Методика изучения младшими школьниками танцевального жанра
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика изучения младшими школьниками танцевального жанра»
по дисциплине: «Хореография»
2021
45.00 BYN
Методика изучения младшими школьниками танцевального жанра
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Хореография
Организация: Детская школа искусств № 3 (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности процесса обучения детей младшего школьного возраста
2. Танцевальный жанр в современном обучении младших школьников
3. Методические аспекты изучения младшими школьниками танцевального жанра
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что для младшего школьного возраста, в основном, характерными являются такие особенности как формирование и развитие нравственного и эстетического воспитания. Именно от данных аспектов развития зависит дальнейшее развитие личности ребенка и подрастающего поколения в целом.
Для формирования представления о различных аспектах становления готовности детей к жизни необходимо отметить, что важно научить ребенка жизни и подготовить его к возможным препятствиям. Вопрос о том, каким образом дети и молодежь привлекаются к искусству, всегда был актуальным. Его значение неизмеримо возросло в современных условиях общественного развития, когда система образования в значительной степени разрушена и продолжается девальвация моральных ценностей. Практические наблюдения и теоретические подтверждения многих ученых показали, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец и т.д. – оказывают положительное влияние на развитие детей и молодежи.
В рамках современного педагогического процесса необходимо отметить приоритетное направление в рамках развития личности ребенка, что определяет различные аспекты включения учащихся в различные виды деятельности, которые раскрывают творческий потенциал как в рамках учебной, так и внеучебной деятельности. При формировании представлений о особенностях развития данных процессов, необходимо отметить, что большое внимание уделяется процессу развития младших школьников, направленной на формирование мировоззрения.
Танец – один из старейших видов искусства, который может быть использован для решения задач развития личности, индивидуальности и творчества. Искусство танца является одним из инструментов целостного развития учащихся средней школы. Продуктивность художественного воспитания детей через хореографию обусловлена интегрированной природой хореографии, которая объединяет музыку, ритм, изобразительное искусство, драматическое искусство и пластику движений.
При определении различных аспектов изучения художественного образа, необходимо определить различные выразительные движения исполнителей, без учета определенных словесных пояснений. Это ориентировано на возникновение различных словесных пояснений, направленных на формирование образов через собственное тело.
Исходя из данных аспектов, необходимо отметить, что творческое воображение ребенка в танце раскрывается более эффективно, чем в других видах деятельности. Именно данный опыт способствует раскрытию своего «я» по отношению к окружающему миру в рамках использования всех необходимых идей для самовыражения через определенные движения.
1. Особенности процесса обучения детей младшего школьного возраста
Возрастная граница начальной школы совпадает с периодом начального образования, который теперь определяется как 9-10 лет с 6-7 лет. В этот период происходит физическое и психофизическое развитие ребенка, что позволяет проводить систематическое обучение в школе. Самое главное, улучшается работа мозга и нервной системы.
Как утверждают ведущие физиологи, в рамках семилетнего возраста детей, кора больших полушарий головного мозга формирует основные направления в поведении детей и стабилизирует развитие эмоциональной сферы: снижается уровень отвлекаемости и концентрации внимания, они легко возбудимы и эмоциональны. Однако для данного возрастного периода характерным является определенная неравномерность психического развития. Девочки в процессе своего развития значительно опережают мальчиков. Многие исследователи делают вывод о том, что «дети разного возраста сидят за одним столом в начальной школе: в среднем мальчики на полтора года младше девочек, хотя эта разница не в календарном возрасте» [1, с.24].
Начало школьного обучения влечет за собой фундаментальные изменения в социальной ситуации ребенка. Он или она становится «социальным» субъектом и теперь имеет обязанности в социальном смысле, выполнение которых ценится обществом.
Учебная деятельность становится доминирующей в первые годы обучения в школе. Она определяет наиболее важные изменения в психологическом развитии детей в этом возрасте. Новые психологические образования, которые формируются в рамках учебной деятельности, являются важнейшими достижениями в развитии младших школьников и составляют основу для следующего возрастного этапа развития.
По мнению Л.С. Выготского, особенность младших школьников заключается в том, что цель деятельности в первую очередь ставится перед ребенком взрослым. Учителя и родители диктуют детям, что можно и чего нельзя делать, какие задания они могут выполнять и какие правила соблюдать. Даже среди тех учеников, которые охотно выполняют задания взрослых, часто бывает так, что дети не могут справиться с заданием, потому что не улавливают его суть, быстро теряют к нему первоначальный интерес или просто забывают выполнить его вовремя. Этих трудностей можно избежать, если придерживаться определенных правил при распределении заданий между детьми [3, с.28].
При формировании представления о данном возрастном периоде, необходимо отметить, что младший школьный возраст представляет собой наиболее важный и ответственный этап школьного обучения. Чувствительность восприятия направляет свой потенциал на разностороннее развитие ребенка. Одним из наиболее важных достижений в рамках деятельности является доминирование учебной деятельности, направленной на формирование умения учиться и верить в свои собственные силы.
2. Танцевальный жанр в современном обучении младших школьников
Каждый вид искусства имеет свой аспект жанра, от «простого» до «возвышенного». Категория «жанр» относится к представлению художественного творчества (художественные статьи, автобиографические повествования, докудрамы, документальные фильмы, живопись, графика, натурные зарисовки в скульптуре и т.д.). Аксиоматический аспект жанрового разграничения основан на когнитивной и идеологической избирательности искусства и создает ряд специфических жанровых делений по тематике и предмету:
1) исторический жанр предполагает сочетание изображения реальных людей и событий с изображением вымышленных персонажей;
2) научно-фантастический жанр предполагает полную беллетризацию событий и персонажей;
3) живописный жанр представляет религиозные, мифологические, бытовые портреты;
4) поэтический жанр представляет любовь, народная лирика; и
5) жанр фольклора, включая художественную литературу. В некоторых случаях определенный жанр кажется чисто формальной структурой, «игрой форм» [13, с.77].
Современная модернизация российского образования требует активных изменений в социокультурном воспитании младших школьников. Занятия социальными танцами в любительских х коллективах – одно из интересных направлений социального и культурного развития младших школьников. Потребность в самовыражении, потребность в общении, стремление приобщиться к искусству и желание участвовать в общественной жизни побуждают школьников участвовать в обучении танцевальному жанру.
Сегодня танец – это явление, связанное с широким спектром аспектов понятий, относящихся к спорту, искусству и некоторым наукам (педагогике, психологии, этике, социологии, философии, эстетике). Наиболее важной является психология танцевального движения, которая включает следующие аспекты: взаимоотношения педагога-тренера-хореографа с учениками и их родителями в творческом процессе, атмосфера самодеятельных хореографических коллективов, процесс создания образа партнера, влияние всех вышеперечисленных аспектов на формирование личности танцора, на развитие сценической техники и на выступление партнера на конкурсах.
В танцевальной хореографии существует понятие жанровой бинарности. Оно было введено Ж.Ж. Новером еще в восемнадцатом веке (по аналогии с разделением танцев, которое создало домашний народный и светский танцевальный зал) [14, с.56].
В первом ряду представлены три танцевальных жанра - парадный, галантный и веселый (парадный близок к трагедии, галантный - к высокой комедии, а гротескный - к комедии «веселого и развлекательного» характера). Во втором ряду находятся еще два жанра: пейзаж (разновидность «бытовой живописи») и композит (сочетание противоречивых жанров).2 Этот художественный танец приобретает устоявшуюся эмоциональную сюжетно-драматическую основу.
3. Методические аспекты изучения младшими школьниками танцевального жанра
Для того чтобы дети могли не только показать, но и принять участие в выполнении задания в танцевальной манере, необходимо, прежде всего, чтобы они были заинтересованы не только в этом конкретном задании, но и в научно-образовательном процессе в целом. Решающая роль в развитии интереса к занятиям танцами зависит только от преподавателя и от методов, которые он использует.
К.Д. Ушинский говорил: «Прежде всего, важно создать атмосферу, в которой дети могут работать радостно и свободно, не прилагая чрезмерных усилий. У младших школьников объем работы ограничен, поэтому важен сам процесс, а не результат. Каким бы незначительным ни был результат, учителя должны поддерживать усилия детей и вдохновлять их. Перед детьми должна быть поставлена четкая и достижимая цель. Если ребенок заинтересован в достижении этой цели (потому что она ясна), он проявит инициативу, что необходимо для развития творчества» [23, с.58].
Учитель должен замечать и поддерживать инициативу ребенка в соответствующие моменты. Ребенок увидит результаты своего труда, и это принесет ему огромную радость. И педагог достигнет единства нравственного и эстетического воспитания. Успехи ребенка должны быть доведены до сведения всей группы, ему следует объяснить, почему он их достиг, а его работа должна рассматриваться как пример для подражания другим.
Значимые обязательства и инициатива, которая приходит с ними, создают возможности для развития богатых чувств, которые могут быть вызваны правильными целями.
Дети повторяют задание учителя несколько раз. Их деятельность в этот период должна быть направлена на лучшее выполнение задания и исправление ошибок, на которые указал учитель. Осваивая материал, дети обретают уверенность в своих силах, у них развивается стремление действовать самостоятельно. Самостоятельное выполнение заданий способствует лучшему усвоению материала, умственному и художественному развитию и открывает простор для творческой инициативы. Поэтому одна из главных задач учителей – суметь привить маленьким детям независимые качества, необходимые для будущей деятельности.
В.Н. Шацкая определяла: «Дети с удовольствием выполняют разнообразные задания и пытаются сделать даже больше, чем от них требуется. Но такая спонтанность не должна допускаться. Часто непосильные задачи, которые решает ребенок, могут негативно влиять на его нервную систему. Поэтому учителям следует подбирать и распределять задания индивидуально в соответствии с особенностями своих учеников» [24, с.68].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что младший школьный возраст представляет собой важный период в рамках формирования учебной деятельности и ориентирован на формирование определенного образовательного потенциала. Именно процесс обучения в младшем школьном возрасте является ведущей деятельности, что определяет особый уровень развития сознания и самосознания.
Дети младшего школьного возраста проявляют повышенный уровень восприимчивости к музыкальным искусствам и танцевальным жанрам. Танцевальный жанр имеет особую природу, следует различным направлениям творческого развития школьников и формирует творческое самосознание младших школьников.
Ознакомление с танцевальными жанрами является одним из важных направлений в рамках формирования личности младшего школьника. Нами было выявлено, что основными методами ознакомления с танцевальными жанрами являются: показ, пример, игровой метод, метод формирования сознания, музыкальны метод и т.д.
В рамках педагогической деятельности необходимо отметить, что есть необходимость в том, чтобы формировать определенные методические приемы, направленные на формирование особенностей каждой группы.
При формировании методических приемов необходимо отметить, что дети выполняют определенные практические предложения в рамках руководства деятельностью учеников. Все уроки должны быть организованы таким образом, чтобы дать возможность каждому учащемуся, чтобы он смог определить особенности взять на себя ответственность.
При повторении движений, необходимо отметить, что повторение движений и упражнений, направлено на формирования обязательного подхода к процессу изучения ценности дополнительных заданий.
Игровая деятельность направлена на формирование в жизни ребенка радостных моментов и формирования радостных впечатлений, что определяет особенности создания конкретной инициативы, активной деятельность, а также формирования самостоятельности. Именно через эстетическое воспитание происходит формирование определенных оснований для изучения игровых моментов.
Для выражения особенностей выражения собственных мыслей и чувств необходимо отметить наличие определенных эмоциональных особенностей, направленных на изучение содержания программного материала на наличие пригодности тех или иных впечатлений с целью определения конкретных деталей изучения.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Адеева, Л.М. Пластика. Ритм. Гармония: самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков: учебное пособие / Л.М. Адеева. – СПб.: Композитор; Санкт-Петербург, 2006. – 51 с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
4. Антропова, Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому искусству // Образование и общество. – 2011. – №4. – С.121-124.
5. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова – М.: Айрис-Пресс, 2000. – 263 с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
7. Березова, Г. Хореографическая работа с детьми младшего школьного возраста / Г. Березова. — Киев, «Музыкальная Украина», 2009. – 258 с.
8. Бухвостова, Л.В. Композиция и постановка танца: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина. – Орел: ОГИИК, 2002. – 160 с.
9. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. — М.: Академия, 2008. – 269 с.
10. Голейзовский, К. Я. Образы русской народной хореографии / К.Я. Голейзовский. — М.: Академия, 2004. – 258 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – С.166.
12. Игумнова, М.А. Роль хореографии в творческом развитии детей [электронный ресурс] / М.А. Игумнова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602763/.
13. Кузнецова, Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2008. – 277 с.
14. Красовская, В. М. История русского балета / В.М. Красовская. — Л.: Леон, 2008. – 256 с.
15. Кукарин, А.В. Профессиональное мастерство как творческое отношение педагога-хореографа к своей деятельности в учреждениях дополнительного образования детей // Вестник МГУКИ. – 2009. – №1. – С.180-182.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: Академия, 2007. – 277 с.
17. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук – М.: Наука, 2008. – с.4.
18. Нестерова К.В. Формирование творческой индивидуальности – одно из приоритетных направлений современной педагогики / К.В. Нестерова // Актуальные проблемы высшего педагогического образования: сб. науч. ст. / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2008. – С. 200 – 202.
19. Резерв успеха – творчество. Пер. с нем. Под ред. Г.Нойнера, В Калвейта, Х. Клейна. – М.: Педагогика, 2009. – 152 с.
20. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2000. – 247 с.
21. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников / И.П. Сметанкина // Начальная школа. – 2003. – №9. С.48 – 51.
22. Стриганов В.М. Современный бальный танец / В.И. Уральская. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
23. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / К.Д. Ушинский. — М.: Академия, 2013. – 258 с.
24. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 168 с.
25. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / авт. сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты