Методика изучения нотной грамоты в первом классе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика изучения нотной грамоты в первом классе»
по дисциплине: «Музыкальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Методика изучения нотной грамоты в первом классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Музыкальная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЫ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
1.1. Психолого-педагогические особенности первоклассников
1.2. Определение понятия «нотная грамота» и ее свойства
1.3. Способы развития нотной грамоты в первом классе начальной школы
1.4. Методы и приемы обучения нотной грамоте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ НОТНОЙ ГРАМОТЫ В ПЕРВОМ КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Комплекс упражнений для развития нотной грамоты в первом классе начальной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сегодня, в условиях падения вокальных традиций, происходит полное уничтожение его основы – музыкальных способностей, в первую очередь музыкального слуха.
Низкий уровень массовой музыкальной культуры происходит из-за избытка децибел, когда звуковые носители атрофируют слух. Восприятие звука электрокустических инструментов и звукозаписей замедляет формирование звуковых соединений. Решение проблемы песенного искусства требует целый комплекс мер, среди которых ключевым является методологическое обоснование эффективной работы с детьми в системе общего музыкального образования.
У молодого поколения нет навыков чтения музыкального текста, в результате чего он обречен на пассивный контакт только с материалом, передаваемым СМИ.
Владение способностью петь становится возможным при условии регулярного преподавания во время уроков музыки, которые непосредственно связаны с пением. Знание нот и их практическое применение предоставляет детям возможность проявлять аналитический подход к содержанию музыкального произведения посредством восприятия музыкального языка, что повышает важность восприятия и выразительности исполнения, развивает музыкальное мышление.
В течение последних десятилетий в системе общего музыкального образования обучение нотографии в основном уходило от педагогической деятельности. Противоречие между требованием практики и отсутствием научного и методического обоснования решения проблемы в контексте современной образовательной системы обусловило актуальность темы настоящего исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЫ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
1.1. Психолого-педагогические особенности первоклассников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивается возможность систематического обучения в школе. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительной концентрации, раздражительны, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпе развития мальчиков и девочек [8, с. 112].
Первый класс в школе – один из самых важных и сложных периодов в жизни детей: меняется обычный стереотип поведения, увеличивается психологически-эмоциональная нагрузка.
С первых же дней школа ставит перед ребенком ряд проблем, которые непосредственно не связаны с его предыдущим опытом, однако требуют максимальной мобилизации духовных и физических сил. На личность ребенка влияет на ряд новых факторов: коллектив, личность педагога, изменение режима, необычное долгосрочное ограничение деятельности и появление обязанностей.
Начало школы приводит к радикальному изменению социальной ситуации в развитии ребенка. Он становится «общественным» субъектом и сейчас имеет социально важные обязанности, выполнение которых вызывает общественную оценку.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ НОТНОЙ ГРАМОТЫ В ПЕРВОМ КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация и проведение исследования
В исследовании, посвященном изучению уровня нотной грамоты приняли участие 15 учеников в возрасте 6-7 лет.
Первую методику можно условно назвать «Музыкально-жизненные ассоциации». Вы выявляет уровень восприятия учащихся музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-содержание, эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку, декорации восприятия на музыкальные закономерности. Выбранный для этой цели, музыка содержит много образов, степень контраста, который может быть различной, но контраст должен «прочитываться». При этом соблюдается условие: музыка должна знать своих детей. Вы можете рекомендовать, например, Воображение Моцарта с-mоll, но без вступления — первые три этапа.
Звучание музыки предваряется доверительным беседа экспериментатора с детьми с целью настроить их восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, она может напомнить события, которые происходили раньше, вызвать чувства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизненной ситуации — успокоить, поддержать, ободрить. Далее предлагается послушать музыку и ответить на такие вопросы, как:
1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями вашей жизни он может быть связана?
2. Под какие условия жизни могла бы звучать эта музыка и как она может повлиять на людей?
Что в музыке позволило прийти к этому выводу (что означает то, что говорит его музыка, и, как говорит, какие выразительные средства в каждом отдельном проекте).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Особенности поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы первоклассников: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительной концентрации, раздражительны, эмоциональны. Поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психо - эмоциональная нагрузка. У младшего школьника сильная потребность в движении. В понятие «нотная грамота» входит все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот. Свойства нотной грамоты: тембр, продолжительность, высота, тональность и др. Способы развития нотной грамоты в первом классе начальной школы: хорошо выбирайте и всегда помните ряд основных этапов музыки масштаба, для быстрого запоминания расположения нот на нотоносце полезно выполнение письменных работ, выберите отдельно какие ноты записываются на линейках, и которые помещаются между линейками, важным этапом в развитии музыкальных обозначений является обучение навыкам распознавания музыки. Методы и приемы обучения нотной грамоте: игры, упражнения, ассоциации, сказки, досочинение фразы и др.
2. В исследовании, посвященном изучению уровня нотной грамоты приняли участие 15 учеников в возрасте 6-7 лет. Использовались следующие методики: «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку», «Открой себя через музыку», «Ребенок и музыка». Проведение диагностического среза выявил следующие показатели развития музыкальных способностей: 11,7% учащихся имеют высокий уровень развития музыкальных способностей, 39,8% учащихся показали средний уровень, 34,7% учащихся показали низкий уровень, в 13,8% учеников были на очень низком уровне развития музыкальных способностей. С целью развития нотной грамоты автором был предложен комплекс упражнений. После проведения комплекса упражнений проводятся проверки эксперимент. Результаты диагностики способностей первоклассников были следующие: показатель высокого уровня развития способностей выросла на 32% и составил 43,3%; средний уровень увеличился на 4,5% и составила 44,4%? количество учащихся в группе с низким уровнем развития, упал и составил 12%. Большим достижением стало отсутствие после завершения конфигурации эксперимента учеников с очень низким уровнем развития.
1. Артемьева, И.В. Методика музыкального воспитания школьников. 1-4 класс / И. В. Артемьева, Т. В. Белова, М. П. Блинова. – М.: Просвещение, 1965. – 267 с.
2. Балашов, С.С. Спутник учителя музыки / С.С. Балашов, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов. – М.: Просвещение, 1993. – 125 с.
3. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
4. Беккерман, Т.Е. О некоторых аспектах организации музыкальных занятий с детьми на примере уроков фортепиано / Т.Е. Беккерман // Гуманитарное пространство. – 2020. – №1. – С. 6–10.
5. Белобородова, В.К. Развитие музыкального слуха учащихся 1 класса / В.К. Белобородова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 108 с.
6. Беркман, Т. Л. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению / Т.Л. Беркман, К.С. Грищенко. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 217 с.
7. Бодауова, Б.К. Работа над основными навыками с начинающими учащимися в классе обязательного фортепиано / Б.К. Бодауова, К.Ш. Шаймухамбетова // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – №4. – С. 71–74.
8. Карабанова, О.А. Возрастная психология / О.А. Карабанова. – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 238 с.
9. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
10. Королёва, М.Б. Музыкальное воспитание детей в процессе формирования гармонично развитой личности / М.Б. Королёва // Царскосельские чтения. – 2012. – № 16. – С. 260–264.
11. Кулагина, И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1999. – 175 с.
12. Лихинина, Т.Н. Обучение нотной грамоте на основе развития ладового чувства (уроки музыки в общеобразовательной школе) / Т.Н. Лихинина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2013. – №158. – С. 135-144.
13. Полица, Ю.М. Развитие теории и практики музыкального воспитания в истории образования и педагогической мысли / Ю.М. Полица // ИСОМ. – 2014. – №4. – С. 32–39.
14. Синицина, И.А. Ты и я – с музыкой друзья: учебно-методические материалы / И.А. Синицина. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. Академия им ЗайнабБиишевой, 2008. – 56 с.
15. Сычёва, М.А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей / М.А. Сычева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 362 с.
16. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. –М.: АПН РСФСР, 1947. – 340 с.
17. Тылец, Н.Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент / Н.Н. Тылец. – СПб.: Наука, 2010. – 200 с.
18. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990. – 314 с.
19. Хилько, М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2010. – 145 с.
20. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская. – М.: Музыка, 1998. – 329 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты