Методика развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Методика развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
Глава 1. Обзор научно-методической литературы
1.1. Выносливость как физическое качество
1.2. Средства и методы развития выносливости
1.3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Глава 2. Теоретическое обоснование эффективности развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки
2.1. Особенности развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов
2.2. Комплекс упражнений по развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов
Выводы
Список литературы
Введение
Актуальность. Проблема развития выносливости – одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Исследованиями проблемы занимались многие учёные. Но, не смотря на пристальное внимание этих авторов, проблема требует дальнейшего изучения, как с теоретической, так и с практической позиции. Выносливость – важнейшее физическое качество, которое проявляется в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она используется в быту и на производстве, способность организма продолжительно выполнять какую-либо работу без существенного уменьшения работоспособности, а также работу его восстановлению.
Теория физического воспитания, физиология спорта и педагогика уделяют большое внимание воспитанию физических качеств, в том числе и выносливости. Проблема развития выносливости, существенно связанная с возрастом и возрастными особенностями, ещё не получала должного научного обоснования.
В настоящее время вопросы развития выносливости очень подробно рассматриваются как в учебниках и методичках, так и в специальной литературе. К примеру, изучаются вопросы, непосредственно связанные с методикой применения в общей системе физического воспитания детей таких физических упражнений, которые способствуют повышению выносливости в таэквондо. Кроме того, определяется самый подходящий для развития выносливости возрастной этап.
В качестве средства развития выносливости применяются сложно – координационные упражнения в целом и их отдельные подсистемы. При этом могут использоваться два варианта методик. В одном– интенсивность движений в пределах 70-85% максимальных возможностей, с повышенной продолжительностью (удлинение времени выполнения комбинации); В другом менее продолжительное по времени упражнение с повышенной интенсивностью (сокращение интервала отдыха).
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность методики развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки.
Задачи исследования:
1.Описать выносливость и методы ее развития.
2.Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
3.Проанализировать специфику развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в таэквондо на этапах начальной и предварительной базовой подготовки.
Предмет: методика развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников.
Глава 1. Обзор научно-методической литературы
1.1. Выносливость как физическое качество
В физической культуре понятие выносливость – это способность человека выполнять на протяжении длительного времени двигательное движение без изменения и снижения его эффективного выполнения. Также понятие выносливость рассматривается как способность противостоять физическому утомлению человека с помощью выполнения мышечной деятельности.
Физическое качество выносливость присутствует во многих двигательных действиях. Также выносливость участвует в основных упражнениях в тренировочной деятельности по видам спорта. Одними из самых эффективных упражнений являются ходьба на лыжах, бег, прыжки на скакалке, плавание, баскетбол, футбол, волейбол. Выполняю вышеуказанные упражнения укрепляется весь организм, в том числе сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Для развития выносливости принято выделять несколько специфических особенностей:
- большой объем нагрузки на тренировках.
- интенсивная работа на около критических показателях обеспечения организма.
- способность длительного выполнения упражнения в умеренном режиме тренировки;
Выносливость принято разделять на общую и специальную. Общая выносливость характеризуется огромной работоспособностью и также является основой для дальнейшего развития специальной выносливости [7].
По объему кислорода, который может потребить человек за 1 минуту определяется его общая выносливость на тренировочном этапе.
Представляется правомерным выделять виды выносливости по четырем группам критериев: функциональным, физическим, психологическим и деятельностным.
Функциональные критерии включают:
− запас энергонесущих веществ (АТФ, КрФ, жиров, углеводов и др.);
− соотношение источников энергообеспечения (аэробных, анаэробных, гликолитических и анаэробных алактатных);
− кислородную ёмкость крови;
− центральные управляющие механизмы обеспечения двигательной деятельности разных видов и типов.
Физические критерии оценивают:
− количественные уровни развития систем организма, обеспечивающих заданные параметры двигательном деятельности;
− композиционное соотношение специализированных двигательных единиц;
− количество, размеры плотность митохондрий.
Глава 2. Теоретическое обоснование эффективности развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки
2.1. Особенности развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов
Существенное значение в воспитании выносливости таэквондистов имеет характер координации движений и дыхания. Большое разнообразие физических упражнений предопределяет неодинаковый подход к вопросам управления дыхания при выполнении различных упражнений на развитие выносливости. Дыхательные возможности являются основой для развития анаэробных компонентов выносливости.
Из этого следует, что, если даже у таэквондиста будут хорошо развиты анаэробные возможности, в режиме бескислородного энергообеспечения у него будет образовываться кислородный долг и накапливаться продукты анаэробного распада, а из-за плохо развитых аэробных возможностей они будут устраняться весьма медленно и это приведет к тому, что быстро задыхается от обилия накопившихся продуктов гликолитического обмена.
Поэтому Гродополов К.В. говорит, что прежде чем приступить к развитию анаэробных возможностей таэквондиста, предварительно нужно создать у него определенную базу дыхательных возможностей и предлагает последовательность воспитания сторон выносливости в тренировочном цикле:
1. Тренировки дыхательных возможностей;
2. Тренировки гликолитических возможностей;
3. Тренировки алактатных возможностей, определяемых способностью использовать энергию креатинофосфокеназной реакции.
Так же нельзя забывать, что специальная выносливость в таэквондо обусловлена устойчивости центральной нервной системы и сенсорной системы к работе переменной мощности, вероятности перестройкам ситуаций, многоальтернативному выбору и сохранения координации.
Дав определения специальной выносливости, выяснив ее физиологические аспекты и зная двигательную структуру действий в таэквондо, рассмотрим методики развития специальной выносливости, предложенные различными авторами по теории и методике физической культуры.
Матвеев предлагает для развития специальной выносливости анаэробного гликолитического характера метод интервальных упражнений. По его мнению, эти упражнения применяются для воспитания выносливости в тех случаях, когда ее проявления в значительной мере лимитируются способностью организма противостоять неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма, связанным с образованием во время работы кислородного долга и избыточной концентрации молочной кислоты [4].
Содержание метода. Субмаксимальная интенсивность, продолжительность от 30 с до 2 мин., серии состоят из 3-4 рабочих фаз, повторяемых циклом в течение одного занятия от 2 до 6 раз. Интервалы отдыха строго регулируются и сокращаются от 5-8 мин до 2-4 мин.
Выводы
Таким образом, проведя теоретический анализ литературы по проблеме исследования методики развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки нами были сделаны следующие выводы:
1. Выносливость выражается в самых многообразных сложных формах двигательной деятельности - сложной многофакторной способности. Как на практике, так и в научной литературе принято выделять общую и специальную выносливости. Выносливость является способность осуществлять работу умеренной интенсивности в глобальной функции мышечной системы. По-иному, также называют аэробной выносливостью. Учащийся, который сможет работать долгое время в умеренном темпе, способен выполнять другие работы в том же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.д.).
Важнейшими компонентами выносливости являются возможности аэробной энергетической системы, функциональной и биомеханической экономизации. Общая выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает в качестве важной части физического здоровья и, в свой черед, служит предпосылкой для формирования специальной выносливости. Много исследований посвящено вопросу воспитания выносливости школьников. Но недостаточно освящен вопрос о методике воспитания выносливости на уроках физической культуры в школе.
2. Фундамент здоровья закладывается именно в младшем школьном возрасте. Поэтому изучение анатомо-физиологических особенностей у детей младшего школьного возраста имеет огромной значение. В данном возрасте закладываются привычки для дальнейшего развития двигательных способностей и к постоянным занятиям физической культурой и спортом.
Регулярные занятия физической культурой и спортом влияют не только развитие физических качеств у занимающихся, но и на общее здоровье и работоспособность. Соблюдение правильного питания влияет на общее состояние и на эффективность учебно-тренировочного процесса детей младшего школьного возраста. Систематические занятия спортом приведут к эффективному развитию не только развития функциональных систем, но и повышения уровня физической подготовленности детей 10-11 лет.
3. Выносливость проявляется при неоднократном повторении сложных технических и тактических действий. Особенно проявляется в единоборствах. Методические аспекты повышения выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними.
Для совершенствования выносливости в таэквондо с учетом присущих этому виду характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений (периодов), повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха. Чтобы добиться высокого уровня выносливости в таэквондо, можно поступить следующим образом. Время раунда (10 х 4 мин).
Таким образом, подобранные упражнения будут являться эффективным средством для развития выносливости юных спортсменов-таэквондистов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки.
1. Абросимова, Л.И. Физическое воспитание детей. / Л.И Абросимова, Г.П Юрко, – М.: Светоч, 2011 - 344 с.
2. Атилов, А. А. Боевой кикбоксинг / А. А. Атилов. – М.: Школа самозащиты, 2006. – 640 с.
3. Баранцева, С. А. Рекомендации по проведению занятий кикбоксингом / С. А. Баранцева. – М.: Феникс, 2006. – 115 с.
4. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. / И.С Барчуков, – М.: КноРус, 2011 – 123с.
5. Бердышев, С.Н. Боевые искусства. Философия и техника боя / С.Н. Бердышев, – М: Феникс, 2002 - 360с.
6. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки. / А.П Бондарчук, –Киев, Олимпийская литература, 2006.- 302 с.
7. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. / Ю.В Верхошанский – М.: ФиС, 2008. - 331 с.
8. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский – М., «Физкультура и спорт», 2011. - 312с.
9. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. — М.: Советский спорт, 2016. —208 c.
10. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2014. - 512 c
11. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 444 c.
12. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, –М: Феникс, 2004 - 412с.
13. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. — М.: Просвещение, 2015. — 304 c.
14. Клещёв, В. Н. Кикбоксинг / В. Н. Клещёв. – М.: Академический проект, 2006. – 236 с.
15. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания том 1 / Под ред. Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. – 424с.
16. Литманович, А.В. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам / Теория и практика физической культуры / А.В. Литманович, Е.Б. Штучная. 2000. – № 12. – 12 с.
17. Лубышева, Л.И. Научно-теоретический журнал // «Теория и практика физической культуры» / Л.И. Лубышева. – М: Дрофа, 2006. – 567с.
18. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. / М.А Максименко, - М.: Физическая культура, 2005. - 544 с.
19. Матвеев, Л.П. К теории построения спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 2009. - №12. - С. 11-21.
20. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – М: Феникс 2005. – 320с.
21. Муминжанов, М. Методика обучения юных спортсменов по системе заданий // Бокс: Ежегодник. / М. Муминжанов, - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 341 с.
22. Новиков, А.А. Научно-методические проблемы спортивных единоборств // Теория и практика физической культуры. 2009. № 9. – С. 50-56.
23. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н.Г. Озолин - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2012. - 864 с.
24. Перрека, Дж., Малори, Д. Кикбоксинг. Подготовка - Технические приемы - Поединок / Дж. Перрека, Д. Малори. – М.: АСТ, 2004. – 160 с.
25. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: теория, методика. В 4-х книгах. Книга 1-я / Г.С. Туманян, – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 188 с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издат. центр “Академия”, 2001. – 480 с.
27. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов / В.Д Фискалов, – М.: Советский спорт, 2010. - 392 с.
28. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.Е Фолин, - М.: Физиология и спорт, 2016 - 345 с.
29. Юдин, В.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.Д Юдин, – М.: Инфра, 2004. – 280 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты