Развитие самосознания в подростковом возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие самосознания в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Развитие самосознания в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №1, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие самосознания в психологии
1.2 Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования возрастных особенностей развития самосознания в подростковом возрасте
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества актуализировалась проблема развития самосознания в подростковом возрасте. Этот процесс осуществляется в двух направлениях: стихийном и организованном. В первом случае речь идет о возрастном аспекте, когда развитие самосознание претерпевает изменения с возрастом. Во втором случае – это существующие социально-культурные условия, в которых происходит социализация подростка. Особенности значимым социальным окружением подростка является его семья и референтная группа (группа сверстников).
Особый научный интерес представляет изучение возрастных особенностей развития в подростковом возрасте. Развитие нового уровня самосознания в подростковый период обусловлено общим психическим ростом в этом возрасте, физическим и половым созреванием, совершенствованием интеллектуальных процессов, расширением социальных связей, «врастанием» в культуру, изменениями в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей, переменами в структуре общения и «значимых других», повышением требований со стороны окружающих, появлением интереса к своему «Я».
В отечественной психологии подростковый возраст традиционно ограничивается возрастом с 10-11 до 14-15 лет (A.B. Петровский, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.Ю Кондратьев. A.M. Прихожан, Н.Н Толстых и др.). По мнению перечисленных авторов, данный возраст совпадает с обучением детей в средних классах общеобразовательной школы.
Начиная с младшего подросткового возраста к старшему возрасту содержательный аспект самооценки подростков углубляется. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества. Самооценка подростка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.
Неадекватность самооценки в подростковом возрасте может привести к разрушению системы взаимодействия подростка с окружающими его людьми, в результате чего задержится или не реализуется процесс его идентификации с окружающими людьми. Последствия наличия неразрешенных возрастных задач отражаются на всех уровнях организации человека в дальнейшей его жизнедеятельности. Поэтому так важно подростку помочь выстроить адекватную самооценку наиболее естественным образом - через коррекцию его взаимоотношений с окружающими и, в первую очередь, - со сверстниками.
Проблема самосознания личности изучалась как зарубежными психологами (У. Джемс, Д.К. Роджерс, М. Розенберг, Э. Эриксон), так и отечественными (Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие самосознания в психологии
В психологической науке феномен самосознания достаточно изученный. Под самосознанием принято понимать осознанное отношение к самому себе, своим потребностям, мотивам поведения, которое выражается в эмоционально-смысловой оценке своих возможностей, что выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.
В зарубежной литературе самосознанию уделяли внимание Р. Бернс, У. Джеймс, Д. Мид, К. Роджерс. Для обозначения самосознания эти ученые используют термин Образ «Я», рассматривая его как особое психологическое образование. У. Джеймс впервые подчеркнул различия Я-субъекта и Я-объекта. Глубокое личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и «Я» как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно [5, с. 137].
К. Роджерс использовал термин «Я-концепция», под самосознанием понимал сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон. Она включает в себя собственно «Я» и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями «Я» в прошлом, настоящем и будущем. «Я – концепция» включает в себя реальное и идеальное «Я» [23, с. 124].
А. Адлер, изучая особенности формирования личности в онтогенезе, показал существование тесной связи между телесным образом «Я» и самооценкой. В частности, он утверждал, что некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела. Так, Адлер выделял пять основных областей жизнедеятельности, в которых у человека может возникать чувство неполноценности: физическая, умственная, психологическая, социальная и экономическая. Первая может включать в себя такие явления, как недоразвитие органов, инвалидность, деформации, уродства и т.д. [25, с. 11].
А. Адлер указывает на то, что личность использует тело и сознание при достижении целей. Для определения того, где лежат интересы ребенка, необходимо только выяснить, какой орган является дефектным. Однако, ребенок воспринимает факт неполноценности органа не так же, как его видит внешний наблюдатель, он модифицируется исходя из существующей схемы восприятия индивида. Исходя из этого, Адлер указывает о существовании тесной связи между физическим «Я» человека и его социальным поведением: не просто наличие телесного дефекта, а, прежде всего, его восприятие как таковое (т.е. телесный образ «Я»), оказывает определяющее влияние на формирование личности и в большинстве случаев ведет к развитию стремления к превосходству над другими [25, с. 12].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления возрастных особенностей развития самосознания в подростковом возрасте было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение возрастных особенностей развития самосознания в подростковом возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Минска». В исследовании приняли участие 30 учащихся. Выборку исследования составили 15 учащихся 5 класса в возрасте 10-11 лет (младший подростковый возраст) и 15 учащихся 11 класса в возрасте 15-16 лет (старший подростковый возраст) (периодизация Э. Эриксона).
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в характере самоотношения и уровне самооценки у в младшем и старшем подростковом возрасте.
Методики исследования:
1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
Цель: выявление самоотношения – эмоционально-ценностного компонента самосознания.
Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я».
Шкалы методики (характеристики самоотношения): открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение.
Опросник включает 110 утверждений по 9 шкалам, которые необходимо оценить согласием «+» или несогласием «–» с ними. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
2. Тест на самооценку личности Будасси.
Цель: выявление уровня и характера самооценки.
С помощью методики можно выявить неосознанные бессознательные аспекты «образа Я». Кроме того, можно определить связь между ранговыми оценками качеств личности входящих в представления «Я идеальное» и «Я реальное». С помощью методики можно выявить не только уровень самооценки, но и степень ее адекватности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в зарубежных исследованиях понятие «самосознание» рассматривается в тесной связи с понятиями «Я-образом», «Я-концепцией» либо отождествляется с ними. Отечественные ученые под самосознание понимают комплексное образование, состоящее из самоотношения, самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, саморегуляции, рефлексивности и играющее важную роль в становлении личности. Самосознание как сложное личностное образование включает три компонента: когнитивный, который предполагает знание себя, представление о своих качествах и свойствах; аффективный, отражающий оценку этих качеств и связанные с ней чувства самолюбия и самоуважения; поведенческий, включающий практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов, готовность к действиям в отношении объекта. Самосознание представляет собой процесс обретения идентичности, где идентификация с собственным телом обычно проходит в сопровождении сложной гаммы чувств и переживаний, значимости внешности.
В подростковом возрасте происходят интенсивные гормональные и телесные изменения, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, осуществляется произвольная регуляция поведения, актуализируются разнообразные защитные механизмы. В этот период происходит интенсивное развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. У ребенка появляется чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей уникальности. К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению и самореализации. Самооценка подростков формируется под влиянием межличностных отношений со сверстниками.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что младшие подростки характеризуются высокой закрытостью и склонностью избегать открытых отношений с самим собой; низкой самоуверенностью, неуважением к себе, связанным с неуверенностью в своих возможностях; отношением к себе как к людям, неспособным вызвать уважение; низким самопринятием, общим негативным фоном восприятия себя; высокой внутренней конфликтностью, негативным фоном отношения к себе. Старшие подростки отличаются высокой самоценностью, ощущением ценности собственной личности, высокой оценкой собственного потенциала; низкой внутренней конфликтностью, положительным отношением к себе; низким самообвинением, отрицанием собственной вины в конфликтных ситуациях, защитой собственного Я путем обвинения преимущественно других. Сравнительный анализ показал, что у младших подростков наиболее выражены такие характеристики самоотношения как закрытость, конфликтность, самопривязанность, самообвинение. У старших подростков наиболее выражены такие характеристики самоотношения как самоуверенность, зеркальное Я, самопринятие, самоценность.
1. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – №305. – С. 149-151.
2. Атаманенко, Е. Е. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности / Е. С. Атаманенко // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – № 2. – С. 54-57.
3. Возрастная психология / сост. Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно: ГрГУ, 2006. ‑ 226 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 1996. – 580 с.
5. Гущина, Т.И. Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста / Т.И. Гущина, И.Г. Андреева // Вестник Тамбовского университета. – 2016. – № 5-6. – С. 111–120.
6. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
7. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: учебное пособие. / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
8. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 99 с.
9. Киреева, Е.А. Психологическая поддержка конструктивного самоутверждения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А. Киреева. – Самара, 2015. – 20 с.
10. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб. : Питер, 2002. – 465 с.
11. Корчагина, Г.И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Г.И. Корчагина. – Калуга, 2000. – 19 с.
12. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91 – 95.
13. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
15. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95 – 99.
16. Петрова, С.М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект / С.М. Петрова // Вопросы психологии. – 2001. – № 44. – С. 136-137.
17. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 75 с.
18. Поставнева, И. В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (по материалам работы с детьми 6 лет): автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. В. Поставнева. – М., 1996. – 17 с.
19. Приписнова, В. В. К вопросу о развитии самосознания подростков / В. В. Приписнова // Молодой ученый. - 2015. - № 19 (99). - С. 336-338.
20. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
21. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс. – М.: Просвещение, 2004. – 364 с.
22. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
23. Стреленко, А.А. Взаимосвязь самоотношения с локусом контроля у подростков групп социального риска / А.А. Стреленко // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: сборник трудов конференции. – Симферополь, 2019. – С. 345-349.
24. Уляева, Л. Г. Я-физическое в структуре самосознания / Л. Г. Уляева // Материалы научной конференции: сборник научных трудов. – М., 1998. - Т. 3. – С. 130-135.
25. Фролов, А. А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А. А. Фролов // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2015. – № 2. – С. 287–291.
26. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты