Воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к художественным произведениям
ГК ГрГУ (Гуманитарный колледж ГрГУ им.Я.Купалы)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к художественным произведениям»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к художественным произведениям
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика незаконченных историй. Примеры ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Сюжетные картинки». Стимульный материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Цветовой тест отношений». Стимульный материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
1.1 Современные подходы к понятиям «гуманизм», «гуманное отношение» в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Специфика проявления гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
2.1 Изучение уровня сформированности гуманных качеств у старших дошкольников
2.2 Методические рекомендации по воспитанию гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к художественным произведениям
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие социально-экономические изменения в современном обществе заставляют задуматься о будущем страны и ее молодежи. В настоящее время моральные ориентиры разрушены, подрастающее поколение можно обвинить в духовности, недостатке веры и агрессии.
Проблема нравственного воспитания сегодня особенно актуальна. Наше общество должно готовить высокообразованное, высокоморальное общество, обладающее не только знаниями, но и моральными качествами личности.
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая общественно-политическая ситуация в стране значительно усложнила образовательный процесс, когда молодое поколение, которое в критический период восполняет все недостатки общества, становится все более непредсказуемым, проблемы морали, нравственной культуры, нравственного воспитания занимают одно из первых мест в качестве основы для гуманного воспитания молодежи в рыночных отношениях, что требует не только независимости, гибкости и предпринимательских качеств.
Дошкольное детство – важный этап в воспитании любви к чтению, к художественной литературе. Книга помогает ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Природа живет по своим законам и еще в дошкольном возрасте важно понять эти законы, поскольку человек и природа составляют единое целое. Естественное богатство окружающего мира открывается ребенку дошкольного возраста в процессе познания, труда и творчества.
Задача воспитателя учреждения дошкольного образования состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, рассматривать природу и нравственность как единое целое, формировать у ребёнка потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении к ней.
Читая художественную литературу писателей-правоведов, дошкольник постепенно приобретает навыки правильного отношения к природе, поскольку именно в этих произведениях природа и нравственность являются неразделимыми понятиями.
Вопросам воспитания детей дошкольного посвящены работы: Т. Акулинцевой [2]; Т. Богданец [4]; С.А. Веретенниковой [5]. Проблемы организации чтения художественной литературы в дошкольном возрасте отражены в трудах: А.И. Дубровской [10]; Е.Е. Зубаревой [14]; А.С. Попова [17]и др.
Объект исследования – процесс воспитания у детей старшего дошкольного возраста гуманных качеств.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
1.1 Современные подходы к понятиям «гуманизм», «гуманное отношение» в психолого-педагогических исследованиях
Термин «гуманизм» происходит от латинского слова humanus –человеческий, человечный. Как показывает анализ литературных источников, следует сказать о том, что в настоящее время не существует единого и общепризнанного определения данного понятия.
Во-первых, гуманизм понимается как антропоцентрическое мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения и обозначающее общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни.
Во-вторых, гуманизмом называют мировоззрение, в центре которого — человеческая личность, понятая как особого рода реальность, заключающая в самой себе причину собственного существования [20, с.12].
Гуманизм как мировоззренческая концепция признаёт ценность человека, как личности, его права на свободное развитие, проявление своего индивидуального сознания. А гуманность, личностное качество человека, которое обусловлено принципами гуманизма, формируется на основе благожелательного отношения человека к окружающим.
Гуманность рассматривается педагогической наукой как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Гуманизм, в широком смысле, — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.
Таким образом, при конкретных исторических условиях, гуманизм всегда имел черты идеологической акцентуации. Среди гуманитарных наук, на перепутье которых лежит проблема человека, философия является наиболее важной [1, с.59].
Гуманизм отражает социальную реальность не с точки зрения того, что есть, а с точки зрения того, что правильно, и предъявляет высокие требования к обществу и его отдельным представителям относиться к людям с достоинством и уважением, признавая их высшей ценностью на земле. Современная концепция гуманизма в педагогике отражает процесс обновления образования, основанного на ценностях общечеловеческой и национальной культуры, установку на воспитание людей с высокими интеллектуальными, нравственными и физическими ценностями [3, с.55].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
2.1 Изучение уровня сформированности гуманных качеств у старших дошкольников
Цель исследования – изучить особенности воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к художественным произведениям.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. подобрать и апробировать пакет диагностических методик, направленных на изучение особенностей и уровней сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить особенности и уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать методические рекомендации по воспитанию гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к художественным произведениям.
Экспериментальное исследование проводилось на базе:
Общая выборка составила 24 человека – воспитанники старшей группы, возраст 5 – 6 лет.
Для осуществления целей, решения поставленных задач исследования в работе были использованы следующие методики диагностики: методика незаконченных предложений, методика «Сюжетные картинки», методика «Цветовой тест отношений».
1. Методика незаконченных историй. Цель – выявление отношения ребенка к окружающим людям и мотивы этого отношения по следующим критериям:
– модальность отношения (положительно, отрицательно, нейтральной);
– готовность прийти на помощь;
– наличие чувства долга по отношению к сверстникам;
– наличие эмпатии;
– наличие/отсутствие зависти к сверстникам.
Детям старшего дошкольного возраста предлагается несколько проблемных ситуаций, которые необходимо закончить определенным (на выбор) способом. При обработке результатов учитываются данные наблюдения и мотивация поступков испытуемых (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
2. Методика «Сюжетные картинки». Цель – изучение степени осознания детьми нравственных норм. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманистическое отношение к человеку предполагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, способностей, содействие его самоопределению в жизни, интеграцию в общество, полную самореализацию в этом обществе. Основы гуманистического отношения помогают определить степень личностного развития каждого члена общества и стимулировать его деятельностную активность.
Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств: превосходства, несправедливости. У детей пропадает желание использовать в своих интересах младших братьев и сестер, отнимать у них все лучшее, обижать их. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится постепенно внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников. Возникающие у детей добрые чувства необходимо поддерживать, развивать, предоставляя ребенку возможность действовать. В противном случае чувства дошкольников быстро угасают и вся проводившаяся взрослыми ранее воспитательная работа не принесет ожидаемых результатов.
Методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимать его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение. Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, а заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, – одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
Значение природоведческой книги очень велико, поскольку через неё идёт знакомство детей с окружающим миром, который воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, формирует личность дошкольника.
Для выявления уровня гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики:
- методика незаконченных предложений,
- методика «Сюжетные картинки»,
- методика «Цветовой тест отношений».
Общая выборка составила 24 человека – воспитанники старшей группы, возраст 5 – 6 лет.
Таким образом, по полученным данным трех методик можно сделать следующие выводы:
- высокий уровень сформированности гуманных чувств выявлен приблизительно у 28 % испытуемых;
- средний уровень зафиксирован у 36 % дошкольников;
- низкий уровень выявлен у 36 % детей.
В связи с этим возникает необходимость в помощи родителям и воспитателями осознать значимость формирования гуманных отношений у подрастающего поколения. По этой причине были разработаны рекомендации по воспитанию гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к художественным произведениям.
1. Азбука этических ценностей : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская [и др.]; под ред. В.Т. Кабуша. – Минск : Нац. ин-т образования, 2013. – 192 с.
2. Акулинцева, Т. Будем экологически грамотными // Дошкольное воспитание – 2006. – №7. – С. 36-42.
3. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков Н.Л. Белопольская [и др.]. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 332с.
4. Богданец, Т. Экологические знания – первое представление о мире // Дошкольное воспитание – 2013. – №12. – 52 с.
5. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова – М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
6. Воробьева Е.В. Психофизиология детей и подростков: учебное пособие/ Воробьева Е.В., Кайдановская И.А. – Ростов-наДону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018.— 175 c.
7. Выготский, Л.С. Детская психология. / Л.С. Выготский. – М., 2006. – 475 с.
8. Гуманизация и демократизация педагогического процесса вусловиях университетского образования [Электронный ресурс] /А. П. Сманцер, Е. М. Рангелова. – Минск: БГУ, 2011. – Режим доступа : http://www.elib.bsu.by.
9. Гуманизм и современность: материалы Международной научно-образовательной конференции (8–9 ноября 2013) / под ред. Т.М. Шатуновой. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – 519 c.
10. Дубровская, А.И. Детям о писателях: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательной школы / А.И. Дубровская – Минск: Тесей, 2012. – 175 с.
11. Дьячкова М. А. Концепт «гуманистическая направленность личности» : монография / отв. ред. О. Н. Томюк. – Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2014. – 108 с.
12. Зайцева, Н.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семь в воспитании гуманности у детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.В. Зайцева, Л.М. Подолинская. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2013. – 90 c.
13. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д. Зверев – М.: Перемена, 2006. – 123 с.
14. Зубарева, Е.Е. Детская литература / Е.Е. Зубарева – М.: Просвещение, 2005. – 295 с.
15. Кабуш, В. Т. Гуманистическая мысль: история и практика воспитания: учеб.-метод. пособие / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская ; ГУО «Акад. последиплом. образования» – Минск : АПО, 2019 – 408 с.
16. Плохий, З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание – 2012. – №4-5. – С. 95-126.
17. Попов, А.С. Новые методики преподавания чтения в начальных классах / А.С. Попов – М., Просвещение, 2008 – 85 с.
18. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2013. – 120 с.
19. Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе : А.П.Сманцер. – Минск : БГУ, 2010. – 335 с.
20. Тенденции духовно-нравственного развития современного общества : материалы международной научной конференции, г. Минск, 16–17 мая 2013 г. / Институт философии НАН Беларуси. – Минск : Право и экономика, 2013. – 555 с.
21. Трацевская, А. В. Этические беседы. Миролюбие / А. В. Трацевская, В. Г. Литвинович // Праблемы выхавання. – 2019. – №2. – С. 57—64.
22. Ушакова, О.С., Гаврош, И.В. Знакомим дошкольников с литературой / О.С. Ушакова, И.В. Гаврош – М. Просвещение, 2012. – 165 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика незаконченных историй. Примеры ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Сюжетные картинки». Стимульный материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Цветовой тест отношений». Стимульный материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты