ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности. Мы обладаем политическими правами и должны, на наш взгляд, участвовать в политической жизни страны. Ведь от нас, граждан, зависит, как будет развиваться наше государство.
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования.
Современные избирательные системы тесно связаны с появлением представительных учреждений парламентского типа, таких как Парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции. Развитие систем формирования представительных учреждений тем самым привело к формированию современных избирательных систем, основанным на английском и французском типах представительства. Избирательная система Англии стала основой для мажоритарной избирательной системы, чем объясняется ее распространенность в странах англосаксонской правовой системы. Франция, в свою очередь, дала миру пропорциональную избирательную систему.
Важно понимать, что поиск оптимальной для страны избирательной системы чрезвычайно сложен. Избирательная система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны.
Объект: общественные отношения, возникающие в связи с организацией и проведением выборов в различных типах политических систем.
Предмет: нормы права, регулирующие вопросы, связанные с организацией и проведением выборов.
Цель исследования: расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний о видах избирательных систем, а также выявление и анализ особенностей организации и проведения выборов в различных типах политических систем.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и виды избирательных систем;
2. Рассмотреть понятие и виды политических систем;
3. Выявить особенности проведения выборов в различных типах политических систем.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и белорусских ученых: Абдулаева М. И., Дмитрука В. Н., Беляева О. М., Василенко А. И., Божанова В. А., Мельникова А. П., Клименко А. В., Венгерова А. Б. и других.
Методологическую основу исследования составили диалектико-материалистический метод познания, системный, сравнительно-правовой, а так же метод аналогии, анализа и синтеза.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
В современной политической литературе нет единого четкого понятия термина «избирательная система», что доказывает всю его сложность и динамичность. В политических исследованиях все чаще рассматривают понятие «избирательная система», с одной стороны, как систему общественных отношений, связанных с выборами представительных органов власти, а с другой – как систему норм организации и реализации, а также подведения итогов выборов в представительные органы государственной власти и муниципального управления.
Наиболее приемлемо к понятию «избирательная система» его употребление именно как системы общественных отношений, политико-правовых правил, приемов и процедур, связанных с выборами органов публичной власти, организации выборов и их результатами.
Избирательный процесс осуществляет организационно-правовые функции, обеспечивает подготовку выборной кампании, проведение голосования, определение результатов выборов. Избирательная система выполняет роль механизма, который функционально связывает граждан страны и легитимную реализацию государственной власти.
Общедемократические функции избирательной системы, ее конституционные основы заложены в Конституции страны и заключаются в: реализация права граждан на участие в управлении государством и обществом; осуществление народного суверенитета; реализация прав на равный доступ к муниципальной и государственной службе; равный доступ к государственной службе; легитимация государственной власти; управление делами государства через представителей или непосредственно.
Через действия субъектов избирательной системы (в основном через политические партии) и избирательные системы граждане объединяются для решения конкретных задач, чтобы отстаивать и лоббировать свои интересы в органах власти. Таким образом, реализуется основная общедемократическая функция избирательной системы: гарантия и обеспечение представительства интересов разных народностей, наций и социальных групп общества (к примеру, право граждан на объединение).
Избирательные системы имеют состязательный характер, который основан на совокупности сменяющих последовательно друг друга избирательных процедур и действий, и обеспечивает смену управляющих элит, разрешение возможных конфликтов между управляемыми классами общества и управляющими.
К факультативным функциям избирательной системы относят: влияние на стабильность и эффективность правительства; воздействие на политическое структурирование коллегиального органа; достижение соответствия между составом выборного органа и разными слоями общества в государстве.
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В основе политической системы общества любой страны лежат политические отношения, политика. Возникновение таких отношений неразрывно связано с классовым делением общества. Исторически первым институтом политической системы было государство, образовавшееся в связи с расколом общества на антагонистические классы.
Долгое время в условиях неразвитой политической жизни рабовладельческого и феодального общества деятельность политической системы по существу ограничивалась функционированием государственных институтов. Правда, наряду с ними существовали другие формальные и неформальные объединения, игравшие значительную, а временами и ведущую политическую роль (например, в условиях феодализма, значительное политическое влияние имела церковь).
Становление целостной политической системы связано с установлением классового господства буржуазии, с появлением рабочего класса. В этот период возникают политические партии, профсоюзы, крестьянские союзы, объединения промышленников и т.д., образуются межклассовые объединения (национальные, народные фронты), т.е. наряду с государством – политической организацией господствующего класса (классов) – в условиях антагонистического общества возникают другие политические институты. Эти организации и институты являются официальными выразителями воли тех или иных крупных социальных общностей, прежде всего классов [6, с. 101].
С начала 80-х гг. ХХ в. категория «политическая система» стала утверждаться в философской, политической литературе советского общества. Но все же иначе, чем в зарубежной политической науке. В соответствии с марксистским подходом обусловленности политической надстройки экономическим базисом, социально-классовой структурой общества политическая система четко связывалась с определенным типом формации. Политическая система общества определилась как сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть. Из приведенного определения просматривается абсолютизация институционального подхода и сужение масштабов и взаимодействия политической системы с другими социальными структурами общества, элиты и политических лидеров.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса и является закономерным результатом процесса исторического поиска обществом лучшей модели формирования и функционирования государства. Сегодня демократические выборы в органы государственной власти стали естественным процессом в политической жизни многих стран мира. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (согласно избирательной системы) политической воли граждан. В результате выборов избраны кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и др.
Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные различия. Выборы обычно понимают как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодический процесс избрания состава органов государства. А голосование не всегда связано с выборами. Оно используется в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собрании и др.
Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток различных ее форм и играют в разных моделях неравноценную роль. Сравнительно низкая значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, на личном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия руководителей, которых избирают граждане государства, очень ограничены, а это снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств была древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, принятие важнейших решений непосредственно общиной на площадях, в частности по вопросам размера налогов, войны и мира, изменения судей и военачальников.
В условиях современных демократий выборы – это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представительство в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предусматривают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах – и для большинства граждан, они являются единственной формой их реального участия в политике. Они дают возможность осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или изменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, менять политический курс и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.
Конституция – это основной закон, который закрепляет основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов. И как раз-таки, в Конституции Республики Беларусь и закреплены наши основные права. В том числе и политические. Мы имеем право, избирать, и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В обществе насчитывают много избирательных систем, но есть три основных типа: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Самой первой в истории возникла мажоритарная система. В базе этой системы располагается принцип большинства – избранным будет только тот, у кого будет большее голосов там, где он баллотируется. Мажоритарную систему разделяют: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. Любая из ведущих избирательных систем включает сильные и слабые стороны. К определенным плюсам мажоритарной системы обычно причисляют: 1) простоту формирования правительства и его прочность; 2) составление стабильных взаимосвязей между избирателями и депутатами. Потому что депутаты избираются именно населением конкретного округа и надеются на свое переизбрание. Мажоритарная система включает как плюсы, так минусы. Она в частности искривляет представления об интересах избирателей, а так же об их воле. Она допускает то, что партия, которая пользуется наименьшей помощью избирателей, победит в итоге того, что по стране наберет больше голосов.
1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. – М.: Право, 2018. – 244 c.
2. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. – М.: Феникс, 2015. – 448 c.
3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. – М.: Книжный мир, 2018. – 384 c.
4. Курьянов, М. А. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие / М. А. Курьянов, М. Д. Наумова. – Тамбов, 2010. – 80 с.
5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 2018. – 624 c.
6. Тульчинский, Г. Л. Политическая культура : учебное пособие / Г. Л. Тульчинский. – М. : Юрайт, 2017. – 324 с.
7. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. – 640 с.
8. Дмитрук, В. Н. Теория государства и права : Учебное пособие / В. Н. Дмитрук. – Мн. : Амалфея, 1999. – 224 с.
9. Шевчук, Д. А. Теория государства и права : конспект лекций / Д. А. Шевчук. – М. : Эксмо, 2009. – 299 с.
10. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 226 c.
11. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл. – М., 2002. – 537 с.
12. Екадумова, И. И. Политология. Ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадумова. – М.: Тетралит, 2018. – 176 c.
13. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. – М.: Феникс, 2018. – 493 c.
14. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. – М.: Дашков и К, 2015. – 926 c.
15. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. – 224 c.
16. Общая теория права / А. Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск : Амалфея, 2002. – 656 с.
17. Мельников, А. П. Политическая культура в жизни общества / А. П. Мельников, С. Ф. Сокол. – Минск, 2015. – 262 с.
18. Божанов, В. А. Политическая система общества / В. А. Божанов. – Минск : Норма, 2015. – 112 с.