Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пальчиковая гимнастика.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Понятие мелкой моторики, особенности развития мелкой моторики в онтогенезе
1.2 Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Этапы коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
2.2 Нетрадиционные средства развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по изобразительному искусству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в процессе развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи играет развитие мелкой моторики рук. Развитая мелкая моторика позитивно влияет на функционирование речевых зон в головном мозге, стимулирует речевое развитие, способствует развитию других высших психических функций и является показателем готовности ребенка к школьному обучению.
Модернизация образования поставила в центр внимания проблему изучения и оптимизации развития потенциала каждого ребенка. В этом контексте важно изучить механизмы компенсации нарушений развития у детей с нарушениями речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Речь детей формируется под воздействием речи окружающих их взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики и речевой культуры окружающих ребенка людей.
Почти у всех детей с нарушениями речи существуют те или иные нарушения в мелкой моторике. У детей с общим недоразвитием речи выявляются следующие особенности: движения неловкие, недифференцированные; при переутомлении отмечаются синкенезии (содружественные движения); ошибаются в пространственной организации; движения скованные, не синхронные; отмечается тремор (быстрые движения пальцев рук); нарушен контроль собственных действий.
Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи находят свое отражение в работах Л. И. Аксеновой [1], Е. Ф. Архиповой [2], Н. А.Бернштейна [7], Л. М. Лапшиной [16], А. Р. Лурия [17], З. П. Малевой [18], А. А. Маслюкова [19], Н. И. Озерецкого [21], С. Прищепа [22] и др.
В.П. Кащенко считал, что «ручной труд должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка» [15, с. 54].
Важность этой функции отображена в исследованиях И.М. Сеченова [26], и др. Неотъемлемым условием формирования движений рук является его связь с речью. Движения пальцев рук способствуют более активному развитию центральной нервной системы, соответственно – развитию речи ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Понятие мелкой моторики, особенности развития мелкой моторики в онтогенезе
Существует большое количество определений моторики. Рассмотрим данные понятия.
По определению Н.А. Бернштейна, моторика – система двигательных способностей, навыков, реакций и сложных двигательных действий, присущих человеку [6].
В большом психологическом словаре, составленном В. Зинченко, под моторикой понимается вся сфера двигательных функций [8].
Умение совершать тончайшие и точные движения рук и пальцев с помощью всех согласованных действий абсолютно всех систем организма является мелкой моторикой (М.И. Боришевский) [9].
В двигательной сфере человека традиционно выделяются общие и вторичные двигательные навыки. Общая подвижность развивается с первого года жизни, и к раннему школьному возрасту ребенок осваивает довольно сложные движения – прыжки в длину и высоту, бег, дальние броски, умение сохранять статическое равновесие и т. д. [19, с. 16].
На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика. По мнению Н.А. Бернштейна, «мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Умение выполнять координированные движения в пространстве (сидеть, бегать, прыгать и т. д.) – это крупная моторика, а разнообразные движения с использованием пальцев и кистей рук – это мелкая моторика. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий систем организма (мышечной, нервной, костной с использованием зрительной системой)» [5].
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Этапы коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
В настоящее время термин «изобразительная деятельность» рассматривается в разных значениях. Е.А. Флерина «рассматривает изобразительную деятельность как «осознанное отражение окружающей ребенка действительности в своих произведениях, построенное на воображении, отражении его наблюдений, впечатлений, полученных с помощью слов и различных видов искусства, актуализации его жизненного опыта и проявлении его отношения к нему. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность как «специфическое образное познание окружающей действительности» [24, с. 60].
Для того, чтобы сохранить в ребенке стремление к дальнейшему развитию, необходимо активизировать творческую активность детей, разбудить воображение, желание заниматься творческой деятельностью. Изобразительная деятельность в детстве – один из самых эффективных методов развития мелкой моторики пальцев рук школьников. Поэтому рассмотрим корректирующую и развивающую работу по совершенствованию мелкой моторики рук у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства.
У младшего школьника с ТНР в процессе рисования и развития речи развивается художественное мышление, воображение, речь, внимание, память. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы друг другу, учителю, их словарный запас укрепляется и обогащается. Во время рисования решаются следующие специальные задачи по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи:
˗ расширяется словарный запас;
˗ улучшается разговорная речь;
˗ появляется когерентная речь;
˗ движения развиваются правильно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие мелкой моторики происходит естественным образом с младенческого возраста. Мелкая моторика развивается поэтапно, в основе нее лежат условные рефлексы. Сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми.
Нарушения общей и мелкой мотрики у детей с тяжелыми нарушениями речи требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Ребенок учится по разным направлениям: развитие двигательных способностей (общей, малой моторики), коррекция звукового произношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Детская речь развивается на коррекционных занятиях. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственной ориентации способствует обогащению словарного запаса; развитие речи в процессе наблюдения за предметами и явлениями, изучения предметов, просмотра иллюстраций, воспроизведения картин художников также положительно влияет на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
В работе выделили следующие направления коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики у учащихся младших классов с ТНР: развитие динамической координации и соразмерности движений руки; коррегирование избирательных высококоординированных действий пальцев рук; зрительно-пространственной координации движений; формирование первичных функций планирования и контроля мелко-моторных ручных актов. Выделили следующие этапы коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства: работа, направленная на выработку элементарных двигательных актов, подготовку руки к целенаправленным движениям; следующий этап работы направлен на формирование и совершенствование у детей более сложных дифференцированных моторных актов и на заключительном этапе работы полученные навыки автоматизировались и закреплялись.
1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова. – М. : Академия, 2002. – 395 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 220 с.
3. Баль, Н. Н.Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова и др.– Минск, 2010. – 152с.
4. Баль, Н.Н. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-педагогической комиссии / Под общ.ред. К.Ю Андреева, Н. Н. Баль. – Минск, 2014. – 163 с.
5. Барсукова, Л. А. Логопедия в школе: практический опыт: учебнопрактическое пособие / Л. А. Барсукова, Т. А. Емелина, Н. Е. Земская и др.; под ред. В. С. Кукушина. – Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. – 368 с.
6. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. – М. : ФиС, 1991. – 209 с.
7. Бернштейн, Н. А. Построение движений / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 174 с.
8. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://psychology.academic.ru.
9. Боришевский, М. И. Моральные убеждения и их формирование у детей / М.И. Боришевский. – К.: Радуйся, школа. – 2012. – 48 с.
10. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила / Д. Вересов. – СПб.: АСТ. – 2011. – 442 c.
11. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская; под ред. Л. С. Волковой. – М.: Знание, 2010. – 215 с.
12. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста / В.П. Глухов. – М.: Знание, 2007. – 450 с.
13. Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста / Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1989 – № 4. – С. 48–55.
14. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 128 с.
15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя - 2-е изд.-М.: Просвещение, 1994.—223 с.: ил.
16. Лапшина, Л. М. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью : метод. рекомендации / Л. М. Лапшина, В. А. Левченко / Челяб. гос. пед. Университет. – Челябинск, 2014. – 50 с.
17. Лурия, A. Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2012. – 346 с.
18. Малева, З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей / З. П. Малева. – М. : Владос, 2000. – 96 с.
19. Маслюков, А.А. Развитие координационных способностей у детей 7-9 лет / А.А. Маслюков // Спорт в школе. – 2008. – № 5. – С. 16-20.
20. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-kak-sposob-razvitiya-melkoy-motoriki-ruki-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer.
21. Озерецкий, Н. И. Исследование при помощи специальных тестов моторной одаренности у нормальных и анормальных детей и подростков : тезисы доклада / Н. И. Озерецкий // Основные проблемы педологии в СССР. – Вязники : Красный печатник, 1928. – С. 170‒171.
22. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии младших школьников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1 – С. 60–63.
23. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : учеб. пособие / И. Н. Садовникова. – М. : Владос, 1997. – 282 с.
24. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. / Н. П. Сакулина – М.: Просвещение 1965 – 193 с.
25. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М. : Олма-Пресс, 2001. – 160 с.
26. Сеченов, И.М. Очерк рабочих движений человека. / И.М. Сеченов. – М.: Моск. Ун-т. – 1906. – 139 с.
27. Степанова, М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М.А. Степанова // Логопед. – 2009. – № 7. – С. 62-65.
28. Филичева, Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.- М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. – 244 с.
29. Филичева, Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Знание, 2009. – 315 с.
30. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа / Г.Р. Шашкина, Л.Г. Зернова. – М.: Академия, 2003. – 127 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пальчиковая гимнастика.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты