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
– воспитание чувств патриотизма, любви и уважения к своей Родине, национального самосознания;
– воспитание чувств единства с природой, любви к ней, чувства природно-прекрасного, формирование гуманного отношения ко всему живому; развитие потребности в познании природы, общения с ней;
– формирование представления о том, что человек – часть природы и его здоровье и жизнь зависят в значительной степени от состояния окружающей среды;
– усвоение младшими школьниками элементарных знаний об особенностях строения организма человека, компонентах здорового образа жизни, выработка на их основе необходимых умений и навыков ЗОЖ (здорового образа жизни), убеждения в том, что ЗОЖ – необходимое условие существования человека в современных условиях окружающей среды;
– воспитание бережного и рационального отношения к окружающим предметам и вещам;
– воспитание и развитие умений взаимодействовать с социальной и природной средой (умений общаться с другими людьми, вести себя дома, в общественных местах, умений рационального природопользования и др.);
– формирование опыта интеллектуальной (общеучебных и специфических предметных познавательных умений) и творческой деятельности, необходимого для дальнейшего овладения систематическими знаниями по биологии, географии, физике, химии и др., саморазвития и самовоспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форму обучения можно определить как «механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени. Форма организации обучения есть ограниченная жесткими рамками времени конструкция отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения, включающая управление учителем учебной деятельностью класса, групп или отдельных учащихся над определенным содержанием учебного материала, зафиксированного в соответствующих источниках знаний, с использованием сочетания методов, приемов, средств обучения и форм учебной работы. Ряд авторов (М.И. Махмутов, А.В. Хуторской) считают, что необходимо указать на различие двух терминов, включающих понятие «форма обучения»: формы обучения: коллективная, фронтальная и индивидуальная работа учащихся на уроке; форма организации обучения, как вид занятия – урок, предметный кружок и т.п. Можно сделать вывод, что формы организации обучения очень важны для учебного процесса.
Урок — это организованная система, обусловленная общей целью. Можно выделить основные признаки урока: имеет строго обозначенные рамки учебного времени, как правило, длительность урока 40-45 минут, между которыми имеется свободное время – перемена по 5-15 минут, иногда больше, (например, на обед); на уроке присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; один урок отводится на изучение только одного предмета; урок имеет дидактическую структуру; урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса и направлен на обучение, развитие и воспитание; организатором и руководителем урока является учитель (педагог). В педагогической литературе множество классификаций уроков. Наиболее обобщенной и используемой является классификация, разработанная М.И. Махмутовым
Главной формой организации обучения по предмету «Человек и мир» в современной школе по-прежнему является урок. Выделяют следующие типы уроков «Человек и мир»: вводный урок (проводится в начале учебного года как введение в предмет, а в начале темы как введение в тем), смешанный или комбинированный (сочетание различных видов урока на одном уроке) урок, предметный урок или урок работы с раздаточным материалом, урок с практическими работами (сущность такого урока заключается в том, что объект для изучения передается в руки ученика, и ведущими формами деятельности детей являются практические и лабораторные работы), обобщающий урок (посвящается систематизации изученного, определению главного в нем: основных понятий, закономерностей, применений, этапов процесса познания и т.д.).
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Владос, 2001. – 238с.
2. Аксенова, Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Биология в школе. – 2010.– № 2.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Ббанский. М.: Просвещение, 1983. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.det k y ad.ru/ped/ped175.htm.
4. Багрова, Л.А. Я познаю мир. Растения / Л.А.Багрова, О.Г. Хинн // Энциклопедия для детей. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД». – 1997. – 520 с.
5. Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю.А. Барышева // Начальная школа. -2009. – № 7.– С.36-40.
6. Вдовиченко, В.М. Изучение блока «Человек и мир» в начальных классах / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2003. – 294 с.
7. Вдовиченко, В.М. Человек и мир: учебное пособие для 3-го кл. учреждений общ.сред. образования с рус. яз.обучения / В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 144 с.
8. Гудлэд, Д. Вот что называется школой / Д. Гудлэд; [пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой]. – Москва : Просвещение, 2008. – 476
9. Дидактика средней школы : Некоторые пробл. соврем. дидактики. [Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.]; Под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 319 с.
10. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. – М. : Дом педагогики, 1996. – 203
11. Дьяченко, В. К. Общие формы организации процесса обучения : Актуал. пробл. теории и практики обучения / В. К. Дьяченко. – Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. – 185 с.
12. Карпенко, А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении/ А.В.Карпенко // Начальная школа. – 2010.– №4.-С.23-27.
13. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ.пед.вузов / З.А. Клепина, Г.Н. Аквилева. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
14. Лячек, А.И. Практические работы на уроках окружающего мира / А.И. Лячек // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 4. – С. 32 – 36.
15. Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. – 2-е изд. – М. : Педагогика, 1985. – 184 с.
16. Пахомов, А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями / А.П. Пахомов // Начальная школа. 1998. № 6. С. 32 – 35
17. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: ВАДОС-пресс. 2004. – С. 229.
18. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – Москва : Просвещение, 2008. – 191
19. Прокопьев, И. И. Педагогика. Избранные лекции: учебное пособие. – В 3 ч. – Ч.3. – Дидактика / И. И. Прокопьев. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 138 с.
20. Танцоров, С.Т. Групповая работа в развивающем образовании / С.Т. Танцоров // Перемены. – 2001. – № 2. – С. 89.
21. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–IV классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интернатов) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://adu.by/images/2020/10/up-chelovek-i-mir-1-4kl-spec-shk-rus.pdf.
22. Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 09.00.07 / Г.А. Цукерман. – Москва, 1992. – 40 c.
23. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. – М.: Педагогика, 1987– 150с.
24. Шегаева, А.В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Научный журнал «Молодой учёный». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m u h.ru/ar h ve/66/11096.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты