Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся первого класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся первого класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха»
2021
45.00 BYN
Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся первого класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспекты коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
1.1 Особенности развития слухового восприятия слабослышащих учащихся
1.2 Текст как средство развития слухового восприятия слабослышащих учащихся
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
2.1 Методические рекомендации к отбору текстового учебного материала на коррекционных занятиях в I классе
2.2 Примеры разноуровневых учебных текстов для коррекционных занятий со слабослышащими учащимися в I классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из первостепенных задач специального образования является социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития. В специальных психолого-педагогических исследованиях акцентируется внимание на том, что ведущим фактором социализации детей с нарушением слуха является развитие устной речи (ее восприятия и воспроизведения). Поэтому развитие слухового восприятия и коррекция произношения выступают наиболее значимыми разделами работы в специальной школе для детей с нарушением слуха.
Современная система развития слухового восприятия детей с нарушением слуха основана на исследованиях В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Л.П. Назаровой, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау, и др. По определению Л.П. Назаровой, развитие слухового восприятия рассматривается как системообразующий фактор учебного процесса, связанный не только с развитием слухового восприятия речи, произносительной стороны устной речи, но и интенсификацией всего образовательного процесса в целом [11]. Основу работы по развитию слухового восприятия составляют следующие положения: развитие слухового восприятия рассматривается как средство усиления потенциальных возможностей ученика в соответствии с положением Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» [5]; развитие нарушенной слуховой функции подчиняется общим закономерностям (физиологическим и психолого-педагогическим) и осуществляется под влиянием целенаправленной работы; формирование слуховых представлений носит поэтапный характер; основу развития слухового восприятия создают слуховой резерв и потенциальные возможности ребенка; успешность развития слухового восприятия зависит от ряда факторов: состояния слуха, уровня развития речи, сохранности всех анализаторов, общего развития ребенка, целостности педагогического процесса; необходимым условием развития слухового восприятия является использование звукоусиливающей аппаратуры различного назначения.
За последние десятилетия накоплен значительный теоретический и практический опыт развития слухового восприятия в коррекционно-образовательном процессе с учащимися с нарушением слуха. Разработан, обоснован и экспериментально проверен подход к использованию разнообразных методов и приемов при решении собственно развивающих и коррекционных задач в ходе реализации содержания различных образовательных и предметных областей специального общего среднего образования. Однако, несмотря на разнообразие научной и методической литературы отмечается недостаточно материалов, которые раскрывали бы суть коррекционной работы по развитию слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужила основанием для проведения исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
1.1 Особенности развития слухового восприятия слабослышащих учащихся
Восприятие трактуется как познавательный процесс, который состоит в целостном отражении предметов в сознании, ситуаций, а также событий, которые возникают при непосредственном оказании влияния физических раздражителей на рецепторы органов чувств [5, с.119]. Восприятие внешней действительности не является просто их копированием, т. е. внутренний образ воспринятого предмета не является копией и не идентичен самому предмету, поскольку состояние организма в данный момент, предшествующий опыт взаимодействия с данным объектом, а также субъективное отношение к данному предмету могут изменять результат восприятия.
В зависимости от вида анализатора различают виды восприятия. Слуховое восприятие представляет собой вид восприятия, который состоит в отражении внешних стимулов при непосредственном их влиянии на органы слуха.
Слуховое восприятие как психический процесс имеет свои закономерности развития. При имеющихся нарушениях в любом из звеньев слухового анализатора будут отмечаться нарушения слухового восприятия.
Рассмотрим особенности слухового восприятия у слабослышащих. Выделение категорий слабослышащих из числа глухих стало возможным только на основе создания научно обоснованной классификации детей по состоянию слуха. Продолжительное время в классификациях не выделялась категория слабослышащих, хотя почти в каждой классификации выделялись группы с более высоким слуховым восприятием тонов и речи, что могло соответствовать категории слабослышащих. Постепенно данный пробел был восполнен. В этом отношении представляет интерес классификация слабослышащих Б. С. Преображенского. В основу его классификации был положен принцип восприятия речи на слух в условиях, соответствующих обычной обстановке, не имеющей звукоизоляции от посторонних шумов. Слух испытуемых исследовался на восприятие шепотной и разговорной речи
ух испытуемых исследовался на восприятие шепотной и разговорной речи.
Б. С. Преображенский выделил 4 группы слабослышащих:
1-я группа – легкое снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь на расстоянии от 3 до 6 м, разговорную речь – на расстоянии 6 м.
2-я группа – умеренное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь на расстоянии от 1 до 3 м, разговорную речь – от 4 до 6 м;
3-я группа – значительное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь в пределах у уха до 1 м, разговорную речь – от 2 до 4 м.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
2.1 Методические рекомендации к отбору текстового учебного материала на коррекционных занятиях в I классе
В соответствии с программой коррекционных занятий по развитию речи и слухового восприятия в I классе выделены следующие направления работы с текстами: восприятие на слух учебных сюжетных и описательно-повествовательных текстов, составленных и знакомых по значению слов (объем текста не более 12 предложений). Различение слов и фраз из текста на слух. Однако эффективность коррекционной работы зависит от правильности выбора текстового учебного материала. В этой связи следует соблюдать ряд методических рекомендаций к отбору текстового учебного материала на коррекционных занятиях в I классе:
1. Необходимо учитывать динамику становления слухового восприятия слабослышащих учащихся I класса. В период формирования механизмов озвучивания нового для учащегося речевого кода целесообразно предлагать изолированные слова, сочетания слов, предложения, группы предложений, связанные по смыслу. Отбор материала на данном этапе осуществляется согласно простым критериям: отбирается лексика, уже изученная в устной речи и содержащая буквосочетания, звуковое декодирование которых уже знакомо учащимся на данном этапе обучения.
2. При отборе текстового учебного материала на коррекционных занятиях в I классе следует соблюдать требование к познавательной ценности текста. Это требование выводится также из принципа учета образовательного и воспитательного потенциала текстов. Текст должен способствовать пополнению фактических знаний ученика и обогащения его представлений об окружающем.
3. Обязательным требованием на любом этапе обучения является соответствие текста интересам учащихся I класса. Успешность коррекционной работы напрямую связана с тем, насколько интересны слабослышащим учащимся предлагаемые им тексты. Только в этом случае возможно возникновение интереса, а затем и мотива к учебной деятельности. Интерес к содержанию текста обусловлен познавательными и эмоциональными потребностями личности, которые определяются, в частности, возрастом ученика и зависят от его интеллектуального и духовного развития. Для каждой возрастной группы свойственно проявлять интерес к определенному текстовому содержанию. Например, для учащихся I класса интересны тексты сказочного содержания.
4. Важным требованием к отбору содержания учебных текстов на коррекционных занятиях следует считать их культуроведческую ценность. Социокультурный компонент выступает как обязательный в содержании обучения. Социокультурное содержание текстов для чтения должно быть четко ориентировано на возрастные возможности учеников. В I классе тематика текстов должна быть преимущественно сосредоточена вокруг особенностей каждодневной жизни школьников, их возрастных интересов. Это позволяет эмоционально вовлечь слабослышащих учащихся I класса в процесс обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора, анализа и обобщения научной литературы по проблеме исследования можно заключить, что восприятие внешней действительности не является просто их копированием, т. е. внутренний образ воспринятого предмета не является копией и не идентичен самому предмету, поскольку состояние организма в данный момент, предшествующий опыт взаимодействия с данным объектом, а также субъективное отношение к данному предмету могут изменять результат восприятия. Слуховое восприятие как психический процесс имеет свои закономерности развития. При имеющихся нарушениях в любом из звеньев слухового анализатора будут отмечаться нарушения слухового восприятия. К категории слабослышащих относятся дети, у которых ограничены возможности восприятия речи на слух. Ограничение может быть различным: от восприятия шепотной речи до резкого снижения слуха на восприятие речи. Слабослышащие дети в состоянии самостоятельно пополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени при помощи слуха, без специально организованной работы. У слабослышащих детей отмечается понижение слуха на оба уха. Каждое ухо может иметь различную степень сохранности слуха. Понижение же слуха на одно ухо при полной сохранности слуха на другое, как правило, не ведет к аномалии в восприятии и развитии речи. Исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии позволило у детей со сниженной слуховой функцией определить объем восприятия ими чистых тонов. Работа по развитию слухоречевого восприятия должна быть направлена на: развитие элементов остаточного слуха; выработку слухо-зрительной базы для осуществления полноценного восприятия детьми произносимой речи (посредством слуховых аппаратов, также и без их использования); увеличение слухового компонента в организации слухо-зрительного восприятии речи на слух; развитие представлений о разнообразии речевых и неречевых звуков в окружающем мире.
Текст является одним из эффективных средств развития слухового восприятия слабослышащих учащихся. Задачей работы по восприятию текстов у слабослышащих учащихся является формирование прочной слухо-зрительной основы восприятия обращенной речи. У слабослышащих развитие слухового восприятия текстами осуществляется на индивидуальных занятиях. Задачей работы по восприятию текстов у слабослышащих учащихся является формирование прочной слухо-зрительной основы восприятия обращенной речи. У слабослышащих развитие слухового восприятия текстами осуществляется на индивидуальных занятиях. При восприятии текстов можно использовать наглядные средства: картинки, серии картинок, таблички с предложениями и т. д. Выбор наглядных средств зависит от содержания текста. В тех случаях, когда необходимо составить четкую последовательность событий или действий, можно использовать одну картинку, а в некоторых случаях - серию картин.
1. Альтман, Я.А. Руководство по аудиологии / Я.А. Альтман, Г.А.Таварткиладзе. – М.: ДМК-Пресс, 2003. – 360 с.
2. Баль, Н. Н. Современная теория и практика специального образования : сб. науч. тр. В 3 ч. Ч. 2 / редкол. Н. Н. Баль [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 248 с.
3. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети/ Р. М. Боксис.– М. : Совесткий спорт, 2004. – 304 с.
4. Варенова, Т. В. Основы специальной педагогики : учеб.– метод. пособие / Т. В. Варенова. – Минск : БГПУ, 2018. – 352 с.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
6. Дичкова, Т.И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе / Т.И. Дичкова // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 705–708.
7. Домрачева, Л.В. Особенности диалогической речи слабослышащих младших школьников / Л.В. Домрачева // Концепт. – 2018. – №8. – С. 20-25.
8. Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя: в 2 ч. Ч.1./Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. – 154 с.
9. Лемех, Е.А. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 1 / Е. А. Лемех, С.Н. Феклистова, И.К. Русакович. – Минск: БГПУ, 2018. – 112 с.
10. Мальцева, И.А. Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / И.А. Мальцева. // Молодой ученый. – 2019. – № 20 (258). – С. 492-493.
11. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 324 с.
12. Нейман, Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л.В.Нейман. – М.: Академия, 2003. – 248 с.
13. Постановление Министерства образования РБ «Об утверждении Инструкции об организации деятельности кабинета слуховой работы специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для учащихся с нарушением слуха» [электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// аdu.by.
14. Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха: I-V классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017. – 90 с.
15. Рахманова, Е.В. Теория и практика формирования вербально-коммуникативных умений у слабослышащих младших школьников / Е.В. Рахманова. – Минск: Бестпринт, 2009. – 192 с.
16. Семенов, С.А. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии / С.А. Семенов // Молодой ученый. – 2014. – №13. – С. 285–287.
17. Феклистова, С. Н. Методика комплексной педагогической диагностики слухоречевого развития учащихся с нарушением слуха / С. Н. Феклистова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика : ст. XIII Междунар. науч.-образоват. конф., Казань, 23 апреля 2019 г. – Казань : Изд-во Казанского ун-та. – С. 299–304.
18. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
19. Феклистова, С. Н. Развитие диалогической речи учащихся с нарушением слуха на индивидуальных занятиях / С. Н. Феклистова // Молодежь в науке – 2010: приложение к журналу «Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі». – Мінск, 2010. – С. 129–132.
20. Феклистова, С. Н. Аутентичный текст как средство развития слухового восприятия слабослышащих младших школьников / С. Н. Феклистова, О. П. Коляда // Весцi БДПУ. Серия 1. – 2014. – №4. – С. 26–29.
21. Янн, П. А. Значение и возможности обучения слуховому восприятию после кохлеарной имплантации / П. А. Янн // Актуальные вопросы логопатологии: сб. статей. под ред. И. В. Королевой. – СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. – С.118 – 122.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспекты коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты