Методы и приемы работы над теоретическими понятиями на уроках музыки в начальной школе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методы и приемы работы над теоретическими понятиями на уроках музыки в начальной школе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Методы и приемы работы над теоретическими понятиями на уроках музыки в начальной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
1 Теоретические аспекты обучения теоретическим понятиям на уроках музыки в начальной школе
1.1 Содержание и организация музыкально-теоретического обучения
1.2 Характеристика методов и приемов обучения на уроках музыки в начальной школе
Выводы по главе 1
2 Методические аспекты применения методов и приемов обучения теоретическим понятиям на уроках музыки
2.1 Анализ современных методов и приемов работы над теоретическими понятиями на уроках музыки в начальной школе
2.2 Разработка конспекта урока музыки в начальной школе с использованием методов и приемов работы над теоретическими понятиями
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей через развитие их способностей, формирование основ общей и национальной культуры. Музыка является специфической формой художественного отражения действительности. Основным ее содержанием являются жизненные явления, внутренний мир человека, отображение явлений природы. Через некий художественный образ воссоздается жизненное содержание, которое обязательным образом воздействует на личность школьника.
В начальных классах уроки направлены на вырабатывание мышления. Исходя из этого определяется задача, в ходе реализации которой у детей должен расшириться кругозор чувств. Искусство должным образом тесно связано с воспитанием, воспитанием у ребенка человечности и гуманное отношение к миру. Музыка занимает огромную нишу в школьном образовании.
Одним из эффективных средств развития музыкальных способностей, как части общего комплекса творческих способностей младших школьников, является проведение уроков музыки с использованием методов и приемов. Искусство музыки раскрывает творческие стороны ребенка, заставляет переживать, активно мыслить.
Раскрывая суть актуальности, а также значимости данной работы, можно сказать, что уроки музыки влияют на развитие учащихся. У них становится более насыщенная фантазия и воображение, восприятие делается
обостренным и открывается творческая сторона даже у пассивных ребят.
Проблематику музыкальных способностей можно разбирать в деятельности общей психологической теории. Основную лепту изучения вложили отечественные и зарубежных авторы: М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, В. К. Белобородовой, Л. С. Выготского, А. А. Готсдинера, В. Г. Иванченко, А. Н. Леонтьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. И. Петрушина, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, Ю. А. Цагарелли и др. [39].
А также Э.Ж. Далькрозом, 3. Кодаи, П. ван Хауве рассматривали актуальные вопросы в зарубежной педагогике эстетического музыкального воспитания. Можно выделить труды К. Орфа, он является немецким композитором, который сформировал систему музыкального воспитания детей средствами использования игры на музыкальных инструментах [1,38].
Объект: уроки музыки в начальной школе.
Предмет: применение методов и приемов над теоретическими понятиями на уроках музыки в начальной школе.
Цель: изучить и проанализировать методы и приемы работы над теоретическими понятиями на уроках музыки в начальной школе.
1 Теоретические аспекты обучения теоретическим понятиям на уроках музыки в начальной школе
1.1 Содержание и организация музыкально-теоретического обучения
Младшие школьники изучают искусство музыки с 1 класса. В ходе уроков педагоги просвещают ребят с данной дисциплиной и обогащают знаниями.
Главным критерием ведения уроков музыки у младших школьников является музыкальная культура.
Поэтому, в начальных классах стоит цель сформировать у детей музыкальную культуру. Уроки музыки формируют у учащихся:
- всеобще и экспансивно представлять искусство;
- музыкальному восприятию;
- деятельностный опыт, который отражается в взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя [6].
В начальных классах школы целью занятия музыки у детей является развитие навыков представления и фонтанирования. Благодаря развитию воображения и фантазии у детей появляются навыки различать различные формы или категории искусства, также в связи с возникновением умений происходит развитие их совершенствование в сфере музыки.
Основной задачей при обучении музыки в начальной школе является сама мысль о взаимодействии природного начала искусства и природой самого обучающегося. Если говорить о детях, обучающихся в начальных классах, то главным для них в вопросе обучения музыкой является проявление стремления к различным чувственным впечатлениям, а также реакция на проявление чувств и эмоций, их направленность на познание окружающего мира через игру [36].
Необходимо отметить, что в процессе воспитания школьников начальных классов имеется определенный алгоритм действий по отношению к обучающимся определенных классов. Для этого необходимо тщательно изучить материал и подобрать характерный для каждого класса, учитывая характерные признаки для того или иного возраста обучающегося. В результате освоения материала школьниками, можно анализировать и делать соответствующие выводы о восприятии материала школьниками и благодаря данному опыту улучшать материал, корректировать его для более эффективного педагогического процесса. [3,37].
1 класс
Содержание разделов в 1 классе:
1. понятие музыки;
2. состав музыки;
3. исполнитель, автор и слушатель музыки;
4. настроение человека;
5. настроение в музыке;
6. жанры в музыке;
7. средства выразительности музыки [35].
2 Методические аспекты применения методов и приемов обучения теоретическим понятиям на уроках музыки
2.1 Анализ современных методов и приемов работы над теоретическими понятиями на уроках музыки в начальной школе
Целью работы является выявление и внедрение комплекса методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников к музыкальному искусству.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Выявить методы и приемы, которые должны быть использованы в процессе формирующего этапа опытно-поискового исследования, как средство развития познавательного интереса младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки.
2. Выбрать музыкальный материал, который будет использоваться для достижения цели опытно-поисковой работы.
3. Практически доказать эффективность используемых методов и приемов, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки.
В ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы динамика развития познавательного интереса младших школьников к музыкальному искусству на занятиях уроков музыки прослеживалась посредством сравнительного анализа данных, полученных и выполненных творческих заданий, ответов на занятиях вокального ансамбля, результатов исполнительской деятельности.
В процессе данной работы мы использовали следующие методы: эмоционального воздействия, эмоциональной драматургии, размышления о музыке, музыкального обобщения, моделирования художественно-творческого процесса, сравнения или «тождества» и «контраста», метод перспективы и ретроспективы (метод «забегания» вперед или «возвращение» к пройденному), метод создания композиций, создание художественного контекста, пластического интонирования, творческих заданий, игровой.
В ходе проверки эффективности выбранных нами методов и приемов для развития познавательного интереса младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки, использовали следующие формы организации работы на занятиях вокального ансамбля: индивидуальные, групповые.
Так, на каждом занятии мы предлагали детям «попутешествовать» по разным странам и знакомили детей с музыкальной культурой разных народов: традициями, обычаями, народными песнями, танцами, музыкальными инструментами, музыкантами, композиторами.
При знакомстве, разучивании и исполнении народных песен, использовались методы: эмоционального воздействия, объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным, метод сравнительного анализа, пластического интонирования.
Заключение
Одним из наиболее приоритетных видов педагогики является изучение детьми фольклорного наследия. Получение музыкального образования младших школьников – приобщение их к отечественной национальной культуре. У учителя появляются задачи по формированию у детей навыков исполнения русских народных песен, воспитания у них интереса и уважения к традициям своего народа.
В последствии уроков музыки у школьников появляется восприятие, научение исполнений (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкальные ритмические движения), раскрывается творчество, и конечно активная музыкальная и образовательная деятельность. В музыкальном воспитании большое место предназначено игре как особому методу. Оно очень важно в музыкальном образовании для детей младшего школьного возраста.
Выделяют наиболее результативные методы, с помощью которых можно включить детей начальных классов к музыкальному творчеству. Среди них: метод активного восприятия музыкального произведения, метод интеграции видов музыкального творчества, метод полифункционального использования музыкального произведения, метод интеграции педагогических средств и др.
В ходе исследования были получены результаты констатирующего этапа эксперимента, которые показывают недостаточный уровень сформированности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста к музыкальному искусству (высокий и средне –высокий уровень не так уж и велик, преобладает средний уровень), что ориентирует нас поиск эффективных путей, способствующих формированию познавательного интереса к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, мы считаем, что необходимо разработать содержание методов, приемов, технологий обучения в решении проблемы по формированию познавательного интереса к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста.
Также ходе проверки эффективности выбранных нами методов и приемов для развития познавательного интереса младших школьников к музыкальному искусству на занятиях вокального ансамбля, использовали следующие формы организации работы на занятиях вокального ансамбля: индивидуальные, групповые.
В ходе практической работы мы получили подтверждение того, что использование выбранных методов обучения, методик, технологий является эффективным в решении проблемы формирования познавательного интереса к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста.
1. Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник / Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.:Прометей, 2013. – 432 с.
2. Абдуллин, Э.Б. Содержание и организация занятий в различных формах общего музыкального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – Липецк : ЛПГУ, 2006. – 115 с.
3. Авдиенко, Т. А. Особенности духовно-нравственного воспитания на уроках музыки / Т. А. Авдиенко. // Образование в современной школе. – 2016. – № 1/2. – С. 46-52.
4. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М., Владос, 2000. – 336 с.
5. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманистической педагогике / Ш.А.Амонашвили. – М.: «Изд. дом Ш.Амонашвили», 1995. – 496 с.
6. Аникьева, Н. В. Актуальные вопросы преподавания предметной области «Искусство» / Н. В. Аникьева. – 2020. – № 3. – С. 222-227.
7. Анисимова, С. Исследование на уроке: поиск внутренних связей между музыкой, литературой и живописью / С. Анисимова // Искусство в школе. – 2019. – № 1. – С. 5-10.
8. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
9. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983.
10. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке / Н.А. Бергер. – СПб.: Каро, 2004. – 358 с.
11. Берков, В.Ф. Методология науки. Общие вопросы: учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Минск: РИВШ, 2009. – 396 с.
12. Березина, Н. В. Сетевая среда как форма поддержки на музыкально-теоретических дисциплинах: Личный сайт преподавателя в помощь ученикам и родителям / Н. В. Березина // Музыка в школе. – 2019. – № 2. – С. 64-65.
13. Бибко, Н.С. Сказка приходит на урок. // Начальная школа. – М.: Просвещение, 2006. - №9. – с.31-34 и 47-48.
14. Боброва, Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / Л.И. Боброва // Литература в школе. – 2008. – № 3. – С.48-50.
15. Бусарева, В. Р. Использование информационных технологий на уроках музыки / В. Р. Бусарева // Музыка в школе. – 2020. – № 2. – С. 64-69.
16. Вдовина, З. М. Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к предмету «Музыка» в общеобразовательной школе / З. М. Вдовина // Музыка в школе. – 2020. – № 5. – С. 36-37.
17. Воскобойникова, Э. Г. Бифункциональность как основной принцип музыкального образования детей в современных условиях / Э.Г. Воскобойникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 2.
18. Вязников, А. В. Специфика профессиональной подготовки современного педагогамузыканта в условиях информатизации общества / А. В. Вязников, В. О. Малащенко, И. Ю. Малащенко // Искусство и образование. – 2020. – № 2. – С. 139-147.
19. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.: учебно-методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 428 с.
20. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – 172 с.
21. Зимина, А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Н. Зимина – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 320 с.
22. Копылова, А. В. Планирование уроков / А.В. Копылова. – М.: «Аз». –1999.
23. Критская, Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Методика работы с учебниками «Музыка» / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002.
24. Критская, Е. Д. Музыка: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы // Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2002.
25. Критская, Е.Д. Уроки музыки / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина // Поурочные разработки 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
26. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1988. – 75 с.
27. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок / С.В. Кульневич. – Воронеж: Коммуна, 2001. – 9 с.
28. Маранцман, В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / В.Г. Маранцами – М., 2001. – 124 с.
29. Марутина, И.В. Методика создания мультимедийных проектов по литературе / И.В. Марутина // Литература. – 2005. – № 1. – С.30-33.
30. Мащенко, П.М. Использование музыки на уроках литературы / П.М. Мащенко. – М., 2008. – 76 с.
31. Матвеева, Е.И. Учим младшего школьника понимать текст / Е.И. Матвеева. – М.: 2005. – 240 с.
32. Матвеева, П. Д. Тематическое планирование по литературе. V-IX классы / П.Д. Матвеева. – Вологда, 1993.
33. Мирская, Т.А. Главный педагогический секрет (эмоциональное воспитание на уроках литературы) / Т.А. Мирская // Учитель. – 2000. – № 4. – С.9-13.
34. Остроменский, В.Д. Формирование музыкального познания
/ В.Д. Остроменский. – Кишинев: Штиинца, 1988. – 154 с.
35. Пешкова, В. Е. Теория и методика музыкального образования в начальных классах школ / В.Е. Пешкова. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 135 с.
36. Подласый, И.П. Виды и формы обучения: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2003. – С. 511-535.
37. Прибегин, Г.А. Петр Ильич Чайковский / Г.А. Прибегин. – М.: Музыка, 1983. – 44 с.
38. Ройтерштейн, М.И. Основы музыкального анализа / М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. – 112 с.
39. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб.пособие /А.И. Савенков . – М.: «Академия», 2000. – 232 с.
40. Салееў, В.А. Музыка ў эстэтычным развiццiасобы // Музычнае і тэатральнае мастацтва. – № 2. – 2003. – С. 4–6.
41. Светлов, Б.В. Мультимедийная культура общества: потребность в эстетической информации и художественная коммуникация / Б.В. Светлов // Асновы мастацтва. – 2002. – № 2. – С. 47–55.
42. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором / Г.П. Стулова. – М.: Владос, 2002. – 173 с.
43. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин – М.: Академия, 2004. – 141 с.
44. Струве, Г.А. Школьный хор / Г.А. Струве. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
45. Таллибулина, М.Т. Методы психологической диагностики музыкальной одаренности: методическое пособие / М.Т. Таллибулина. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 131 с.
46. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии: учебное пособие / Е.Н. Федорович, Е.В. Тихонова; под ред. И.Н. Немыкина. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 279 с.
47. Филиппова, Л.В. Сказка как источник творчества детей / Л.В. Филлипова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.
48. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2000. – 35 с.
49. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе / Л. В. Школяр. – М.: Академия, 2001. – 232 с.
50. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева. – М.: Флинта; Наука, 1998. – 144 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты