Методы научного исследования в теории и методике физического воспитания
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методы научного исследования в теории и методике физического воспитания»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Методы научного исследования в теории и методике физического воспитания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
Глава 1. Общая характеристика методов исследования в теории и методике физического воспитания
1.1 Обще-логические методы исследования в теории и методике физического воспитания
1.2 Методы построения теоретического знания
1.3 Методы построения эмпирического знания
Глава 2. Частные методы исследования и методике физического воспитания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Теория и методика физического воспитания как интегративная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с постижением смежных наук – социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, медицинского контроля и др.
Методы исследования в теории и методике физического воспитания занимают не последнее место, так как они контролируют весь процесс физического воспитания. Учитель физической культуры, используя исследовательские методы в теории и методике физического воспитания, контролирует успеваемость учащихся, уровень усвоения учебного материала и правильность построения занятий.
Актуальность темы курсовой работы. Физическое воспитание сегодня играет важную роль в образовательном процессе. Она становится все более популярной не только как школьный предмет, но и как средство гармоничного развития личности, как средство укрепления здоровья, как вид активного отдыха. Конечно, многие законы физической культуры давно изучены, но многие аспекты физического воспитания не до конца понятны. На сегодняшний день в физической культуре не существует единой методологии, которая была бы принята всеми учеными и считалась единственно верной. Но, как мы все знаем, только правильное обучение может оказать благотворное влияние на организм занимающихся. И мы все знаем, какие негативные последствия могут быть, если неправильно использовать средства и методы физического воспитания. Поэтому необходимо заниматься исследованием теории физического воспитания и знать методы исследования теории физического воспитания.
Объект исследования – методы научного исследования.
Предмет исследования – методы научного исследования в теории и методике физического воспитания.
Цель исследования – изучить методы исследования в теории физической культуры.
Глава 1. Общая характеристика методов исследования в теории и методике физического воспитания
1.1 Обще-логические методы исследования в теории и методике физического воспитания
Проведение исследований предполагает использование различных методов. Таким образом, на эмпирическом уровне общие и частнонаучные методы используются в основном для создания основы теоретического знания. По мере накопления фактов формируются предпосылки для выявления важнейших закономерностей, формулирования гипотез, обобщающих выводов, теоретических принципов и законов [1, c. 59].
Теория и практика физической культуры основываются на:
1. В научных исследованиях, когда факты, полученные в ходе экспериментов, требуют объяснения, теоретической аргументации и интерпретации. Факт в научном исследовании считается формой фиксации эмпирического знания. Набор фактов отражает исследовательскую базу для выдвижения гипотез, определения моделей, формирования принципов и т.д.
Теории, которые включают:
a. идеи – концентрированная форма отражения действительности: осознание цели, ее дальнейшей перспективы и практического применения. Педагогические идеи в области спорта определяют новые объекты, направления развития исследований, их цели, задачи и предположения;
b. основные принципы – базовые утверждения, выражающие наиболее важные закономерности, которые составляют основу в данной области знаний;
c. закономерности как проявление законов. В физической культуре закономерности рассматриваются, с одной стороны, как необходимые связи между факторами, влияющими на людей, участвующих в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, а с другой стороны, как эффекты, возникающие в результате этих влияний и условий их реализации.
Глава 2. Частные методы исследования и методике физического воспитания
Частные методы исследования и методике физического воспитания включают:
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века.
Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.
Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы [14].
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
- несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной
- психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях; систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования [11].
Заключение
Проведение теоретических исследований в области физической культуры предполагает использование различных методов. Таким образом, на эмпирическом уровне общенаучные и частные методы используются в основном для создания основы теоретического знания. По мере накопления фактов формируются предпосылки для определения важнейших закономерностей, формулирования гипотез, обобщающих выводов, теоретических принципов и законов.
Как комплексная наука, теория и методика физического воспитания включает в себя целый ряд проблем, изучение которых связано с достижениями смежных наук.
При изучении теории и методики физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук – социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и др.
Методы исследования в физическом воспитании можно разделить на.
1. Методы построения обще-логических знаний: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование.
2. Методы теоретического знания: мысленный эксперимент, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, логический, исторический, методы математической гипотезы.
3. Методы экспериментально-эмпирического знания: наблюдение, эксперимент, измерение и описание.
4. Частные методы: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, хронометраж, пульсометрия и тестирование.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: (пособие студ., аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры / Б.А.Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – С. 3-5, 63-141.
2. Благуш, П.К. К теории тестирования двигательных способностей / П.К.Благуш. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 197 с.
3. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия / С.Д.Бойченко, И.В.Бельский. – Минск: Лазурак, 2002. – 301 с., 314-316 с.
4. Введение в теорию физической культуры : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры/ под ред. Л.П.Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983.-148-150 с.
5. Войнар, Ю. Подготовка физкультурных кадров. Традиции, реалии, перспективы: Монография / Ю.Войнар. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 228-235с.
6. Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория / В.М.Выдрин// Теория и практика физической культуры. – 1986. – №5. – С.24 -27.
7. Георгиевский, А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы / А.С. Георгиевский. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Я. Медицина, 1981. – С. 58-88.
8. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физ. культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с.
9. Журавлев В.И. Наблюдение – метод педагогического исследования. // Методы педагогического исследования. Лекции. / Под ред. канд. пед. наук В.И.Журавлева. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М., «Просвещение», 1972. – с.62-88.
10. Купчинов, Р.И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах : Учеб.-метод, пособие/ Р.И. Купчинов. – Минск: БИТУ, 2006. – 275-280 с.
11. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний : учеб. пособие/ В.П.Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2003. – 224 с.
12. Максименко, A.M. Теория и методика физической культуры : учебник/ А.М.Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – 544 с.
13. Матвеев, Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры / Л.П.Матвеев// Теория и практика физической культуры. – 1982. – №7. – С.5 – 8.
14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. -544 с.
15. Научные работы: методика подготовки и оформления / сост. И.И. Кузнецов. – Мн., 1998. – 272 с.
16. Основы теории и методики физической культуры : учеб. для техникумов физ. культуры/ В.М.Выдрин [и др.]; под ред. А.А.Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 387 с.
17. Пономарев, Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н.И.Пономарев. -М.: Физкультура и спорт, 1974. – 310 с.
18. Рузавин Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавин. – М., 1999. – С. 176-298.
19. Селуянов В.Н. Основы научно-методической деятельности в физ. культуре: Учебное пособие для студентов вузов физ. культуры / В.Н.Селуянов, М.П.Шестаков, И.П.Космина. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
20. Семенов В.Г. Введение в научно-исследовательскую работу: Лекция для студентов институтов физ. культуры / В.Г. Семенов. – Смоленск: СГИФК, 1989. – 32 с.
21. Теория и методика физического воспитания : учеб. для вузов физ. воспитания и спорта/ под ред. Т.Ю. Круцевич: в 2 т. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. – 422 с; Т. 2.-391 с.
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 299 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты