Алгоритмы анализа и самоанализа урока музыки
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Алгоритмы анализа и самоанализа урока музыки»
по дисциплине: «Методика музыкального воспитания»
2021
45.00 BYN
Алгоритмы анализа и самоанализа урока музыки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика музыкального воспитания
Организация: Средняя школа №51, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процессов анализа и самоанализа урока музыки
1.1 Особенности формирования урока музыки
1.2 Алгоритмы анализа урока музыки
1.3 Алгоритмы самоанализа уроков музыки
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения процессов анализа и самоанализа урока музыки
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена необходимостью формировать навыки рефлексии собственных навыков у педагогов. Музыкальное воспитание требует от современных педагогов умения подбирать необходимые средства и приемы формирования урока. Для этой цели необходимо умение правильно решать возникающие проблемы и в последующем, решить их. Именно анализ и самоанализ урока музыки призваны решить данную проблему.
Современный образовательный процесс представляет собой важное направление в рамках социализации и гармоничного развития личности человека. В рамках процесса демократизации современного общества необходимо отметить, что существует определенная ориентация на формирование гуманного специалиста и человека с большой буквы. Для современного образовательного процесса важным является формирование высоконравственной личности с ориентацией на принадлежность в формировании индивидуальности учащегося.
Деятельность современного педагога ориентирована на выполнение определенного образовательного заказа, который удовлетворяет потребности общества в образованном и грамотном поколении, ориентированном на получение стойких знаний в рамках культуры, общества и т.д. Современное музыкальное образование формирует совершенно новую личность человека, который гармонично развит и эстетически подкован.
Музыкальное образование как средство формирования эмоциональной культуры интеллекта, чувств и нравственности - подход, характеризующий современную музыкальную педагогику. Поэтому необходимо создать условия для повышения музыкальной культуры детей. Музыкальное образование не требует особых талантов; достаточно «средних способностей» обычного человека. Уроки музыки в школах являются частью общего образовательного процесса. Это динамичная и изменчивая форма организации целенаправленной деятельности и общения между определенной группой учителей и учеников, которая включает в себя содержание, формы, методы и средства преподавания и обучения и систематически применяется в процессе обучения для достижения образовательных, развивающих и воспитывающих целей.
Урок музыки представляет собой определенный инструмент формирования эстетического вкуса и нормализации гармоничного развития. К основным задачам музыкального воспитания в современном мире относится: привитие школьникам интереса к определенному музыкальному искусству, формированию определенных эстетических критериев, направленных на определение различных музыкальных жанров.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процессов анализа и самоанализа урока музыки
1.1 Особенности формирования урока музыки
В рамках формирования и организации современного процесса музыкального воспитания необходимо отметить наличие урока музыки как основного направления в обучении и воспитании детей различных возрастных категорий. Современный урок музыки формируется как определенный тип творческого общения между детьми и педагогами. Для оптимального построения урока необходимо учитывать наличие определенной атмосферы увлеченности в рамках построения учебного процесса.
Как говорила Н.В. Аникьева: «Все уроки музыки представляют собой умение развивать и чувствовать определенный характер общения учителя и учащихся, методы формирования определенного музыкального материала и как следствие формирование определенной логики при построении определенного занятия. Весь процесс построения урока основан на формировании определенной кульминации, введения и заключения в рамках данной урочной деятельности» [2, с.222].
На уроках в рамках музыкального воспитания обязательно должна звучать музыка, так как именно музыкальные особенности ориентированы на формирование у учащихся определенного чувства вкуса. При разработке урока музыки необходимо отметить такие особенности как наличие определенной идеи и задачи, которая стоит перед педагогом и усвоение определенного программного материала.
Для формирование высокого уровня реализации творческого развития потенциала учащихся необходимо определить такие особенности как выбор необходимых методических приемов, направленных на изучение произведения, освоения определенного музыкального произведения, а также оптимизация всех способностей учащихся в процессе формирования и организации определенной деятельности [3, с.5].
Основные составляющие концепции урока музыки:
– формирование определенных музыкальных особенностей урока и учебного материала;
– определение художественной, дидактической и воспитательной сверхзадачи;
– наличие определенных психологических особенностей в рамках учебного музыкального процесса;
– оценка эмоционально-познавательных возможностей;
– определение основных направлений творческих и музыкальных задатков учащихся.
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения процессов анализа и самоанализа урока музыки
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №51» г. Минска. В исследовании принял участие учитель 4 класса в рамках музыкального воспитания детей младшего школьного возраста. В классе присутствовало 15 человек. Выборка составила 10 (63%) мальчиков и 5 (37%) девочек.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: обосновать особенности формирования алгоритмов анализа и самоанализа уроков музыки.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать адекватные методики исследования.
2. Провести исследование.
3. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Методики исследования:
1. Проведение анализа урока музыки (Приложение А).
В рамках данной методики необходимо оценить особенности проведенного урока с методологической точки зрения. Необходимо оценить:
– цели и задачи проведенного урока;
– проанализировать все этапы прохождения урока;
– определить особенности готовности учителя к проведению занятия.
– определить формы контроля за поведением учащихся;
– определить методы контроля в рамках проведенного урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уроки музыки, как и другие школьные предметы, должны быть организованы таким образом, чтобы учитель мог наблюдать за ходом работы учеников на каждом этапе: повторение через процесс приобретения новых музыкальных знаний, умений и навыков, т.е. учет знаний, которые должны быть включены во все части образовательного процесса.
Специфика урока музыки как урока искусства заставляет нас искать такой метод тестирования учащихся, который не превращает этот процесс в скучную форму и сохраняет характер музыкально-эстетической деятельности. Проверка знаний используется не только как показатель результата работы. Например, когда учитель проходит мимо рядов поющих учеников, главная цель - проверить хоровые навыки учеников.
Анализ литературных источников показал, что урок является основной формой преподавания музыки в современной общеобразовательной школе. В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что для правильной системы организации необходимо учитывать такие особенности как определенный повышенный уровень развития эмоциональной отзывчивости, формирование высокого уровня развития самостоятельности в процессе обучения музыке.
Формирование определенного анализа музыки ориентировано на формирование представления об особенностях проведенного урока музыки. При формировании определенного алгоритма необходимо отметить, что большое внимание при построении анализа уделяется целям, задач, поведению и результатам полученной деятельности.
Процесс самоанализа в рамках урока музыки является довольно длительным и менее активным в процессе анализа собственной деятельности. Основными направления в рамках оценки собственной деятельности на уроке являются такие как изучение характеристики класса, определение общей структуры урока и ее оценки, реализация дидактических целей урока, определение задач развития учащихся, решение воспитательных задач, выявление основополагающих методов обучения, определение работы учеников на уроке, а также проведение определенной рефлексии в рамках исследования организационных моментов на уроке.
Нами были поставлены цели и задачи проведенного исследования в рамках построения особенностей урока музыки. В итоге в рамках формирования практической деятельности, нами было определено, что есть необходимость сравнения таких методов оценки деятельности педагога как анализ и самоанализ.
1. Авдиенко, Т. А. Особенности духовно-нравственного воспитания на уроках музыки / Т. А. Авдиенко.// Образование в современной школе. – 2016. – № 1/2. – С. 46-52.
2. Аникьева, Н. В. Актуальные вопросы преподавания предметной области «Искусство» / Н. В. Аникьева. –// Искусство и образование. – 2020. – № 3. – С. 222-227.
3. Анисимова, С. Исследование на уроке: поиск внутренних связей между музыкой, литературой и живописью / С. Анисимова. –// Искусство в школе. – 2019. – № 1. – С. 5-10
4. Березина, Н. В. Сетевая среда как форма поддержки на музыкально-теоретических дисциплинах: Личный сайт преподавателя в помощь ученикам и родителям / Н. В. Березина. // Музыка в школе. – 2019. – № 2. – С. 64-65.
5. Бусарева, В. Р. Использование информационных технологий на уроках музыки / В. Р. Бусарева. –// Музыка в школе. – 2020. – № 2. – С. 64-69.
6. Вдовина, З. М. Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к предмету «Музыка» в общеобразовательной школе / З. М. Вдовина. // Музыка в школе. – 2020. – № 5. – С. 36-37.
7. Воскобойникова, Э. Г. Бифункциональность как основной принцип музыкального образования детей в современных условиях / Э. Г. Воскобойникова. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 2. – С. 215-220.
8. Вязников, А. В. Специфика профессиональной подготовки современного педагогамузыканта в условиях информатизации общества / А. В. Вязников, В. О. Малащенко, И. Ю. Малащенко. // Искусство и образование. – 2020. – № 2. – С. 139-147.
9. Гордиенко, Т. П. Традиционное и новаторское в уроке музыки с позиции здоровьесбережения / Т. П. Гордиенко, Ю. А. Орлова. // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-1. – С. 38-41. –
10. Денисенко, Ю. В. Теоретические основы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе / Ю. В. Денисенко. // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2 (69). – С. 247-250.
11. Ефремова, И. В. Современные подходы к организации и проведению уроков музыки в контексте формирования музыкального вкуса обучающихся младшего подросткового возраста / И. В. Ефремова. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 10. – С. 43-47.
12. Зауторова Э. В. Развитие творческой активности сельских школьников на уроках музыки / Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля. – DOI 10.20323/2686-8652-2020-2-4-70-81.// Педагогика сельской школы. – 2020. – № 2 (4). – С. 70-81.
13. Каримова, И. Развивающее обучение Л. В. Занкова и программа Д. Б. Кабалевского: соответствие принципов и методов / И. Каримова. // Искусство в школе. – 2019. – № 5. – С. 11-15. – ISSN 0859-4956.
14. Кармазина, Ж. Продолжая разговор / Ж. Кармазина. // Искусство в школе. – 2019. – № 6. – С. 5-7.
15. Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход в общем музыкальном образовании как фактор социализации младших школьников / Л. П. Карпушина, Т. А. Козлова, Т. А. Шутова. // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 43-48.
16. Козинская, О. Ю. Уроки-сказки, как ретроинновационный формат занятия в современном уроке музыки / О. Ю. Козинская, М. В. Иванов. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 4 (25). – С. 139- 141.
17. Красильников, И. М. Концептуальный взгляд на современный урок музыки / И. М. Красильников, М. С. Красильникова –// Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2019. – № 4. – С. 103-111.
18. Критская, Е. Расширение функций хорового пения в школе: новые формы взаимодействия урока музыки и внеурочной деятельности / Е. Критская, М. Красильникова. // Искусство в школе. – 2018. – № 5. – С. 12.
19. Куприна, Н. Г. Системно-деятельностный подход и современный урок музыки : анализ конкурсных заданий по уроку предметной области «Искусство» / Н. Г. Куприна, С. А. Новоселов. // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 12. – С. 75-79.
20. Матвеева, Л. В. Приобщение подростков к классической музыке в школьном образовательном процессе / Л. В. Матвеева. – DOI 10.26170/po19-09-11. // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 9. – С. 84-91. –
21. Москвина, И. В. Творческое развитие младших школьников в процессе игры на детских музыкальных инструментах / И. В. Москвина. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2018. – № 12. – С. 34-37. – Библиогр.: с. 37 (5 назв.).
22. Никифорова, А. Н. Развитие классических традиций музыкального образования и современные технологии. Использование возможностей интернет-ресурсов на уроках музыки как один из способов повышения мотивации обучающихся / А. Н. Никифорова, Л. С. Шабакаева. // Музыка в школе. – 2019. – № 5. – С. 53-56
23. Панфилова, В. В. Использование цифровых технологий на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ / В. В. Панфилова. // Музыка в школе. – 2019. – № 2. – С. 62-64.
24. Петрунина, М. А. Особенности музыкально-творческой деятельности в образовательном пространстве школы / М. А. Петрунина. –// Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 65-69.
25. Политаева, Т. И. Использование аранжировок на уроках музыки в современной школе: теория и практика / Т. И. Политаева. // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 5 (84). – С. 80-88.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты