Психология политического манипулирования
ИПП (Институт парламентаризма и предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психология политического манипулирования»
по дисциплине: «Политическая психология»
2021
45.00 BYN
Психология политического манипулирования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Политическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ
1.1 Основные подходы к понятию «политическое манипулирование»
1.2 Цели, задачи и принципы политического манипулирования
1.3 Методы политического манипулирования
РАЗДЕЛ 2 ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Особенности приемов манипулирования личности
2.2 Практика манипулирования в политической жизни современного общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время практика и теория политического манипулирования получили достаточно высокую научную разработку и практическое применение. Успех общественного движения, политической партии или конкретного кандидата на выборах зависит от их рейтинга и популярности. Поэтому для претендентов на власть особенно важно сформировать необходимое им общественное мнение. Обычно эти методы воздействия выходят за рамки закона и представляют серьезную опасность. Поэтому необходимо проанализировать и понять механизм политических манипуляций в Республике Беларусь. Общая техника национального манипулирования обычно основана на внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, которые утверждают определенные ценности и нормы и воспринимаются в основном на основе убеждений, и нет рационального критического ответа.
Политическая манипуляция – это тайный контроль над политическим сознанием и поведением людей с целью заставить их действовать или бездействовать в интересах манипулятора в форме тайного влияния. Обычно понятию манипуляции придается негативная коннотация. Однако к данного явлению следует относиться более спокойно – ведь манипулирование в тех или иных формах присутствует в любом обществе, начиная с древнейших и заканчивая всеми современными и с этим приходится считаться. «Манипуляции бывают необходимы и полезны, – пишет А. Цуладзе. – однако, где та грань, за которой заканчивается полезное действие манипуляций? На этот вопрос пока ответа не найдено». В связи с чем, феномен манипуляции заслуживает довольно пристального изучения.
Исследование психологии политического манипулирования достаточно актуально, поскольку такая форма управления личностью и ее сознанием присутствует при всяком взаимодействии людей.
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ
1.1 Основные подходы к понятию «политическое манипулирование»
Политическое манипулирование – понятие, объединяющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности [1, c. 118]. Политологи – макиавеллисты считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.
Каждая политическая манипуляция характеризуется определенным видом близости, иллюзией, невидимым механизмом и, конечно же, психологическим воздействием на личное сознание с целью формирования определенных убеждений или предпочтений. Когда манипулируемый человек думает, что то, что с ним произошло, правильно, успех гарантирован.
По Г. Франке, «политическое манипулирование – это психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено» [2, c. 12].
Как считает Г. Шиллер, что для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться» [3, c. 61].
По Р. Борецкому: «Под пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием (а через него, в результате – и поведением), обращённое преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов. Или короче: преднамеренное отклонение массового сознания от реальной действительности» [4, c. 297].
РАЗДЕЛ 2 ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Особенности приемов манипулирования личности
Следует отметить, что психология индивида на самом деле была такой же, как и раньше, изначально склонной к определенной особой восприимчивости, которую, очевидно, можно назвать манипуляцией.
Манипуляция – это форма воздействия одного человека на другого с целью дать последнему возможность реализовать волю первого лица.
Невозможны отношения в обществе без манипулирования. Манипулирование в данном случае будет завуалированным стремлением одного индивида подчинить другого. При этом вопрос о том, рассматривается психика отдельной личности или группы является второстепенным. Просто психика в массах неким особым образом трансформируется, принимая формы, описанные в свое время Лебоном, Фрейдом, Московичи, Каннети, и другими исследователями воздействия манипулятивных методик применимо к массам [15, с. 108].
Большинство исследователей отмечают, что психика любой личности подвержена различным манипулятивным воздействиям. За редким исключением: проф. С.Г. Кара-Мурза относил к таковым, прежде всего, психику простых людей [16, с. 145]
Следует отметить, что психический аппарат человека устроен таким образом, что зачастую один индивид может управлять другим, вследствие того, что последний предрасположен к выполнению приказа извне. Извне – это значит, что приказ поступает не от подсознания. Поскольку у каждого индивида любая команда изначально образуется в бессознательном, подсознании, а позже передается сознанию, и уже оттуда «доводится до сведения» психике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическое манипулирование – понятие, объединяющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности.
Политическая манипуляция в первую очередь касается технологий освещения политических процессов в СМИ. В настоящее время наблюдается подмену того, что раньше понималось под политикой. Теперь место дискуссий, политических решений все чаще занимают некие символические действия. Эта символическая политика появляется там, где власть ничего не может, или не хочет менять, где ожидания, которые они побуждают у населения своими предвыборными обещаниями, не могут быть удовлетворены.
Цель политического манипулирования – получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни общества эти цели достигаются путем выборов.
Все средства политического манипулирования основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, то есть идей, утверждающих интересы манипуляторов и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так.
Манипулирование является формой воздействия одного индивида на другого, с целью выполнения последним воли первого. Невозможны отношения в обществе без манипулирования. Манипулирование в данном случае будет завуалированным стремлением одного индивида подчинить другого. Существует множество методов защиты от манипуляции личностью. Важно распознать манипулятора и выбрать правильную стратегию поведения, чтобы не позволить оказать на себя психологическое воздействие.
1. Симановский, С.И. Политическая психология: учеб. пособие / С.И. Симановский. – Минск: БГУ, 2011. – 295 с.
2. Франке, Г.В. Манипулируемый человек / Г.В. Франке. – М., 1964. – 445 с.
3. Дзялошинский, И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа / И.М. Дзялошнский // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2005. – № 2. – C. 56-76.
4. Ворошилова, А.А. Манипуляция сознанием как объект социально-политического исследования А.А. Ворошилина // Сибирский аэрокосмический журнал. – 2006. – № 6 (13). – C. 296-300.
5. Бозаджиев, В.Л. Политическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Л. Бозаджиев; Российская акад. естествознания, Изд. дом Акад. естествознания. – Москва: Изд. дом Акад. естествознания, 2015. – 473 с.
6. Пугачев, В.П. Манипулирование в управлении государством / В.П. Пугачев // Управление (государство и общество). – 2005. – № 1. – С. 89-111.
7. Гуревич, П.С. Политическая психология: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 565 c.
8. Амелин, В. Социология политики / В. Амелин. – М.: Наука, 2009. – 174 с.
9. Кассирер, Э. Техника современных политических мифов / Э. Кассинер // Вестн. Моск. ун-та. – 1990. – № 2. – С. 58-65
10. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – Минск: Астрель, 2006. – 120 с.
11. Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке / М. Лернер. –М.: Радуга, 1992. – 671 с.
12. Деркач, А.А. Политическая психология: учебник для бакалавров / А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. – М.: Юрайт, 2013. – 591 c.
13. Горохов, И.В. Политическое манипулирование в электронных СМИ / И.В. Горохов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2019. – Т. 3. – С. 767-768.
14. Шестопал, Е.Б. Политическая психология: учебник / Е. Б. Шестопал. - 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 365 с.
15. Зелинский, С.А. Манипулирование личностью и массами / С.А. Зелинский. – СПб.: Скифия, 2008. – 240 с.
16. Кара-Мурза, С.Г. Власть манипуляции / С.Г. Кара-Мурза. – СПб.: Академический проект, 2009. – 382 с.
17. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – СПб.: Речь, 2008. – 304 с.
18. Счастливцев, Р. Средства и способы психологической защиты / Р. Счастливцев. – СПб.: Астрель, 2012. – 224 с.
19. Чалдини, Р.Б. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / Пер. О. Епимахов. – М.: Эксмо, 2010. – 416 с.
20. Грачев, Г.В. Манипулирование личностью / Г.В. Грачев. – М.: Академия, 2010. – 236 с.
21. Турчановский, Е.В. Политическое манипулирование: сущность и проблемы его ограничения / Е.В. Турчановский // Человеческий капитал. – 2014. – №5. – С. 174-178.
22. Осипенко, Д.П. Манипулирование политическим сознанием масс Современные тенденции развития права, государства и интеграционных образований: материалы междунар. науч. конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 2–3 ноября 2018 г. / БГУ, Юридический фак.; [редкол.: Т. А. Червякова (отв. ред.) и др.]. – Минск : БГУ, 2019. – С. 418-420.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты