Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУКА
1.1 Истоки возникновения теории и методики физической культуры
1.2 Взаимосвязь теории и методики физического воспитания с другими отраслями науки
1.3 Методы исследования, применяемые в теории и методике физического воспитания
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
2.1 Исходные понятия теории и методики физического воспитания
2.2 Структура учебной дисциплины «Теория и методика физического воспитания»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура является органической частью общей культуры общества и личности. Физическая культура-это исторически обусловленное явление. Его происхождение восходит к древним временам. Она, как и культура в целом, является результатом социально-исторической практики. Необходимость подготовки людей к жизни, труду и другим необходимым видам деятельности исторически привела к возникновению и дальнейшему развитию физической культуры.
Теория и методика физической культуры, изучающая закономерности двигательной активности человека, является актуальной дисциплиной, поскольку в настоящее время движение физической культуры переживает этап стремительной трансформации и развития.
Теория и методика физической культуры как специальная научно-учебная дисциплина посвящена раскрытию закономерностей физического воспитания, их реализации при работе с различным контингентом студентов. Данная дисциплина является профильной в учебном плане подготовки специалистов в высших учебных заведениях физической культуры. Освоение курса способствует формированию системы специальных педагогических знаний и умений, определяющих основные аспекты деятельности учителя физической культуры.
Необходимость введения данной дисциплины обусловлена стремлением к целостному пониманию разнообразных научных и практических знаний о физической культуре как многообразном социальном явлении, которое все больше проникает во многие сферы жизни и деятельности человека – образование, воспитание, производство, отдых, спорт. Теория и методика физического воспитания, раскрывающие практически все аспекты и пути совершенствования личности, создают необходимые предпосылки для профессионального роста специалиста в области адаптивной физической культуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУКА
1.1 Истоки возникновения теории и методики физической культуры
Теория и методология физической культуры – обобщающая педагогическая наука, формирующая целостное представление о профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта [1].
Она призвана через свое содержание обеспечить студентов необходимым уровнем теоретико-методологических знаний о рациональных способах, методах и приемах профессиональной деятельности учителя физической культуры, выявить в структуре и содержании этой деятельности условия для успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
Источниками возникновения и развития теории и методологии физической культуры являются:
– Практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях породила желание изучить законы физического воспитания и на их основе построить систему управления физическим совершенствованием человека.
– Лучшая практика физического воспитания. Именно в нем проверяется жизнеспособность теоретических положений, а на практике рождаются оригинальные идеи, обогащающие теорию и методологию физической культуры.
– Историческое наследие в области физического воспитания. Проанализированы прогрессивные представления о содержании и способах воспитания гармонично развитой личности, которые были высказаны и обоснованы философами, педагогами и врачами разных стран и разных эпох.
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
2.1 Исходные понятия теории и методики физического воспитания
Физическая культура является органической частью культуры общества и личности, основой ее специфического содержания является рациональное использование двигательной активности человеком как фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации физического состояния и развития. Она служит одним из наиболее эффективных средств всестороннего гармоничного развития личности и продвижения человека по пути физического совершенствования [6].
Физическую культуру можно рассматривать с трех сторон: деятельностной, предметно-ценностной и эффективной.
Физическая культура как процесс рационально организованной деятельности (деятельностная сторона) включает соответствующую двигательную активность человека, направленную на формирование необходимых в жизни двигательных навыков, развитие жизненно важных физических способностей, оптимизацию здоровья и работоспособности.
Физическая культура как совокупность предметных ценностей (предметно-ценностная сторона) представлена духовными и материальными ценностями, созданными в процессе развития общества для обеспечения необходимой эффективности физической деятельности.
Духовные ценности физической культуры включают многочисленные знания, накопленные наукой и практикой (педагогической, социологической, естественнонаучной), а также физические упражнения в виде гимнастики, игр, туризма и спорта.
К материальным ценностям относятся различные объекты физической культуры и спорта, оборудование и инвентарь, спортивная одежда и т.д., созданные для проведения занятий физической культурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического исследования были решены следующие задачи:
– рассмотрены истоки теории и методики физической культуры;
– охарактеризованы взаимосвязь теории и методики физического воспитания с другими отраслями науки;
– проанализированы методы исследования, используемые в теории и методологии физического воспитания;
– изучены основные понятия теории и методики физического воспитания;
– описана структура дисциплины «Теория и методика физического воспитания».
Мы выяснили, что теория и методика физической культуры – это система научных знаний в области физической культуры, дающая целостное представление о закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармоничного развития человека.
Теория и методика физической культуры относится к разряду педагогических наук, поскольку связана с процессами воспитания, обучения и воспитания личности. Но в отличие от других педагогических наук, теория физической культуры рассматривает взаимосвязь и взаимовлияние общей и физической культуры, раскрывает закономерности, по которым происходит управление физическим развитием человека и его физическим воспитанием.
Источниками возникновения и развития теории и методики физической культуры являются практика общественной жизни; практика физического воспитания; прогрессивные идеи о содержании и способах воспитания гармонично развитой личности, которые были высказаны философами, педагогами, врачами разных эпох и стран; постановление правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране; результаты исследований как в области теории физической культуры, так и смежных дисциплин.
1. Абзалов, Р. А. Теория и методика физической культуры и спорта : учебное пособие / Р. А. Абзалов, Н. И. Абзалов. – Казань : Вестфалика, 2013. – 202 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Б. А. Ашмарин – М. : Физкультура и спорт,1998. – 224 с.
3. Баландин, В. П. Педагогические основы теории физической культуры : учебник / В. П. Баландин, Ж. В. Тома, А. А. Пашин. – Пенза : ПГУ, 2017. – 160 с.
4. Барчуков, И. С. Физическая культура : учебник / И. С. Барчуков ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 526 с.
5. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры / С. Д. Бойченко. – Минск : Лазурак, 2002. – 311 с.
6. Выдрин, В. М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект) : учеб. пособие / В. М. Выдрин ; Гос. ком. РСФСР по физ. культуре и спорту, ГИФК им. П. Ф. Лесгафта. – Л. : ГИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. – 43 с.
7. Горовой, В. А. Теория и методика физического воспитания в схемах и таблицах : пособие для специализаций 1- 03 02 01- 01 «Специальная подготовка», 1-03 02 01-02 «Тренерская работа по виду спорта (с указанием вида спорта)», 1-03 02 01-03 «Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность» / В. А. Горовой, М. И. Масло. – Мозырь : МГПУ им. И. П. Шамякина, 2014. – 119 с.
8. Железняк, Ю. Д., Петров, П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Ю. Д. Железняк, П. К Петров. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.
9. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов высш. проф. образования / В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2012. – 410 с.
10. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физ. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. – Спб.: Изд-во «Лань», 2003. – 160 с.
11. Наталов, Г. Г. Теория физического воспитания : Учебное пособие / Г. Г. Наталов. – Алма-Ата, 1986. – 267 с.
12. Основы теории и методики физической культуры : учебник / под общ. ред. А. А. Гужаловского. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
13. Пиянзин, А. Н. Теория физической культуры : методическое пособие / А. Н. Пиянзин, И. В. Щанкина. – Тольятти, 2004. – 85 с.
14. Рожков, П. А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире : организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы / П. А. Рожков // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 1. – С. 34–38.
15. Смотрицкий, А. Л. Словарь-справочник по теории физической культуры. / А.Л. Смотрицкий. – Могилев : УО «МОИПК и ПРР и СО», 2004. – 227 с.
16. Теория физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2003. – 464 с.
17. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. – 480 с.
18. Шукевич, Л. В. Теория и методика физического воспитания : учеб.-метод. комплекс для студентов фак. физ. воспитания / Л. В. Шукевич, А. А. Зданевич ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – 97 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты