Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению связного повествовательного рассказа по серии сюжетных картин
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению связного повествовательного рассказа по серии сюжетных картин»
по дисциплине: «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению связного повествовательного рассказа по серии сюжетных картин
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика развития речи детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспекты занятий по составлению повествовательного рассказа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВЛЕНИЮ СВЯЗНОГО ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
1.1 Психолого-лингвистические основы развития связной повествовательной речи в дошкольном возрасте
1.2 Сущностные характеристики детских рассказов по сюжетной картине
1.3 Методический аспект обучения детей старшего дошкольного возраста составлению связного повествовательного рассказа по серии сюжетных картин
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
2.1 Диагностика исходного уровня развития связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Содержание работы, направленной на развитие связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетных картин
2.3 Результаты и выводы по итогам экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования связной повествовательной речи в дошкольном возрасте обусловлена тем, что связная повествовательная речь играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает главное место в системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, А.М.Леушиной, С.Л.Рубинштейном, Ф.А.Сохиным.
Пятый год жизни — период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). В научно-методической литературе содержатся противоречивые данные о возможности использования сюжетных картинок в обучении рассказыванию детей пятого года жизни. Так, ряд педагогов считает, что детям данного возраста при обучении рассказыванию необходимо предлагать лишь одну сюжетную картинку, так как рассказывание по серии сюжетных картин им недоступно (А.М. Бородич, В.В. Гербова и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВЛЕНИЮ СВЯЗНОГО ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
1.1 Психолого-лингвистические основы развития связной повествовательной речи в дошкольном возрасте
В повседневной жизни основная форма, с помощью которой люди разных культур обмениваются информацией и их отношением к происходящим вокруг них событиям, тем самым осмысливая их, - это повествование.
В психологической и психолингвистической литературе связная повествовательная речь рассматривается как сложный тип вербальной коммуникации как особый тип вербально-мыслительной деятельности, которая имеет более сложную структуру, чем предложение или диалогическая речь. Именно это и определяет тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не полностью обеспечивает возможность создания связных сообщений [5, с. 4].
Повествовательная речь – это монологическая речь. Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного человека, коммуникативная цель которого - сообщать о любых фактах, явлениях реальности [6, с. 13]. Это форма речи, адресованная одной или группе слушателей (собеседников), иногда к себе; активная форма речевой деятельности, рассчитанная на восприятие. Этот тип речи характеризуется его разворачиванием (что связано с желанием широко освещать тематическое содержание высказывания), связностью, логикой, достоверностью, семантической полнотой, наличием общих конструкций, грамматическим дизайном. Монологическая речь подразумевает ответственность за общение только на говорящего в отсутствие явной поддержки восприятия речи слушателем (читателем). Среди признаков монологической речи есть также преемственность, степени независимости (воспроизведение заученных, пересказывание и независимое утверждение), степень готовности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь).
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
2.1 Диагностика исходного уровня развития связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста
Цель экспериментального исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка возможностей использования сюжетных картин в развитии связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В практической части нашего исследования приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Общее количество респондентов 20 человек, из них 14 девочек и 6 мальчиков; выборка выла раздела на две группы: экспериментальная (10 человек) и контрольная группы (10 человек). Возраст воспитанников 5-6 лет.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики:
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова [12].
2. Методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, которая состоит из двух заданий: составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ прослушанного текста [20].
Рассмотрим подробнее сущность вышеуказанных методик.
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
В целях исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста можно использовать задания, которые включают пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Учащимся предлагается следующее задание:
Пересказ русской народной сказки «Репка».
Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.
Инструкция: Послушайте сказку внимательно, потом вы будете рассказывать ее сами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В старшем дошкольном возрасте активно развивается связная речь. Высказывания ребенка постепенно приобретают более последовательный характер. Он может пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только основное содержание, но и мелкие детали. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте неразрывно связано с общим психическим развитием.
Одним из эффективных приемов развития связной повествовательной речи является рассказывание по серии сюжетных картин. Так как старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы, но и повествовательные, придумывать начало и конец сюжета картины. Дети могут не только понимать содержание картин, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.
На занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, так что их опыт восприятии рассказов постепенно обогащается. Основные методические приемы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению связного повествовательного рассказа по серии сюжетных картин: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия). Многообразие методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками позволяет формировать грамотную речь ребенка и умение оперировать словарным запасом рассматривая и описывая серии сюжетных картин, используемых в дошкольном учреждении. Работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
1. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Артищева, Л. В. Логопсихология: учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
3. Бикуньска, Э. А. Нарушения речи у детей, связанные с поражением экстрпирамидной системы / Э. А. Бикуньска // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 3-11.
4. Болотова, Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возрастас нарушениями интеллекта / Т.В. Болотова // Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 318-385.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., Просвещение, 2004. – 255 с.
6. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
7. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
8. Джандар, Б. М. Текст как основа для формирования устной связной речи / Б. Джандар // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 2-6.
9. Емец, Е. В. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи / Е. В. Емец // Специальное образование. – 2017. – № 2. – С. 40-42.
10. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи / Н.Л. Ерастов. – Ярославль, 2013. – 183 с.
11. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. – М.: Моск. психолого-соц. институт, 2001. – 194 с.
12. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2009. – 389 с.
13. Кондакова, М. В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М.В. Кондакова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 29-30.
14. Лебедева, И.Н. Серия сюжетных картинок в логопедической работе с дошкольниками / И.Н. Лебедева // РГПУ им. Герцена. 2014. – 258 с.
15. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста / А. А. Леонтьев. – М., 1974. – Ч. 1. – С. 169-172.
16. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
17. Маяцкая, Н. К. Особенности формирования связной монологической речи у детей младшего школьного возраста / Н. К. Маяцкая, Д. С. Калмыкова // Вестник Молодого ученого. – 2017. – № 2. – С. 1-15.
18. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д. Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2010. – 430 с.
19. Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин: монография / М. Н. Русецкая. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.
20. Сапожников, Я. М. Нарушения речи у детей / Я. М. Сапожникова, Е. Л. Черкасова // Педиатрия. – 2013. – № 4. – С. 82-88.
21. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
22. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 c.
23. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи / Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.
24. Ушакова О. С., Смирнова Е. А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок. // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12
25. Федотова, Л. А. Логопедические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 1. – С. 45-49.
26. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
27. Чаладзе, Е.А. Формирование процессов понимания прозаических текстов детьми / Е.А. Чаладзе, Р.И. Ганиева // Поволжский педагогический вестник. – 2015. №4 (9). – С. 122-128.
28. Яковлева, Т. М. К проблеме развития саморегуляции в процессе решения познавательных задач у детей 6-7 лет / Т. М. Яковлева // Материалы научн. конф. «Ломоносов 2016». – М., 2016. – С. 1-3.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспекты занятий по составлению повествовательного рассказа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты