Психологические проблемы обучения и успеваемости у младших школьников
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические проблемы обучения и успеваемости у младших школьников»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические проблемы обучения и успеваемости у младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Понятие «Школьная неуспеваемость» в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.2 Условия и факторы неуспеваемости школьников
1.3 Психологические причины неуспеваемости школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Организация и описание исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема школьной неуспеваемости является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Причины школьной неуспеваемости разнообразны: от несовершенства методов обучения до психологических особенностей учащихся. Сегодня особенно остро стоит эта проблема, так как у современных школьников отмечается неправильно сформировавшееся отношение к учебе, непонимание общественной значимости, отсутствие стремления быть успешными в учебной деятельности.
Успешность обучения теснейшим образом связана с личностью школьника. Если в педагогике в качестве причин неуспеваемости особую роль отводят педагогическим условиям, особенностям учебно-воспитательного процесса, то в психологическом аспекте причинами неуспеваемости являются, прежде всего, особенности познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, активного развития познавательных процессов. В этот период происходит развитие навыков учебной деятельности, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, а также навыков самоконтроля и саморегуляции. Знание психолого-психологических неуспеваемости младших школьников необходимо для преодоления неуспеваемости, которое осуществляется не только педагогическими средствами, но и путем психологического сопровождения этих учащихся. В связи с этим, становится актуальным изучение психолого-педагогических психологических причин неуспеваемости младших школьников.
Большой вклад в развитие этого вопроса внесли советские педагоги и психологи (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, М.Н. Скаткин, В.С. Цетлин и др.).
Цель исследования: изучить психологические проблемы обучения и успеваемости у младших школьников.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Понятие «Школьная неуспеваемость» в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Неуспеваемость является сложным явлением школьной среды. Систематическая неуспеваемость способствует педагогической и социальной запущенности, под которыми понимается комплекс негативных качеств личности, которые противоречат требованиям и целям школы, общества. Это явление является нежелательным и опасным и с моральной и социальной, и с психологической позиции. Педагогически запущенные дети нередко бросают школу, что приводит их к зачислению в группы риска [6; 7; 15].
В работе М.Н. Скаткина подчеркивается, что «социальный и педагогический элементы запущенности тесно связаны между собой. Основными показателями социальной запущенности детей являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств его личности, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Показателями педагогической запущенности являются: труднообучаемость, трудновоспитуемость, низкий уровень субъектности школьника в учебно-познавательной деятельности. Неуспешность в учебной и социальной деятельности, необученность, необразованность, не овладение знаниями социального характера оказывают влияние на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах» [10, с. 81].
В словаре по социальной педагогике под неуспеваемостью учащихся понимается «негативное явление педагогической действительности, которое проявляется в наличии учащихся в образовательном учреждении, которые не освоили программу учебного года и имеют академическую задолженность по двум или более предметам учебной программы» [17, с. 176].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Организация и описание исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №______». Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 1 класса. Выборку исследования составили 2 группы: 20 успевающих младших школьников и 20 неуспевающих младших школьников. Возраст испытуемых: 6-7 лет. В качестве критерия разделения выборок выступала успеваемость учащихся за 1 четверть.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилось исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить психологические проблемы обучения и успеваемости у младших школьников.
Гипотеза исследования: основными психологическими проблемами обучения и успеваемости у младших школьников являются: низкое умственное развитие, средняя мотивационная готовность к школьному обучению, высокая тревожность.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека» [8].
Цель: оценка психологической готовности к школе. С помощью теста можно определить интеллектуальное развитие, умение подражать образцу. Они также позволяют определить, может ли учащийся сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Ориентационный тест включает 3 задания: 1) рисование мужской фигуры по представлению; 1) подражание письменным буквам; 2) срисовывание группы точек. Результат оценивается от 1 до 5 баллов; затем вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неуспеваемость представляет собой несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования. Неуспеваемость предполагает наличие недостатков учащихся в учебной деятельности и связана с требованиями школы к учащимся, психофизическими возможности учащихся, социальными условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы. У младших школьников неуспеваемость в учении проявляется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многогранна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из разных областей науки: общей и возрастной психологии, педагогики, физиологии.
Основными причинами неуспеваемости являются: физиологические, педагогические и психологические. К физиологическим причинам неуспеваемости относятся: повышенная утомляемость на фоне чрезмерных нагрузок, хронические заболевания. Педагогическими причинами неуспеваемости выступают: умственное развитие, пробелы в знаниях; несформированность общеучебных умений; педагогическая запущенность. Основными психологическими причинами неуспеваемости являются: недостатки познавательной деятельности, низкая мотивация к обучению, недостатки в развитии эмоциональной сферы учащихся, индивидуально-психологические особенности (самооценка, тревожность, саморегуляция, направленность личности и др.).
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Большинство успевающих младших школьников обладают преимущественно высоким уровнем общего умственного развития – они проявляют высокие способности рисовать по образцу, писать по образцу, срисовывать, а также подчиняться работе в коллективных условиях, как это требуется в школе.
1. Бирюков, С. М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С. М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 23-43.
2. Блонский, П. П. Школьная успеваемость / П. П. Блонский. – М. : Просвещение, 2001. – 486 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж : Модэк, 2008. – 563 с.
4. Венгер, Л. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Л. А. Венгер, Е.А. Бугрименко. – Томск : Пеленг, 1992. – 263 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с
6. Гайнанова, А. С. Причины неуспеваемости младших школьников и некоторые пути их коррекции / А. С. Гайнанова // Вестник Башкирского университета. – 2009. – № 2. – С. 54-58.
7. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А. М. Гельмонт. – М. : Просвещение, 2004. – 326 с.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе: руководство практического психолога / Н. И. Гуткина. – М. : Академический проект, 2000. – 184 с.
9. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
10. Иванова, О. Ю. Психологические причины неуспеваемости школьников / О. Ю. Иванова // Вестник Российского нового университета. – 2006. – № 10. – С. 81–85.
11. Калмыкова, Э. И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э. И. Калмыкова. – М. : Знание, 1982. – 338 с.
12. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с
13. Комарова, Л. Ю. Особенности стилей педагогической деятельности, педагогического общения и направленности учителей общеобразовательных школ в работе с детьми / Л. Ю. Комарова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. – № 4. – С. 32-37
14. Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности / И. Ю. Кулагина. – М. : ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
15. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика / Н. П. Локалова. – СПб. : Питер, 2009. – 368 с.
16. Максименкова, Л. И. Психологические аспекты неуспеваемости школьников / Л. И. Максименкова // Вестник Псковского гос. ун-та. – 2008. – № 3. – С. 141-146.
17. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 520 с.
18. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 296 с.
19. Менчинская, Н. А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. – М. : Педагогика, 1971. – 272 с.
20. Меретукова, З. К. Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования / З. К. Меретукова, Н.А. Полушина. – 2016. – № 1. – С. 90–94.
21. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н. И. Мурачковский. – Минск: Народная асвета, 1977. – 81 с.
22. Негрич, О. И. Психолого-педагогический подход к исследованию проблемы школьной неуспеваемости / О. И. Негрич // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 3. – С. 58-61.
23. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с
24. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева, Г. К. Сулейманова. – 2015. – № 2. – С. 110-112
25. Столповская, О. Н. Комплексное изучение типичных причин неуспеваемости младших школьников / О. Н. Столповская // Известия ВГПУ. – 2012. – № 1. – С. 115-119.
26. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб. : Питер, 2002. – С. 19–28.
27. Тончева, А. Н. Причины неуспеваемости современных школьников / А. В. Тончева // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 2. – С. 94-99.
28. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2000. – 100 с.
29. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. – М. : Педагогика, 1977. – 120 с.
30. Шагивалеева, Г. Р. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников / Г. Р. Шагиева, С. Ф. Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6. – С. 104-105.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты