Информационные технологии в радиовещании: тренды и перспективы
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Информационные технологии в радиовещании: тренды и перспективы»
по дисциплине: «Журналистика»
2021
45.00 BYN
Информационные технологии в радиовещании: тренды и перспективы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Журналистика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты радиовещания
1.1. История развития радиовещания
1.2. Виды радиовещания
1.3. Современные тренды и перспективы радиовещания
Глава 2. Интернет-радиовещание как современный вид расширения информационного пространства
Глава 3. Информационные технологии в радиовещании Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. СМИ – мощная сила воздействия на умы людей, средство немедленной доставки информации в разные части мира, наиболее эффективное средство воздействия на человеческие эмоции, способное наилучшим образом убедить получателя.
Радио - специфическое и уникальное средство массовой коммуникации. Основным инструментом воздействия на аудиторию является сила «живого слова», которое зачастую более убедительно, чем другие визуальные образы, созданные другими средствами массовой информации. Конечно, радио сложно конкурировать с безграничными возможностями телевидения, но ряд неоспоримых преимуществ, присущих этому средству, являются серьезным аргументом в пользу его важности в жизни и дальнейшем развитии людей.
Современные информационные технологии существенно изменили вещание. Освоение цифровой записи и компьютерного редактирования, возможности Интернета и сотовой связи, новые методы передачи и приема радиосигналов через спутники позволили радио, с одной стороны, держать пальму первенства в столе, а скорость передачи информации - на другой - существенно расширить творческий диапазон радиожурналистики, поскольку по качеству передачи звука вещание стало стереофоническим. Появились сетевые радиостанции, существенно изменились такие показатели, как размер аудитории и зона вещания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАДИОВЕЩАНИЯ
1.1. История развития радиовещания
Радиовещание, или эфирное радиовещание, — технология передачи по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации в радиоэфире, также в проводных сетях (проводное радиовещание) или в сетях с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях — интернет-радио).
Радиовещание является одним из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения.
Характеризуется передачей сигнала по принципу «от одного — ко многим», то есть более чем одному слушателю, как правило — по заранее известному расписанию.
В 1904 году английский радиотехник Джон Флеминг изобрёл первую радиолампу. Она была названа «Вентилем Флеминга» за способность пропускать электрический ток только в одну сторону. Институт инженеров электротехники и электроники назвал её «одним из величайших открытий в истории электроники и включил в список вех развития электротехники.
В 1906 году австрийский учёный Роберт фон Либен запатентовал первый триод — электронную лампу, управляющую током в электрической цепи [2, с. 21-22].
К началу 1920-х годов развитие радиоламп достигло уровня, достаточного для появления радиовещания. Пока большинство экспериментаторов пытались создать нечто похожее на технологию телефона (только два устройства могут обмениваться информацией), другие пытались достичь более широкого охвата вещания. Первая экспериментальная радиостанция была создана Чарльзом Геррольдом в 1909 году в Сан-Хосе, штат Калифорния. Геррольд разместил передатчик с антенной на крыше своего радиоинженерного колледжа. Изначально передавались только точки и тире (символы азбуки Морзе). В 1912 году начались еженедельные трансляции фонографических записей. В 1921 году радиостанции выдана лицензия, название сменилось на KQW (с 1949 года — KCBS).
6 ноября 1919 года в Гааге (Голландия) была основана первая радиовещательная станция в Европе — PCGG. Один-два раза в неделю транслировались вечерние программы. Несмотря на отдалённость передатчика от Англии, у радиостанции было большое количество слушателей на английской стороне Ла-Манша [3, с. 102].
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-РАДИОВЕЩАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВИД РАСШИРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Медиаконвергенция, движущей силой, которой стал научно-технический прогресс, явилась «катализатором» изменений, произошедших за последнее время в современной системе СМИ. Развитие технологий повлекло за собой изменения в принципах распространения, способах доставки и доступе к информации, а также стало причиной размывания границ между различными масс-медиа.
Техническая конвергенция, подразумевает под собой слияние технологий, позволяющих доставлять пользователю информацию разного рода (радио и телевизионные передачи, газетные статьи и т.д.) по одним каналам связи – кабельным и телефонным сетям. Это становится возможным благодаря дигитализации (то есть оцифровке, или переведению в цифровой формат) информации с целью ее передачи посредством Интернета.
На уровне профессиональном – журналистском – конвергенция проявляется в слиянии таких неоднородных средств массовой информации, как, к примеру, радио и газета. Это приводит и к взаимопроникновению таких различных областей журналистской деятельности, как газетная журналистика и радиожурналистика. Данная трансформация в большой степени сказывается
на работе журналистов, к профессионализму которых в условиях медиаконвергенции предъявляются новые требования [7, с. 21].
Поначалу по причине сложности распространения сигнала Интернет воспринимался профессионалами радио лишь как дополнительное средство для распространения справочной информации о радиокомпании: графике работы, волнах вещания, способах приема сигнала и так далее. Но даже на подобном, примитивном уровне Интернет был открытием для радиостанций, так как на уже этом этапе начала реализовываться возможность визуализации информации, которая ранее звучала только в эфире. Но уже в 1990-х годах компании, специализирующиеся на информационных технологиях, разработали форматы представления звука в Сети. С этого времени Сеть стала восприниматься как новый канал распространения информации.
Первые попытки вещание в Интернете отмечены в 1993 г., когда радиостанцией Карла Малумуда “Internet Talk Radio” (США) были произведены сетевые трансляции параллельно с обычным вещанием. А уже два года спустя, в 1995 г., начала работу станция Норманна Хэджера “HK Radio”, аудиторию которой составляли только пользователи Интернета. В дальнейшем сетевое радиовещание появилось и в России, постсоветских республиках [2, с. 59].
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАДИОВЕЩАНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С мая 1962 года ведется регулярное вещание на страны дальнего зарубежья. Сегодня программы Радио "Беларусь" звучат в эфире на восьми языках: белорусском, русском, польском, английском, немецком, французском, испанском и китайском. Радио "Беларусь" вещает также в режиме реального времени в Интернете.
Белорусское радио постоянно развивается. 12 июля 2003 года открылась радиостанция "Радиус-FM" [5, с. 34].
Пользуется популярностью у слушателей и радиостанция "Сталіца", которая освещает жизнь столичного региона.
"Визитная карточка" Белорусского радио - Первый национальный канал - крупнейший радиоканал Беларуси. В основе вещательных приоритетов - оперативность, массовость, доступность.
Сетка вещания основана на сочетании информационных, тематических и музыкальных передач, ориентированных на слушательскую аудиторию 35+.
Вещательная политика Первого национального канала направлена на укрепление позиций в традиционных целевых возрастных группах (35-39, 40-49, 50-54, 55-59, 60-65, 65+). В указанном демографическом сегменте показатели составляют от 6,0% до 48,5%.
FM/УКВ-передатчики канала обеспечивают охват 99,87% территории страны и приграничных районов России, Украины, Евросоюза. Эфирное FM-вещание канала и on-line в Интернете ведется круглосуточно. Первый национальный единственный радиоканал в Беларуси, который транслируется в цифровом формате (в социальном пакете цифрового телевидения Multiplex-1).
Новости выходят на канале каждый час круглосуточно, постоянно звучат прямые включения с мест событий (активно задействуются репортёры АТН), собственные корреспонденты (из числа сотрудников областных телерадиокомпаний) работают во всех областях Беларуси.
Канал предлагает своей аудитории разнообразный аналитический контент, дискуссии звучат в эфире ежедневно. С актуальными комментариями по вопросам внутренней и внешней политики выступают авторитетные эксперты: депутаты, руководители министерств и ведомств, общественных организаций, политические обозреватели и политологи [6, с. 61].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, были решены поставленные задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Первая радиовещательная передача была проведена в 1906 году профессором Фессенденом. Первая экспериментальная радиостанция была создана Чарльзом Геррольдом в 1909 году в Сан-Хосе, штат Калифорния. 6 ноября 1919 года в Гааге (Голландия) была основана первая радиовещательная станция в Европе — PCGG. Термин «радиовещание» был введён И. Г. Фрейманом и стал широко использоваться в Советской России с 1921 года. Радиовещание подразделялся на две большие сферы: общественно-политическое вещание и художественное. В практике радиовещания различают три основных структурных типа радиостанций - радиостанции с большим рынком (национальный или региональный охват), средним рынком (региональный охват или мегаполис) и малым рынком (локальный охват). Главные тренды современного радиовещания: захватить и удержать внимание молодёжи, уникальный контент – для каждого канала коммуникации, развитие регионального эфира, смотри радио – слушай радио, сила личности – сила радио. Основные тенденции развития радиовещания: определение аудитории разных радиостанций; формирование стабильного интереса слушателей в условиях разнообразия каналов; развитие программ разговорного типа, отвечающих интересам аудитории; оперативное распространение информации за счет новейших технологий; выдвижение для эфира радиоведущего, отвечающего профессиональным качествам и имеющего свою индивидуальность; совмещение в эфире несколько программ.
2. Интернет, в развитии и даже экспансии которого некоторые исследователи видят определенную угрозу будущему радиовещания, одновременно дает возможности для преодоления того, что считается недостатком аудиального СМИ. Речь идет о визуализации контента, причем не только текстов программ, но и разнообразного дополнительного материала. С другой стороны, Интернет позволяет углубить, расширить и разнообразить такое изначально присущее радио качество, как интерактивность, т.е. участие слушателей в формировании программы, их непосредственное влияние на содержание и структуру передач. Причем это касается не только разговорных, дискуссионных программ и т.п.
1. Артёменко, Е. СМИ: отсутствие последовательной медиаполитики в меняющейся геополитической обстановке / Е. Артёменко // Белорусский ежегодник. – 2017. – №1. – С. 143-150.
2. Бертольт, Б. Теория радио / Б. Бертольт. – М.: Ад Маргинем, 2014. – 64 с.
3. Блохин, А.В. У истоков изобретения радио / А.В. Блохин. – М.: Флинта, 2017. – 296 с.
4. Ворошилов, В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2013. – 214 с.
5. Дашкевич, О.В. Медиасфера Беларуси. Социологический аспект / В.О. Дашкевич. – Минск: БГУ, 2014. – 98 с.
6. Дубовик, С.В. «Цифра» в белорусском телерадиоэфире: время новых технологий / С.В. Дубовик // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2009. – №6. – С. 59-64.
7. Колодкин, В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. дис. канд. филолог. Наук / В.А. Колодкин. – Воронеж, 2015. – 33 с.
8. Костин, Ю. Радио / Ю. Костин. – М.: Олма Медиа Групп, 2014. – 320 с.
9. Курилкин, А.В. Эффективность государственных и зарубежных СМИ в интернет-пространстве Белоруссии: сравнительный анализ / А.В. Курилкин // Вестник МГОУ. – 2020. – №4. – С. 67-80.
10. Лебедева, А. Л. Коммуникативные технологии белорусского радиовещания в условиях формирования информационного общества / А.Л. Лебедева // Вести института современных знаний. – 2006. – № 3. – С. 108-112.
11. Лебедева, А.Л. Тенденции информационного радиовещания Беларуси в 1990-е гг. XX в. и на современном этапе / А.Л. Лебедева // Труды БГТУ. – 2019. – № 2. – С. 45-50.
12. Павлова, А.В. Государственная информационная политика в деле формирования национального самосознания белорусов / А.В. Павлова // Социологический альманах. – 2017. – №8. – С. 236-245.
13. Ротман, Д. Г. Информационное поле Республики Беларусь: анализ результатов социологического мониторинга / Д.Г. Ротман, А.В. Посталовский // Социология. – 2014. – № 2. – С. 113-121.
14. Синицын, Ю.И. Основы радиотехники: учебное пособие к практическим и лабораторным работам / Ю.И. Синицын, Е.И. Ряполова. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. – 15 c.
15. Смирнов, В.В. Природа и язык радиокоммуникации / В.В. Смирнов. – М.: Флинта, 2016. – 312 с.
16. Терещенко, О.В. Измерения аудитории СМИ: история становления / О.В. Терещенко, М.С. Терещенко // Социологический альманах. – 2020. – №11. – С. 163-175.
17. Тулупов, В.В. Техника и технология СМИ. Печать, телевидение, радио, Интернет / В.В. Тулупов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2006. – 320 с.
18. Шамхалова, С.Ш. Теле- и радиореклама. Секреты завоевания потребителей / С.Ш. Шамхалова. – М.: Дашков и К, 2017. – 116 c.
19. Шеин, В.Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика / В.Н. Шеин. – Минск: БГУ, 2011. – 138 с.
20. Шерель, А.А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Очерки / А.А. Шерель. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 574 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты