Социальная политика. Основные направлении и механизмы реализации
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная политика. Основные направлении и механизмы реализации»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Социальная политика. Основные направлении и механизмы реализации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты социальной политики
1.1 Понятие, цели, инструменты и направления социальной политики
1.2 Основные модели государственной социальной политики
1.3 Механизм реализации социальной политики государства
2 Анализ реализации социальной политики Республики Беларусь
3 Проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики нужно решить, с помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства. Главным образом, именно эти вопросы и проблемы обусловливают актуальность выбора этой темы для курсовой работы.
Рассматривая человека в качестве объекта социальной политики, нужно понять, что конечной целью его экономической деятельности является создание материальной базы для улучшения условий собственной жизни. Также нужно учитывать, что поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласованной деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни всех индивидов. Данной деятельностью и занимается социальная политика.
Социальная политика, с точки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан. И экономическая наука призвана дать теоретическое обоснование реформирования социальной политики государства, оценить достоинства и недостатки различных вариантов этих преобразований.
1 Теоретические аспекты социальной политики
1.1 Понятие, цели, инструменты и направления социальной политики
Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства [2, c. 97].
Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности [4, c. 83].
В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.
Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.
Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает четыре основных сектора жизни общества:
- демографию (естественное воспроизводство населения);
- труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);
- личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);
- социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.) [8, c. 157].
Определяя функции социальной политики с позиции её роли в развитии общества (человеческого потенциала), обычно выделяют следующие направления социальной политики современного государства:
- обеспечение социальной безопасности.
2 Анализ реализации социальной политики Республики Беларусь
За период своего существования Республика Беларусь прошла определенный путь по формированию социального государства. В пределах этого периода произошли позитивные сдвиги социально-экономического, научно-технического и культурного характера. Конституция Республики Беларусь провозгласила страну унитарным демократическим социальным правовым государством.
В Беларуси реализуется модель социальной ориентации, которая основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной и эффективной социальной функции государства.
Важнейшей составляющей всех принятых в стране программ социально-экономического развития являлась выразительная социальная ориентация, отвечающая интересам всех социальных групп современного белорусского общества. Суть данного подхода связана с созданием условий, обеспечивающих высокий уровень социальной защищенности, высокое качество и передовые социальные стандарты жизни всех слоев населения посредством сохранения, накопленного предыдущими поколениями богатого наследия: материальной базы, высокоразвитой инфраструктуры и высококвалифицированного состава рабочих.
Приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
В основе социальной политики государства лежит принцип социальной справедливости, который проявляется в:
- признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, равенстве всех перед законом;
- обеспечении основополагающих условий жизнедеятельности граждан;
- вознаграждении за труд в соответствии с его количеством, качеством и имеющимися экономическими возможностями;
- социальной защите детей, стариков, инвалидов, малообеспеченных.
Государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности. В Республике Беларусь по данным переписи населения 2019 года проживают более 2,7 млн. семей, из них 1,2 млн. – семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей [19].
3 Проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь
Важными направлениями развития социальной политики Республики Беларусь являются мероприятия в области демографического потенциала, рынка труда, доходов населения, адресной социальной помощи,
В предстоящем пятилетии задачи демографической политики останутся неизменными – стабилизировать численность населения и создать условия для последующего ее роста.
Политика государства в области рождаемости будет направлена на укрепление института традиционной семьи и поддержку многодетных, защиту материнства и детства. Придерживаясь традиционных семейных ценностей, необходимо развивать институт семьи. Предусматривается введение дополнительных стимулов для рождения в семьях вторых и последующих детей. Будет усовершенствована система государственных пособий, расширена программа семейного капитала.
Основной инструмент – обеспечить доступность комфортного жилья. Значительно вырастут объемы строительства с государственной поддержкой для семей, воспитывающих троих и более детей. Каждой состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетной семье будет предоставлена возможность в строительстве жилья в течение одного года с даты постановки на учет. Для молодых семей предусмотрены меры по увеличению объемов строительства арендного жилья и повышению его доступности.
Активно будут задействованы дополнительные инструменты формирования сбережений населения. Широкое развитие получит программа ипотечного кредитования жилья. При рождении третьего и последующих детей семьям будет предоставляться земельный участок для строительства на льготной основе индивидуального жилья с увеличением норм (метров на одного члена семьи) льготирования.
Будет продолжена работа по стимулированию развития семейного предпринимательства, внедрению механизмов реинтеграции женщин на рынке труда, включая их переобучение.
Для гармоничного сочетания «семья-работа» дополнительным инструментом станет развитие гибких услуг по уходу за детьми раннего возраста с учетом потребностей семей, в том числе на условиях социально-частного партнерства. Намечены меры по расширению инфраструктуры дошкольных учреждений, созданию безбарьерной среды для семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Планируется построить не менее 90 дошкольных учреждений [17].
В целях стабилизации численности населения предстоит разработать комплекс мер по сокращению эмиграционного оттока, прежде всего молодежи. Будут созданы благоприятные условия, обеспечивающие возвратный характер внешней миграции, а также приток в республику высококвалифицированных иностранных специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности. Социальная политика может реализовываться по следующим направлениям: обеспечение социальной защиты и социальных гарантий граждан, стимулирование полной занятости граждан, партнерство на социальном уровне, защита национального здоровья и дифференциация доходов.
2. В соответствии с принципами организациями комиссия Европейского сообщества выделяет две главные модели социальной политики: «бевериджская» и «бисмарковская». Социальная политика в зависимости от субъекта ответственности подразделяется на такие модели: либеральная модель; корпоративная модель; общественная модель; патерналистская модель. Социальная политика в зависимости от степени участия может подразделяться на такие модели: благотворительная модель; административная модель; стимулирующая модель.
3. Социальная политика проводится государством с использованием определяемых при ее формировании различных, но взаимосвязанных механизмов. К основным механизмам социальной политики относятся законодательная и нормативная база, финансовый механизм, налоговые рычаги и стимулы, административные решения (административный ресурс), а также, политические методы.
4. В Беларуси реализуется модель социальной ориентации, которая основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной и эффективной социальной функции государства. Государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности. В стране функционирует доказавшая свою эффективность система правовых гарантий и льгот семьям с детьми.
5. С 2001 года в республике создана система государственной адресной социальной помощи, которая направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и призвана обеспечить поддержание доходов малообеспеченных граждан на уровне бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). В рамках системы адресной помощи предоставляется пять социальных выплат, которые охватывают значительное число нуждающихся граждан. Конституцией Республики Беларусь гражданам гарантировано право на пенсионное обеспечение.
1 Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/analytical_reports/.
2 Ахинов, Г. А. Социальная политика: Учебное пособие / Ахинов Г.А., Калашников С.В. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 272 с.
3 Бубнова, А. Ю. Социологический анализ социальной политики государства в современном обществе / А. Ю. Бубнова // Научный журнал Дискурс. – 2018. – №. 4. – С. 96-107.
4 Городецкий, А. Е. Развилки социальной политики государства: от патерналистского к социальному провалу в экономике / А. Е. Городецкий // Вопросы политической экономии. – 2020. – №. 4. – С. 82-104.
5 Гуцко, П. А. Государственная адресная социальная помощь в Республике Беларусь / П. А. Гуцко // Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика. – 2017. – С. 89-98.
6 Евдокименко, О.Н. Социальное страхование в Республике Беларусь: эволюция понятия / О. Н. Евдокименко // Веснiк Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Я. Купалы. Серыя 4. Правазнаўства. ‒ 2016. ‒ 4. ‒ С.55-59.
7 Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
8 Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
9 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: общая теория равновесия: учеб.пособие / И.М. Лемешевский. – 4-е изд, перераб. и доп. – Минск: Мисанта, 2016. – 640с.
10 Лужкова, Т. С. Социальная защита населения в цифровом формате / Т. С. Лужкова // Материалы Международного студенческого научно-практического форума по финансовой грамотности. – 2018. – С. 154-176.
11 Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 385 с.
12 Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
13 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
14 Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 31.01.1995 г., № 3563-XII // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15 Петросян, Д. С. Экономическая политика государства: социальная справедливость в экономических отношениях : учеб. пособие / Д.С. Петросян, В.В. Безпалов, С.А. Лочан. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 214 с.
16 Прасолов, В. И., Токарев, В. В. Продолжительность жизни как критерий социальной политики / В. И. Прасолов, В. В. Токарев // Труд и социальные отношения. – 2017. – №. 2. – С. 86-103.
17 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Ukaz-292--1.pdf.
18 Саякбаева, А. А., Акылбекова, Н. И. Роль социальной составляющей в развитии экономики / А. А. Саякбаева, Н. И. Акылбекова // Евразийское Научное Объединение. – 2018. – Т. 3. – №. 2. – С. 164.
19 Статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
20 Тавокин, Е. П. Социальная политика : учебное пособие / Е.П. Тавокин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 157 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты