Социально-педагогические и психологические проблемы детско-родительских отношений в многодетных семьях
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогические и психологические проблемы детско-родительских отношений в многодетных семьях»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогические и психологические проблемы детско-родительских отношений в многодетных семьях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Организация: Ясли-сад № 32, УДО (г. Лида)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст опросника «Родительское отношение к детям» (А. Я. Варга, В. В. Столин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Анализ категории «многодетная семья» в современных психолого-педагогических исследованиях
1.2 Психологические особенности детско-родительских отношений в многодетных семьях
1.3 Проблемы детско-родительских отношений многодетных семей
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Направления деятельности социального педагога УДО «Ясли-сад № 32 г. Лида» по работе с многодетными семьями
2.2 Организация и методы эмпирического исследования социально-педагогических проблем детско-родительских отношений в многодетных семьях
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
2.4 Модель развития детско-родительских отношений в многодетных семьях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья была, есть и остается важнейшим средством формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья – важнейший фактор социализации ребенка. От этого во многом зависит то, как будет развиваться физическое, эмоциональное и социальное развитие человека в течение его жизни. Тип семьи влияет на процесс социализации. Есть разные типы семей.
В рамках данной курсовой работы более подробно рассматриваются особенности многодетной семейной жизни. Число таких семей в последнее время увеличилось. В эту категорию входят семьи с тремя и более детьми. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Развод случается довольно редко. Семьи составляют коллектив детей разного возраста, которые берут на себя много домашних заданий. Уважение к родителям и лидерство старших по возрасту имеет особое значение в отношениях многодетных семей. В таких семьях больше семейных дел, общих проблем и трудностей, радостей общения не только между людьми разного пола, но и между людьми разного возраста. Воспитанием в многодетной семье занимаются не только родители, но и сами дети: младшие учатся у старших, принимают их привычки и опыт.
Многодетные семьи лучше исполняет свою функцию по подготовке детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, подвижны и независимы, в них больше тепла и заботы о других, меньше эгоцентризма. Демографы считают, что самая оптимальная семья – это три или четыре ребенка [7]. Это число отвечает потребностям общества в более широком воспроизводстве населения и дает всем участникам возможность испытать весь спектр родственных чувств.
Современные исследователи Антонов А. И. [2], Баландина Л. Л. [3], Куликова Т. А. [12], изучая оптимальное количество детей в семье установили, что эффективность воспитания, своевременный запуск механизмов социализации детей, гармония взаимоотношений супругов, снижение конфликтности во взаимоотношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера в семье связаны на прямую с количеством детей.
Цель данного исследования – выявить специфику социально-педагогических и психологических проблем детско-родительских отношений в многодетных семьях.
Объект исследования – многодетная семья как объект социальной работы.
Предмет исследования – социально-педагогические и психологические проблемы детско-родительских отношений в многодетных семьях.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Анализ категории «многодетная семья» в современных психолого-педагогических исследованиях
Семья является «социальным институтом, то есть стабильной формой человеческих отношений, в которой происходит основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, роды и первичная социализация детей, неотъемлемая часть домашнего ухода, образования и медицинских услуг особенно для детей и пожилых людей» [2, с. 84].
Семья является основополагающим принципом интеллектуального, экономического и социального развития общества и выполняет следующие функции:
– хозяйственно-экономическую – планирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности по ведению домашнего хозяйства и организации семейной жизни;
– репродуктивную – продолжение человечества через рождение детей;
– коммуникативную – создание благоприятного семейного микроклимата, организация семейного общения;
– воспитательную – передача социального опыта взрослыми членами семьи детям;
– рекреативную – организация отдыха и свободного времени членов семьи, развитие их интересов и потребностей;
– психотерапевтическую – психологическое сопровождение членов семьи в различных жизненных ситуациях, создание благоприятного эмоционального климата в семье для восстановления физической и умственной силы членов семьи, которые были потрачены в различных стрессовых ситуациях [5, с. 160].
Исходя из парадигмы понимания семьи как социальной группы, ее можно определить как динамическую небольшую социальную группу людей, для которой характерны сожительство (временное отсутствие) и семейные отношения (брак, родство, усыновление, опека, своячество и т. д.), общностью формирования и удовлетворения социально-экономических и биологических потребностей, любовью, взаимной моральной ответственностью [1, с. 161].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Направления деятельности социального педагога УДО «Ясли-сад № 32 г. Лида» по работе с многодетными семьями
В отличие от школы, в которой социальный педагог в основном занимается девиантным поведением и проблемами обучения детей, в детском саду он должен поддерживать социализацию и адаптацию ребенка и создавать для него приятные условия в семье и в детском саду.
В дошкольном образовательном учреждении социальный педагог выполняет следующие направления работы:
1. Работа с семьями воспитанников:
– педагогическое обучение родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;
– удовлетворение индивидуальных пожеланий родителей в форме индивидуальной и групповой работы;
– исследование состояния средовых факторов социального развития ребенка, связанных с семьей.
2. Работа с воспитателями детского сада:
– удовлетворение индивидуальных потребностей педагогов в вопросах социального развития детей и взаимоотношений с родителями;
– исследование средовых факторов социального развития детей в образовательном пространстве дошкольных учреждений.
3. Работа с воспитанниками детского сада:
– организация мероприятий по развитию индивидуальности детей и их социализации;
– коррекция социального развития детей по результатам диагностики и требованиям педагогов и родителей;
– организация свободного времени детей.
4. Работа с другими услугами дошкольного образования: координация взаимодействия общественных субъектов в работе с семьей.
В должностной инструкции можно выделить следующие направления работы социальных педагогов в дошкольных учреждениях:
– осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для определения социально-педагогических и психологических проблем детско-родительских отношений в многодетных семьях нами были выполнены следующие задачи:
1) Рассмотрена сущность понятия «многодетная семья» и характеристика социально-педагогических и психологических проблем многодетных семей.
Многодетная семья – это семья с тремя и более детьми. Проблемы такой семьи разнообразны, однако можно выделить основные из них: материальное обеспечение детей, нестабильность статуса в общественном сознании, социальная и ролевая нестабильность в семье, наличие отношения потребителей.
Проблемы многодетных семей разнообразны, однако можно выделить основные из них: материальное обеспечение детей, нестабильность статуса в общественном сознании, социальная и ролевая нестабильность в семье, наличие отношения потребителей. Многодетная семья в настоящее время часто сталкивается как с естественными проблемами существования, характерными для любой семьи так и особенными, которые характерны только для этого типа семей. Много социальных проблем многодетной семьи может проистекать из ее финансового положения.
2) Выявлены особенности детско-родительских отношений в многодетных семьях.
В многодетных семьях родители не имеют возможности уделять много времени каждому ребенку. Поэтому руководство детьми обычно осуществляется путем разделения обязанностей между детьми и контролем над их выполнением. Дети из многодетных семей часто демонстрируют заниженную самооценку, неадекватные представления о своей значимости. Но при правильном воспитании у них более подвижная психика, они более устойчивы к стрессу и лучше адаптируются к любому коллективу. И эти ценные качества играют важную роль во взрослой жизни. Однако не редко в большой семье складываются удивительно теплые и ровные отношения между всеми ее членами, в которых нет места зависти, злу и ненависти. Необычная атмосфера любви и заботы обо всех членах семьи сопровождает ребенка по мере его взросления. С самого рождения ребенок чувствует сильную поддержку буквально со всех сторон. Дети старшего возраста активно участвуют в воспитании своих братьев и/или сестер и получают серьезный урок на будущее по надлежащему уходу и воспитанию своих детей. Дети, которые выросли в многодетной семье, как правило, очень серьезно подходят к созданию собственной семьи в будущем. Они сбалансированы, и с большой ответственностью относятся к собственным детям.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства о системе отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 160-173.
2. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. – 304 с.
3. Баландина, Л. Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей // Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б. А. Вяткина. – Пермь, 2008.
4. Дивицина, Н. Ф. Многодетная семья и ее социальная защита: Учебное пособие / Н. Ф. Дивицина. – М.: МГУ, 2006. – 127 с.
5. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин; под ред. В. В. Макарова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 160-195.
6. Елизарова, Т. В. Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия детей дошкольного возраста / Т.В. Елизарова. – Екатеринбург, 2018. – 77 с.
7. Защита семьи и детства : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
8. Каспарова, Ю. Мы нужны друг другу: Подростки и их родители // Классное руководство и воспитание школьников: Издательский дом «Первое сентября». – 2009. – № 21 (1-15 ноября). – С. 43-44.
9. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. — Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2019. — 142 с.
10. Краснова, В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе / В. Г. Краснова. – Волгоград: Вол ДУ, 2004. – 60 с.
11. Кудрявцева, А. Г. Многодетные семьи: образ жизни, здоровье детей, социальная защита / А. Г. Курзенева. – Казан. гос. пед. ун-т. Казань, 1999. – 17 с.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. . -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
13. Куровская, С. Н. Типология конфликтов в семье // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2010. – № 3. – С. 115-119.
14. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – С. 31–57.
15. Марковская, И. М. Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
16. Мартынова В. В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В. В. Мартынова, А. Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – С. 84.
17. Мельникова-Шаркова, Е. А. Влияние социальных и биологических факторов на девиантное поведение несовершеннолетнего / Е. А. Мельникова-Шаркова // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 12. – С. 39.
18. Миронович, Л. А. Содержание социально-психологической профилактики и коррекции агрессивного поведения учащихся-правонарушителей (на примере учреждений образования Сенненского района): снижение стремления к совершению правонарушений у подростков через коррекцию агрессивного поведения / Людмила Александровна Миронович // Современное образование Витебщины. – 2019. – № 1. – С. 73-77.
19. Орлов, А. Л. Состав семьи и семейные взаимоотношения у подростков с нарушениями поведения / А. Л. Орлов //Адукацыя і выхаванне.– 2010. – № 7.–С. 55-65.
20. Поскребышева, Н. Н. Образ детско-родительских отношений / Н. Н. Поскребышева, Н. Д. Юсифова // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 126-134.
21. Реан, А. А. Семья с просоциальным и асоциальным поведением / А. А. Реан, И. А. Коновалов, М. А. Новикова // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 75-88.
22. Сидорова, М. В. Детско-родительское общение // Сацыяльна-педагагічная работа. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. – № 3. – С. 15-20.
23. Смирнова, Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – №3. – С. 3–13.
24. Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению / [сост. Н. В. Пономаренко]. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 96 с.
25. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. — М.: Педагогика, 1986. — 159 с.
26. Тавкинь, Е. Т. Влияние стиля родительских отношений на личностные особенности детей: семья – важнейший социальный институт / Екатерина Тадеушевна Тавкинь // Современное образование Витебщины. – 2016. – № 4. – С. 72-74.
27. Усенко, И. И. Влияние семьи на формирование ответственного поведения / И. И. Усенко // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 50-52.
28. Фурманов, И. А. Дисциплинирование ребенка: тактики разрешения родительско-детского конфликта / И. А. Фурманов // Психологический журнал. – 2008. – №4 (20). – С. 74-81.
29. Фурманов, И. А. Согласованность тактик разрешения родителько-детского конфликта при дисциплинировании ребенка / И. А. Фурманов // Психологический журнал. – 2009. – №3 (23). – С. 76-82.
30. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 154 с.
31. Целуйко, В. М. Психологические проблемы современной семьи / В. М. Целуйко – М.: ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст опросника «Родительское отношение к детям» (А. Я. Варга, В. В. Столин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты