Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
ГК ГрГУ (Гуманитарный колледж ГрГУ им.Я.Купалы)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли-сад №14, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструкция к тесту тревожности – авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия тревожности в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Характеристика влияния родительских отношений на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что ученые отмечают повышение уровня тревожности у детей, что приводит к широкому кругу проблем: тот факт, что человек находится в состоянии развития, значительно усиливает эффект длительного состояния тревожности. Следствием этого влияния может быть нарушение развития отдельных структур и функций и, в конечном итоге, нарушение формирования структуры личности в целом.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.
На адаптацию детей большое влияние оказывает уровень личностной тревожности. Дети склонны испытывать тревожное состояние в реальных либо воображаемых ситуациях, которые субъективно оцениваются ими как угрожающие. Высокая тревожность оказывает негативное влияние на развитие личности, на социализацию ребенка, на его взаимоотношения со взрослыми, со сверстниками, и может привести к дезадаптации.
У детей тревожность еще не является устойчивой чертой характера и ее можно преодолеть, но при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Снижение тревожности возможно, если взрослые, окружающие ребенка, будут создать для этого необходимые условия и соблюдать нужные рекомендации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия тревожности в психолого-педагогической литературе
Проблема изучения психических состояний, в частности, феномена тревожности в психологической науке является одной их фундаментальных. Понятие «тревожность» в современной психологии рассматривают в качестве психического свойства, склонности человека к переживанию тревоги, который характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги.
Существует большое количество научных определений тревожности, но общим для всех является понимание тревожности как состояния, связанного с неблагополучием, переживанием дискомфорта.
В настоящее время термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности человека испытывать это состояние. Исследователи Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин отмечают, что человек, имеющий выраженную тревожность, склонен воспринимать окружающую действительность, как содержащую в себе некоторую опасность или угрозу.
Анализ литературы показал, что в отечественной психологии феномен тревожности преимущественно рассматривался в качестве проявления неблагополучия, которое вызывается нервно-психическими заболеваниями или является следствием психической травмы.
Дезорганизующее воздействие тревожности на деятельность индивида показано в ряде исследований зарубежных и отечественных психологов (Х. Айзенк, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Дж. Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.).
Повышенная тревожность оказывает отрицательное влияние на мотивы и цели человеческой деятельности. Так, она подменяет мотив деятельности за счет собственной побудительной силы (Л.И. Божович, А.М. Прихожан), снижает мотивацию на успех (Х. Хекхаузен), способствует утрате исходной цели (Ф.Е. Василюк), разрушает действия в стрессогенных ситуациях (А.М. Прихожан), замедляет умственную активность (Э.А. Голубева).
В последние десятилетия отношение исследователей к тревожности изменилось, становится менее категоричным. Современный взгляд на тревожность основан на том, что она не является изначально негативной чертой личности, а является сигналом неадекватности структуры деятельности индивида по отношению к ситуации. При этом, каждый человек характеризуется оптимальным уровнем тревожности, которую также называют полезной, так как она представляет собой фактор оптимального приспособления человека к действительности и необходимое условие развития личности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования – установить влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы получить надежные результаты исследования, в данном эксперименте приняли участие полные семьи с детьми старшего дошкольного возраста. В исследовании изучались такие процессы: стили родительского воспитания, а также уровень тревожности детей.
База исследования: исследование проводилось в ГУО Ясли-сад №14 г. Гродно.
Выборка: в исследовании приняло участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста мужского и женского пола (в возрасте 5-6 лет).
Для проведения экспериментального исследования использовались диагностические методики для определения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста: тест тревожности – авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Тест тревожности - авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Цель: исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях.
Данный тест позволяет исследовать и оценить тревожность детей в типичных для них жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. Данная диагностика дает возможность оценить отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающимися людьми, в частности, в семье, детском саду. Диагностический материал состоит из серии рисунков (14 шт.), на каждом из которых изображена типичная для каждого дошкольника ситуация. При этом рисунки отражают отношения ребёнка с воспитателем, родителями и со сверстниками.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика (на рисунке изображена девочка или мальчик). Лицо ребёнка не прорисовано, дан лишь контур головы. К основному рисунку прилагается дополнительно, с двумя изображениями детского лица: улыбающегося и печального. В процессе диагностики рисунки предъявляются ребенку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим.
Диагностика проводится в устной форме, с каждым ребёнком индивидуально. Перед работой дается инструкция такого типа: «Сейчас мы с тобой немного посочиняем. Я буду тебе показывать картинки из жизни мальчика Миши, а ты мне расскажешь, какое ему нужно нарисовать лицо и почему».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологической науке тревожность рассматривается не только в качестве негативной чертой личности, но и считается полезной при оптимальном ее уровне. На современном этапе проблема тревоги и тревожности рассматривается в разнообразных аспектах: тревога как состояние; тревожность как свойство личности, которое предрасполагает к переживанию тревожного состояния в различных ситуациях; процесс переживания тревоги; тревожность как стабильная личностная характеристика.
Все факторы возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста можно подразделить на три группы: природные, генетически обусловленные (особенности нервной системы); индивидуальные, связанные с какими-либо личными переживаниями (внутриличностный конфликт, негативный эмоциональный опыт); социальные, связанные с межличностными отношениями с окружающим миром и другими людьми. Возникновение тревожности у дошкольников может быть обусловлено различными факторами.
Родительские отношения в каждой психологической школе описываются разными понятиями и терминами, которые определяются первоначальными теоретическими позициями авторов (К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, Д. Бомринд и т.д.). Проблема изучения типов, стилей родительского отношения исследовалась многими классиками педагогической, возрастной, клинической психологии. В работах родительское отношение анализируется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода, тем не менее, специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой – это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
Во второй главе курсовой работы проведено экспериментальное исследование уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста мужского и женского пола (в возрасте 5-6 лет). Для проведения экспериментального исследования использовались диагностические методики для определения уровня тревожности и агрессивности старших дошкольников: тест тревожности – авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. В результате проделанной работы. Пришли к следующим результатам и выводам. В данной исследуемой группе дошкольников с высоким уровнем тревожности – 5 человек (20,8%), средним уровнем – 11 детей (45,8%), низким – 8 (33,4%). К тому же, было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности ведут себя по-разному. Дошкольники, показатели которых соответствуют высокому уровню тревожности, во время исследования проявляли нервозность, беспокойство, застенчивость.
1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. – М. : Академия, 1996. – 224 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абдульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
3. Авдеева, Н. Н. Влияние детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н. Н. Авдеева, Ю. А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. – С. 35-47.
4. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. –Ростов-на-Дону, 2008. – 258 с.
5. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М., 1993. – 175 с.
6. Андреева, Т. В. Психология семьи / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2007. – 160 с.
7. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е .И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
8. Астапов, В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В. М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.
9. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Просвещение, 1986. – 420 с.
10. Борисова, О. Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений / Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки / О.Н. Борисова. – Калининград, 1979. – С. 88-94.
11. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – СПб. : Речь, 2001. – 143 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 2007. – 224 с.
13. Гамезо, М. В. Дошкольник. Психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова. – М. : Питер, 2015. – 248 с.
14. Добрович, А. Милые бранятся…/ А. Добрович, О. Ясицкая. – М. : Московский Рабочий, 1988. – 172 с.
15. Долгова, В. И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В. И. Долгова, Г. М. Клочева, В. А. Бондарчук // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 26-30.
16. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. ; 3-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 176 с.
17. Захарова, А. В. Исследование самооценки дошкольник в учебной деятельности / Вопросы психологии / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрющенко. – М., 1980. – №4. – С. 90-99.
18. Козлов, В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В. В. Козлов. – М. : Психотератия, 2007. – 528
19. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
20. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
21. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 1984. – 335 с.
22. Липкина, А. И. Психология самооценки школьника / А. И. Липкина. – М. : Просвещение, 2008. – 235 с.
23. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.
24. Люблинская, А. А. Учителю о психологии дошкольника / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 2017. – 224 с.
25. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2007. – 248 с.
26. Морозова, И .С. Психология когнитивного развития / И. С. Морозова. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. – 132 с.
27. Нехорошкова, А. Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А. Н. Нехорошкова, А. В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
28. Посохова, С. Т. Образ отца и самоактуализация личности / С. Т. Посохова, С. В. Липпо, Р. В. Манеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, выпуск 3, 2008. – С. 23 30.
29. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
30. Савина, Е. Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е. Г. Савина, Л. В. Бура // Синергия Наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
31. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
32. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие / Е. Г. Силяева. – М. : ACADEM’A, 2002. – 192 с.
33. Солынин, Н. Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н. Э. Солынин, Е. П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
34. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. – М. : Просвещение, 2004. – 382 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструкция к тесту тревожности – авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты