Влияние фольклора на развитие нравственности дошкольников старшего возраста
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние фольклора на развитие нравственности дошкольников старшего возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Влияние фольклора на развитие нравственности дошкольников старшего возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад № 1, ГУО (г. Дятлово)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Нравственность как качество личности, ее место в структуре личности
1.2 Особенности развития нравственности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Основные методы и средства развития нравственности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития нравственности у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений развития нравственности у детей старшего дошкольного возраста посредством применения фольклора
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Много написано о важности участия детей в культуре своего народа, потому что обращение к отцовскому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой они живут. На сегодняшний день, большое внимание в научной литературе уделяется проблеме нравственности, как одного из важнейших компонентов самосознания личности. Эта проблема рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях (В.Р. Aилиппов, Э.А. Баграмов, Ю.В. Бромлей, Л. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, А.Д. Карнышев, И.С. Кон, М.В. Крюков, А.А. Леонтьев, Д.С. Лихачев, А.П. Оконешникова, Р.Д. Санжаева, Г.В. Старовойтова и другие.).
Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования нравственных качеств, поскольку для детей дошкольного возраста характерны безграничное доверие к взрослым, желание повторить свои поступки, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, испытанные в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое влияние на развитие человека.
Музыкальный фольклор, определяемый в самом общем виде как вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, признан во всем мире лучшим музыкальным материалом, отвечающим требованиям искусства, доступности, алфавиту родного музыкального языка, который, по мнению З. Кодая, «может быть только одним» [1, с. 153]. Широкое использование фольклора нашло свое воплощение в системах музыкального образования З. Кодая и К. Орфа, имеющих свои аналоги во многих странах мира.
Сегодня белорусские ученые рассматривают проблему приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному фольклору в рамках работ, посвященных традициям народной педагогики (А.А. Гримоти, А.П. Орлова и др.), гражданскому образованию и приобщению детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре. Возможность использования музыкального фольклора в работе с детьми дошкольного возраста нашла свое отражение в творчестве белорусских фольклористов (О.М. Алехнович, Г.А. Борташевич и др.).
Освоение музыкально-фольклорного материала детьми дошкольного возраста связано не только с музыкально-эстетическим воспитанием, но и с решением проблем патриотического и гражданского воспитания (Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова), ознакомления с народными традициями (С.Д. Кириенко, В.А. Неволин), формирования этнического самосознания (Т.В. Поштарев), этнокультурного воспитания (Т.В. Поштарев).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Нравственность как качество личности, ее место в структуре личности
Ключевыми понятиями в данном исследовании являются: нравственность, структура морали, общечеловеческие ценности, этические знания, развитие этических знаний. В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали.
Нравственность это моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины; тем, что изучается этикой. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком смысле, понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.
«Нравственность» можно назвать областью субъективно-индивидуальной моральности, сферой моральной свободы личности.
Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень повседневного сознания; дети просто воспринимают и запоминают моральные нормы с помощью учителя, присваивая их, перенося их в область субъективной и индивидуальной морали. Этические знания, основанные на определении этики, подразумевают теоретический уровень понимания, обоснования абсолютной и универсальной природы нравственных законов. Таким образом, с данной точки зрения, использование термина «этические знания» более эффективно, чем применение моральных норм.
Объяснение социально принятых норм и правил социального поведения занимает большое место в нравственном развитии детей, а педагоги (учителя, родители, пионеры) не дают учащимся моральные понятия в «готовой» форме, а побуждают их задуматься над этическими вопросами и сделать правильные выводы.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития нравственности у детей старшего дошкольного возраста
Для изучения особенностей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством белорусского музыкального фольклора была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – изучение особенностей развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством белорусского музыкального фольклора.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 1 г. Дятлово».
Выборка исследования: эксперименте принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Экспериментальное исследование осуществлялось в несколько этапов:
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня интереса детей к своей стране, ее культуре.
Для решения задач исследования использовали следующие методы:
1. Анализ задач годового плана учреждения дошкольного образования.
2. Анализ планов педагогов по использованию белорусского музыкального фольклора.
3. Беседа с детьми.
Анализ задач годового плана учреждения дошкольного образования показал, что в нем обращено внимание на необходимость формирования основ национального самосознания у детей дошкольного возраста.
В детском саду накоплен определенный опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с традиционной народной культурой. Большей частью это знакомство дошкольников с устным народным творчеством, народным календарем.
Анализ планов педагогов и наблюдение за работой педагогов по использованию белорусского музыкального фольклора показывает, что все педагоги признают важное значение белорусского музыкального фольклора в воспитательно-образовательной работе учреждения дошкольного образования, однако не используют этот потенциал в полной мере: изучение белорусского музыкального фольклора в ходе занятий носит фрагментарный характер. Изученные ранее песни не предлагаются детям спустя некоторое время, не закрепляются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственность можно назвать областью субъективно-индивидуальной моральности, сферой моральной свободы личности. Для данного исследования такое разграничение имеет принципиальное значение. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень повседневного сознания; дети просто воспринимают и запоминают моральные нормы с помощью учителя, присваивая их, перенося их в область субъективной и индивидуальной морали. На нравственное воспитание личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. понятие «нравственное воспитание» имеет широкий социальный, педагогический смысл, направленный на формирование всесторонне развитой, морально устойчивой личности. На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому педагоги, решая сложные задачи воспитания, должны помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Нравственное воспитание у детей дошкольного возраста предусматривает вооружение детей определенными навыками и способностями: заботиться о своих близких, младших, сверстниках и других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; участвовать в социально направленной деятельности; заботиться о результатах труда, имуществе и природе.
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста происходит через приобщение их к национальной культуре и расширение представлений детей о своей стране. Фольклор выступает своеобразным компонентом формирования национального сознания ребенка, в развитом виде предстает национальным самосознанием, а также способствует восстановлению и переосмыслению национальных ориентиров. Фольклор выступает движущей силой на пути формирования национального самосознания, потому что это «особый совокупный культурный продукт, древнейшая форма общественного сознания в виде устойчивых формул обряда». Поэтому сегодня возникает необходимость создания новой системы воспитания, которая бы опиралась на национальные традиции и фольклор.
1. Алексеев, Э. Е. Нотная запись народной музыки / Э. Е. Алексеев. – М. : Советский композитор, 1990. – 240 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий / Н. В. Алешина. – М. : Перспектива, 2008 – 111 с.
3. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. – М.: Владос, 2003. – 201 с.
4. Антонова Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г. А. Антонова. – СПб., 2012. – 336 с.
5. Анцыпирович О. Н. Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников средствами музыкального фольклора : дисс. канд. пед. наук.: 13.00.02 / О. Н. Анцыпирович. – Минск, 2012. – 131 л.
6. Бараноўская, Л. Мая Радзіма / Л. Бараноўская // Пралеска.– 2009.– № 7. – С. 33–34.
7. Варанецкая, Л. М. Выхоўваем грамадзяніна: дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне : дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі / Л. М. Варанецкая, К. М. Бельская, І. Л. Ждан. – Мінск : Зорны верасень, 2008. – 132 с.
8. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. –33-35 с.
9. Волков, Г. Н. Народная педагогика : программа спецкурса и методич. рекомендации / Г. Н. Волков. – М., 2009. – 137 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
11. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду / И. Г. Гаврилова. – СПб., 2008. – 160 с.
12. Гутковская, М. С. Роль идеологической работы в гражданской социализации молодежи Республики Беларусь / М. С. Гутковская // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – № 9. – С. 10–12.
13. Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна, А. А. Страха, Д. У. Дубінін. – Мазыр : Белы Вецер, 2016. – 133 с.
14. Дубровская, Л. В. Маленькие граждане большой страны: программа воспитания детей дошкольного возраста «Спадчына» / авт.-сост. Л. В. Дубовская; под ред. В. М. Теленченко. – Мозырь : Содействие, 2007. – 220 с.
15. Жалняровіч, Н. І. Хутка ў нашай хаце свята: Знаем і знаёмім дашкольнікаў з традыцыямі беларусаў : дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Н. І. Жалняровіч, М. А. Каліноўская. – Мазыр : Белы Вецер, 2009. – 63 с.
16. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной педагогики : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Н.А. Ивашкина. - Москва, 2008. – 24 с.
17. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. – М.: Издательство Московского Университета, 2006. –279 с.
18. Кац, Е. А. Формирование исторических представлений у дошкольников / Е. А. Кац, Л. С. Ковалевская. – Мозырь : Белый Ветер, 2002. – 165 с.
19. Кацэвiч, С. С. Патрыятiзм – з’ява гiстарычная / С. С. Кацэвiч // Народная асвета. – 1999. – № 10. – С. 37–43.
20. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина : практич. пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Г. А. Ковалева. – М. : АРКТИ, 2005.
21. Кодай, З. Музыка в детском саду / З. Кодай // Избранные статьи. – М. : Сов. композитор, 1982. – С.145–192
22. Козлов В.И. Самосознание этническое / В.И. Козлов // Народы России. Энциклопедия. – М., 1994. – С. 461.
23. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью : письмо Министерства образования Республики Беларусь № 20-12/20 от 12.05.2003 г. // Праблемы выхавання. – 2006. – № 4. – С. 7–56.
24. Красіла, А. І. Мой край завецца Беларуссю : дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / аўт.-уклад. А. І. Красіла. – Мазыр : Белы Вецер, 2004. – 160 с.
25. Ладутько, Л. К. Познаем мир и себя : пособие для пед. дошк. учр. / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : ИВЦ Минфина, 2002. – 155 с.
26. Логинова, Л. В. Что может герб нам рассказать... / Л. В. Логинова. – М. : Скрипторий, 2003. – 72 с.
27. Макарчук, Я.В. Музейная педагогика в патриотическом воспитании дошкольников : учеб. пособие / Я. В. Макарчук, К. И. Султанбаева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова». – Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2013. – 96 с.
28. Михневич, О. А. Национальное самосознание как интегративный признак нации / О. А. Михневич, В. Г. Япринцев. – Минск : Харвест, 2007. – 320 с.
29. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Никонова. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 254 с.
30. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. – Екатеринбург, 2001. – 368 с.
31. Петренко, С. С. Психологические условия построения развивающего музыкального обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. псих.наук: 19.00.07 / С. С. Петренко; Ин-т психологии им Л.С. Выготского Рос. гос. гуманит. ун–та. – М., 2005. –27 с.
32. Узгорок, М. Ю. Социокультурные детерминанты формирования патриотизма как высшей ценности культуры личности в современных условиях / М. Ю. Узгорок // Веснік Беларускага дзярж. ун-та культуры і мастацтваў. – 2006. – № 6. – С. 82–88.
33. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь.– Минск : Нац. ин-т образования, 2019. – 478 с.
34. Юденко, О.Н. Особенности формирования национального самосознания дошкольников / О.Н. Юденко. – Красноярск, 2003. – 114 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты