Обучение младших школьников сочинению в жанре письма
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение младших школьников сочинению в жанре письма»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка и литературы»
2021
45.00 BYN
Обучение младших школьников сочинению в жанре письма
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка и литературы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКА-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ В ЖАНРЕ ПИСЬМА
1.1 Сочинение в жанре письма как доступное средство развития речи и творческих способностей младших школьников
1.2 Психологические основы работы над сочинением в жанре письма
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ПИСЬМА
2.1 Письмо герою
2.2 Письмо автору
2.3 Письмо мифическому существу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сочинение в начальной школе занимает особое место: ему подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний. Начиная в первом классе, в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную, планируемую работу.
Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сравнивать, делать выводы. В самостоятельном рассказе – сочинении обретают жизнь изученные грамматические формы. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой.
Сочинения можно классифицировать по нескольким параметрам. В зависимости от источников, сочинения делятся, во-первых, на сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредованного опыта; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников, в-четвертых, сочинения по одной картине или по серии картин – на основе воображения учащихся.
В данном исследовании будет рассмотрен такой вид сочинения, как сочинение в жанре письма.
В наше время, в век электронной почты и мобильной связи, эпистолярный жанр теряет свои былые позиции. Электронный вид почты удобен, но, на мой взгляд, только для деловой переписки, для передачи информации, а не для задушевного разговора. Коротким электронным сообщениям и мобильным звонкам не хватает теплоты и сердечности, которые присущи письмам, написанным от руки.
Возможности письма как средства развития речи младших школьников трудно переоценить. Не случайно методисты уделяют много внимания жанру письма. К сожалению, письмо как особого рода сочинение рассматривается не во всех современных учебниках по русскому языку.
Объектом исследования является сочинение в жанре письма.
Предмет исследования: обучение младших школьников сочинению в жанре письма.
Цель данного исследования заключается в развитии теоретика-методологических основ обучения младших школьников сочинению в жанре письма.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКА-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ В ЖАНРЕ ПИСЬМА
1.1 Сочинение в жанре письма как доступное средство развития речи и творческих способностей младших школьников
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Развитие речи – это принцип в работе как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков по языку в начальных классах».
Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а, следовательно, и составная (практическая часть) уроков чтения и грамматики.
Названия основных разделов программы по русскому языку (обучение грамоте и развитие речи; чтение и развитие речи; грамматика, правописание и развитие речи) подчеркивают, что развитие речи – необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути, осуществляет межпредметные связи в создании системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения, грамматики и правописания.
Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью. Л. С. Выготский характеризует письменную речь как речь – монолог: «Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи само по себе без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная» [3].
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ПИСЬМА
2.1 Письмо герою
Для анализа сочинений, написанных в жанре письма, были взяты сочинения младших школьников (учащихся четвертого класса), на основе произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке».
Ребята написали сочинения-письма героям сказки, автору, а также мифическому существу (золотой рыбке).
Для того, чтобы проанализировать данные письма, необходимо было предварительно изучить методику работы над сочинением в жанре письма. Основные моменты, которые необходимо учитывать, это, во-первых, выбор темы, во-вторых, составление плана, ну и в-третьих, понимание структуры сочинения-письма.
Ниже представлены сочинения в жанре письма, написанные младшими школьниками героям «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Сочинение 1 (письмо старику):
«Уважаемый старик!
Я хочу сказать, что про Вас написал сказку замечательный писатель Александр Сергеевич Пушкин под названием «Золотая рыбка».
Вы очень старались для своей жены, чтобы она обрела счастье. И я хочу задать Вам такой вопрос: «Почему вы ничего не делали для себя?»
Ведь старуха не оценивала Ваши подарки. А потом вообще решила сделать из Вас слугу.
Вы очень хороший добрый человек.
Я хочу быть похожей на Вас: такой же доброй и отзывчивой не смотря ни на что!»
(Ученица 4 «В» класса Жеребкова Юлия).
Сочинение 2 (письмо старухе):
«Уважаемая старуха!
Я хочу сказать, что про Вас написали сказку «Золотая рыбка».
И я хочу задать вопрос. Ваш муж старик делал для вас всё! А вам было всего мало: то корыто Вам новое надо, то замок, то старика слугой сделать! А потом вообще владычицей морской, чтобы золотая рыбка Вам подчинялась.
Я искренне не понимаю зачем Вы это делали. Старик старался, ловил рыбу и нашёл такую!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в первой главе были сформированы теоретические аспекты теоретика-методологических основ обучения младших школьников сочинению в жанре письма.
Было охарактеризовано сочинение в жанре письма как доступное средство развития речи и творческих способностей младших школьников, также были рассмотрены три группы методов, помогающих развивать речь младших школьников на уроках русского языка: имитативные, коммуникативные и метод конструирования.
Были разобраны психологические основы работы над сочинением в жанре письма и даны краткие методические рекомендации по методике работы над сочинением.
Таким образом, если письмо вызывает большой интерес у современных детей, если у них есть душевная потребность в написании писем близким людям (либо полюбившимся героям сказок, мультфильмов, стихов, рассказов, песен и т.д.), значит, в школе нужно активнее использовать возможности сочинения в жанре письма в организации речевой деятельности младших школьников, вооружении их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в письменном слове.
Во второй главе мною было проанализировано четыре сочинения, написанных в жанре письма по произведению А. С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке». В целом, можно сказать, что анализируемые сочинения являются достаточно типичными для своего жанра.
Для более полноценного анализа необходимо провести разбор большего количества сочинений, например, написанных не только учащимися четвертого класса, и не только девочками, а также и мальчиками. К недостаткам исследования нужно также отнести однотипность сочинений, что, возможно связано с тем, что школьники обучаются в одном классе. Возможно, было бы уместнее провести анализ сочинений, написанных учащимися разных классов или даже школ.
Таким образом, сочинения в жанре письма, написанные младшими школьниками (учащимися четвертого класса) героям произведения А. С. Пушкина «Сказки о рыбаке и рыбке», можно назвать типичными для школьников младшего возраста, и соответствующими жанру исследуемого сочинения.
Сочинение в жанре письма, написанное учащейся четвертого класса автору произведения «Сказки о рыбаке и рыбке» – А. С. Пушкину, можно назвать типичным для школьников младшего возраста, и соответствующим жанру исследуемого сочинения.
1. Иванкина Н. К. Возможности использования жанра письма для формирования связной письменной речи младших школьников // Начальная школа. 1993. № 12.
2. Корепина Л. Ф., Рогалева Е. И. Обучение созданию текстов в форме письма // 1994. № 5.
3. М. П. Воронина, И. В. Козлова. Сочинение в жанре письма – средство развития речи младших школьников [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18792807_89797494.pdf.
4. Особенности работы над сочинениями [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-raboti-nad-sochineniem-na-urokah-razvitiya-rechi-v-nachalnoy-shkole-3820605.html.
5. Развитие речи у младших школьников [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://osvitoria.media/ru/experience/5-zavdan-na-rozvytok-movlennya-dlya-molodshyh-shkolyariv-2/.
6. Речь. Речь. Речь / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1990. 5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. М., 1998.
7. Соловейчик М. С. Пишут ли в жизни сочинения и как писать их в школе? // Начальная школа. 1996. № 12.
8. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка. 4 класс: Учеб. рус. яз. для четырехлетней школы: В 2 ч. Ч. 2. Смоленск, 2004.
9. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации. 1 класс: Пос. для учителя. Смоленск, 2002.
10. Щеголева Г. С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пос. для учителей нач. классов и студентов факультета нач. образования. СПб., 2007.
11. Approaches to process writing [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.teachingenglish.org.uk/article/approaches-process-writing.
12. Learning to Read and Write: What Research Reveals [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.readingrockets.org/article/learning-read-and-write-what-research-reveals.
13. Product and process writing: A comparison [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.teachingenglish.org.uk/article/product-process-writing-a-comparison.
14. Sheets, R. H. (1995). From remedial to gifted: Effects of culturally centered pedagogy. Theory Into Practice, 34 (3), 186–193.
15. Simple Ways to Assess the Writing Skills of Students with Learning Disabilities [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.readingrockets.org/article/simple-ways-assess-writing-skills-students-learning-disabilities.
16. The language experience approach [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.education.vic.gov.au/school/teachers/teachingresources/discipline/english/literacy/readingviewing/Pages/teachingpraclangexp.aspx.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты