Психолого-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психолого-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития»
по дисциплине: «Основы практической работы педагога-логопеда»
2021
45.00 BYN
Психолого-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Основы практической работы педагога-логопеда
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного освоения программы необходимо: последовательно и доказательно мыслить, иметь навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.
Современный подход к диагностике развития детей младшего школьного возраста опирается на положения отечественной психологии о том, что в основе умственного развития лежит овладение детьми разными видами познавательных ориентировочных действий. При этом ведущее место среди них занимают перцептивные и мыслительные действия.
В отечественной психологии подчеркивается необходимость систематического контроля за ходом психического развития детей, позволяющего своевременно обнаружить нарушения в онтогенезе и организовать работу по компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей психического развития детей младшего школьного возраста.
В работе описаны закономерности развития ребенка младшего школьного возраста с учетом изучения социальной ситуации развития, рассмотрении ведущей деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка.
Предлагаемые методы психолого-педагогической диагностики направлены на изучение мотивации детей к обучению в школе, познавательное и личностное развитие младших школьников, их межличностных отношений. Подробно описаны диагностические методики, процедура их проведения, способы обработки и интерпретации данных.
На каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Итак, умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, определяется более общей логикой развития личности ребенка, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений, и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия [7, с. 87].
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления.
Овладение познавательными процессами напрямую связано с успехами в обучении детей младшего школьного возраста. Данный возраст открывает большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка, что определяет высокая сензитивность этого возрастного периода.
В младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни; начинаются активные процессы всестороннего психического развития, что находит свое отражение в формировании отдельных компонентов всех личностных сфер, в том числе и познавательной. Особая роль отводится мышлению, так как именно в этот период оно дает основы для дальнейшего развития.
Исследования учёных свидетельствую о том, что специальная педагогическая работа по развитию познавательных процессов детей младшего возраста даёт благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.
Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового периода его жизни. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по функции деятельность (ходить в школу, заниматься учебными предметами, следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения). Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая и контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Для изучения познавательных процессов детей младшего школьного возраста используются различные методы, так как ориентируясь только на один метод не возможно понять и увидеть точную картинку имеющихся трудностей детей.
Эксперимент в специальной психологии занимает ведущее место.
Основные принципы построения экспериментальных методик для изучения психики детей с отклонениями в развитии.
1. Принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование — это вычленение основных психических актов и действий человека и организация выполнения этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Данный принцип также опирается на то, что возможно смоделировать различные ситуации для изучение поведения в различных ситуаций, возникающих трудностей, также усложнить задания для определения уровня сформированности познавательных процессов.
2. Направленность на качественный анализ психической деятельности. При оценке результатов главными являются качественные показатели, дающие информацию о способе выполнения заданий, типе и характере ошибок, об отношении ребенка к своим ошибкам и критическим замечаниям экспериментатора. Количественные показатели (скорость, объем выполненной работы, количество ошибок и т.п.) имеют подчиненное, второстепенное значение и полезны лишь в том случае, если известно, как ребенок относился к работе: был ли заинтересован в успехе, понял ли инструкцию и т.д.
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В методической литературе большое количество методик, которые помогут изучить трудности детей в различной деятельности. В процессе выбора методик важно учитывать возраст детей, настроение, индивидуальные возможности, условия для создания нужной обстановки.
Для достоверного результата также возможно проведение повторной методики, для проверки правильности результатов.
Также для проведения исследования важно создать нужные условия, убрать отвлекающие игрушки, выбрать нужное настроение чтобы получить достоверные результаты.
Методики изучения внимания
1.Изучение переключения внимания
Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.
Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.
Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.
2.Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст – большой и ответственный этап психического развития ребенка. В этот период происходит дальнейшее бурное и стремительное развитие всех сторон психики ребенка: формируются основы личности, совершенствуются эмоциональная и когнитивная сферы, что во многом определяет поведение младших школьников.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты деятельности. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.
Чтобы правильно взаимодействовать с ребенком, грамотно обучать и воспитывать, необходимо знать его психологические особенности. А для этого нужно владеть специальными инструментами оценки его личности, в роли которых и выступают психодиагностические методики.
Цель диагностики – проверить сформированность познавательного развития младших школьников.
Методика изучения и формирования познавательных интересов - вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных процессов младших школьников необходимо подходить, на наш взгляд, прежде всего с позиции общей проблемы воспитания и развития, в центре которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.
1.Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов.— М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 132 с.
2.Баль, Н. Н. Психолого – педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика: учеб. -метод. пособие /Н.Н. Баль, Н.В. Чемоданова. – Минск: Зорны верасок, 2013. – 55 с.
3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших школьников. - С-Пб.: Речь, 2005. - 128 с.
4.Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994. – 231 с.
5.Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. – 291 с.
6.Истратова, О. Н. Большая книга подросткового психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 195 с.
7.Истратова О.Н. Большая книга детского психолога- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 195 с.
8.Карелин, А. А. Психологические тесты. Том 2. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 329 с.
9.Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
10.Шаловал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты