Использование проблемно-поискового метода на уроках музыки
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование проблемно-поискового метода на уроках музыки»
по дисциплине: «Методика музыкального воспитания»
2021
45.00 BYN
Использование проблемно-поискового метода на уроках музыки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика музыкального воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Музыкально-дидактические игры
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей у младших школьников
1.2 Педагогические особенности использования проблемно-поискового метода на уроках музыки, как нетрадиционной формы обучения
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Диагностика уровня музыкального развития школьников
2.2 Программа музыкального развития школьников с применением проблемно-поискового метода на роках музыки
2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация в образовании представляет значительную свободу в использовании новых подходов, разработке педагогических технологий, способствующих развитию детей. Эффективность использования этих технологий в образовательном процессе подтверждена исследовательскими работами ряда авторов (В.И. Андреева, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбова, М.В. Кларина, В.Ю. Питюкова, Я.А. Савельева, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, и др.).
Сегодня используется много различных педагогических технологий различными преподавателями и использование этих технологий дает заметный положительный результат. Стоит отметить, что большинство учителей музыки в основном работает традиционно. В то же время педагогикой и частными методиками наработано немало новых технологий, учитывающих те изменения, которые произошли в последнее время в образовании, науке, обществе. Использование этих педагогических технологий может способствовать постановке музыкального образования детей на более высоком уровне, в том числе в начальной школе. Одной из таких технологий является использование проблемно-поискового метода.
В отличии от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании учащимися, приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкально искусства как части окружающего школьника культурного пространства. Активность детей в этом случае направлена на поиск «ключевых» знаний о музыке, открывающих большие пласты музыкального искусства, на самостоятельное приобщение к активной музыкальной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей у младших школьников
Музыкальное развитие является одной из форм эстетического развития подрастающего поколения. Музыкальное искусство оказывает всестороннее влияние на развитие детей дошкольного возраста. Оно формирует не только нравственно-эстетическую сферу личности, но и ценностные ориентации детей, их мировоззрение, интеллект, отношение к окружающей действительности. В процессе занятий музыкой активизируется познавательная и умственная деятельность детей, развивается усидчивость, внимательность, дисциплина.
Проблемы музыкального развития и развития творческих способностей в процессе музыкальной деятельности разрабатывали в своих трудах Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, Н.Л. Грозненская, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский. В своих исследованиях авторы рассматривали различные аспекты музыкального развития, механизмы его осуществления, возрастные особенности, а также методы и приемы музыкального развития в раннем возрасте.
По словам А.Г. Гогоберидзе «процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста – есть развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействие педагогов и детей с целью содействия самореализации, самоопределению личности ребенка музыкальными средствами, гуманизации детских отношений с окружающим миром путем творческого освоения ими музыкального опыта» [6, с. 45].
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Диагностика уровня музыкального развития школьников
В рамках данной работы было проведено исследование по определению уровня развития музыкальных способностей детей. В исследовании приняли участие 20 младших школьников. Цель исследования: определение особенностей и уровня музыкального развития детей младшего школьного возраста, выявление педагогических условий музыкального развития младших школьников на уроках музыки при помощи проблемно-поискового метода.
Задачи исследования:
- подобрать диагностический материал, для выявления уровня музыкального развития детей младшего школьного возраста;
- проанализировать результаты исследования;
- разработать серию занятий направленных на музыкальное развитие младших школьников на уроках музыки с использованием проблемно-поискового метода;
- обобщить результаты исследования по организации и проведению уроков с детьми младшего школьного возраста.
Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека). Был разработан диагностический инструментарий (Приложение 1). Вывод об общем уровне музыкального развития детей младшего школьного возраста производился на основании наблюдения за реагированием ребенка на музыку, а также на основании ориентации на такие базовые музыкальные способности как ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста чрезвычайно актуальна в современной личностно-ориентированной педагогике. Признание самостоятельной ценности каждого периода детства, стремление к воспитанию активной, творческой личности, способной ценить, сохранять и преумножать богатства мировой музыкальной культуры влечет за собой необходимость поиска новых интегрированных подходов, позволяющих уже в раннем детстве осуществлять музыкальное воспитание ребенка на основе различного музыкального материала.
Необходимо помнить, что музыкальное развитие оказывает общее положительное влияние на развитие ребенка. Оно совершенствует интеллектуальные и творческие способности, помогает постичь прекрасное и воспитывает любовь к окружающему миру. Процесс музыкального развития в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, которые связаны с психологическими и интеллектуальными характеристиками детей. В процессе музыкальной деятельности дети младшего школьного возраста постигают суть музыки и ее образов, а через них и окружающую действительность. Именно поэтому так важно развивать музыкальные способности еще с детства.
В рамках данной работы было проведено исследование по определению уровня музыкального развития у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие младшие школьники – 20 человек.
Цель исследования: определение особенностей и уровня музыкального развития детей младшего школьного возраста, выявление педагогических условий музыкального развития младших школьников при помощи применения проблемно-поискового метода на роках музыки.
1. Абдулин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдулин. – М. : Просвещение, 1983. –112 с.
2. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учеб. нагляд. пособ. для педаг. учрежд. дошк. образ. / О.Н. Анцыперович, О.Н. Зыль. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 40 с
3. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М. : Academia, 2002. – 413 с..
4. Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородова, Г.С. Ригина, Ю.Б. Алиев // Науч.-исслед. ин-т худож. воспитания Акад. пед. наук СССР. – Москва: Педагогика, 1975. – 160 с.
5. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
6. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд./ А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2007. – 320 с.
7. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 238 с.
9. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
10. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М Черноиваненко. – М. : Изд.: Академия, 1998. – 240 с.
11. Дубровская, Е.К. Теория и методика музыкального воспитания / Е.К. Дубровская. – М., – 1991. – 84 с.
12. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевсеий. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
13. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань, 1982. – 245 с.
14. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособ. для воспит. и муз. рук. дет. садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
15. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М., 1985. – 264 с.
16. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. – 1986. – № 1. – 102-104 с.
17. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 574 с.
18. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
19. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
20. Рубинштейн C. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
21. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова – М.: Аркти, 2014. – 134 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Музыкально-дидактические игры
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты