ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Лексическая сторона речи и ее развитие в онтогенезе
1.2 Особенности развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Анализ методик коррекционной работы по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Содержание работы по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что современный процесс обучения детей дошкольного возраста ориентирован на формирование гармонично развитой личности ребенка. Основой развития ребенка данной возрастной категории является речевое развитие как наиболее важная функция жизнедеятельности ребенка. Речь представляет собой одну из наиболее важных психических функций, которая есть только у человека. В связи с постоянным обогащением сознания человека она развивается и оптимизируется. Речь является основой развития коммуникативной функции, которая осуществляется посредством развития того или иного языка и представляет собой сложное и многообразное явление.
Лексическая сторона речи является важным компонентом в рамках развития речи детей. В рамках психолого-педагогической литературе лексическая сторона рассматривается как часть образности, которая помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительной слово или словосочетание в рамках определенного контекста высказывания. Правильное формирование лексической стороны речи предполагает корректное становление других компонентов речевого развития.
Связная речь и ее лексические способности важны для процессов развития коммуникативных навыков у детей и тем успешнее в последующем будет проходить обучение ребенка в школе. Ребенок учится правильно излагать собственные мысли, решать определенные проблемы и как следствие, формируют определенный уровень самостоятельности.
Во многих современных исследованиях отмечается, что в рамках современного этапа развития общества необходимо достичь определенного уровня формирования и развития навыков ребенка в процессе обучения. Однако, современные теории обучения не могут в полной мере отразить различные особенности формирования законов обучения и воспитания. Целенаправленное обучение детей тяжелыми нарушениями речи процессам связной речи помогает определить различные особенности развития психических функций и как следствие, отразить различные приемы развития самостоятельности в речевых высказываниях.
Для многих специалистов в рамках дошкольной педагогики характерным является обращение к различным средствам и способам формирования лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках определенных коррекционных занятий. Основной целью данных занятий является формирование представлений о речевых особенностях с точки зрения развития лексической стороны речи [1, с.88].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Лексическая сторона речи и ее развитие в онтогенезе
Существует множество современных теорий относительно особенностей и природы формирования языковой способности у детей. В современном изучении лексического строя языка необходимо отметить наличие определенной внутренней совокупности развития языковых элементов, направленных на формирование устойчивых языковых отношений на основе взаимодействия между различными языковыми системами. Данные аспекты направлены в первую очередь на формирование нескольких сторон лексической системности, в рамках которой необходимо выделить определенную совокупность номинативных средств и формирование определенной организации в рамках взаимодействия элементов [2, с. 88].
Проблема изучения особенностей развития лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечена в трудах таких исследователей как Т. В. Абрамова [1], Т. А. Алтухова [2], Г. А. Волкова [3], Л. Н. Ефименкова [7], Е.В. Жулина [10], А.Н. Леонтьев [14] и т.д.
Непосредственное овладение ребенком лексической стороны речи начинается на первом году жизни, когда он полностью овладевает речевым и слуховым аппаратом. Поначалу лепет кажется реакцией младенца на эмоциональные стимулы и пока не имеет социальной значимости. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение звуковой системой языка начинается с того момента, когда язык начинает использоваться ребенком как средство общения. Процесс двусторонний – ребенок не только понимает, что ему говорят, но и начинает произносить свои первые слова.
Развитие словарного запаса в онтогенезе напрямую связано с участием ребенка в окружающей действительности. Стоит отметить, что основополагающим вопросом, касающимся языкового развития ребенка, является уровень его общения со взрослыми, активность и степень взаимодействия с их языком.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Анализ методик коррекционной работы по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В бытовом словарном подходе существует два подхода:
- Количественный подход.
- Концептуальный подход.
Первый подход также известен как кумулятивный, традиционный подход. Она подразумевает реализацию словарной работы на протяжении всего процесса учебной работы. В этом, кстати, и заключается особый характер словарной работы в дошкольном классе [1, с.88].
В работах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной задачи словарной работы определяются в рамках данного метода:
- обогащение словарного запаса новыми словами, изучение новых значений ранее неизвестных слов и некоторых слов, уже присутствующих в их словарном запасе.
- закрепление и уточнение словарного запаса.
- активизация словарного запаса.
- исключение нелитературных слов из речи.
- для работы со словарным запасом используются методы ознакомления с окружающим миром (наблюдение, рассматривание картинок, диалог, дидактические игры).
Второй метод был разработан В.И. Логиновой, которая связала словарную работу с формированием понятийного мышления ребенка. Она выделяет следующие задачи:
- Расширять словарный запас детей на основе знакомства с постепенно увеличивающимся количеством предметов и явлений.
- Приобретение словарного запаса на основе глубокого знания предметов и явлений окружающего мира.
- Введение слов, обозначающих основные понятия, основанные на дифференциации и обобщении на основе основных характеристик объектов [15, с.33].
В.И. Логинова рекомендует соблюдать следующие принципы:
- Соотносить словарную работу с познавательной деятельностью и психокогнитивными процессами.
- Принятие во внимание ближайшей зоны развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами были получены следующие результаты:
1. В рамках анализа литературных источников, мы определили, что речевое развитие является основной функцией в процессе развития ребенка. Развитие лексического строя речи основано на количественном и качественном развитии словаря ребенка, которое проходит определенные возрастные этапы. Основными этапами развития речи детей являются этап младенчества, ранний возраст, дошкольный этап, младший школьный возраст. Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой определенную категорию детей, для которых характерными являются различные речевые нарушения. Основной характеристикой является преобладание пассивного словаря над активным, а также бедность словарного запаса.
2. В ходе анализа методик коррекционной работы, необходимо отметить, что в рамках работы с тяжелыми нарушениями речи необходимо выделить основные коррекционные методы и методики активного и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Основными приемами являются такие как называние, объяснение, дидактические игры и т.д.
3. Содержание работы с детьми с тяжелыми языковыми трудностями в логопедии осуществляется систематически в рамках прохождения нескольких этапов деятельности. Мы обнаружили, что основными этапами являются такие, как расширение словарного запаса, развитие лексических структур, а также формирование семантических полей и лексической систематики и расширение связей между словами в лексиконе.
1. Абрамова, Т. В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Абрамова // Логопед. – 2018. – № 5. – С. 80–91.
2. Алтухова, Т. А. Коммуникативно-речевое развитие детей с общим недоразвитием речи : учебное пособие / Т. А. Алтухова, Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. – Бел.: НИУ «БелГУ», 2019. – 179 с.
3. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи : учебно–методическое пособие / Г. А. Волкова. – СПБ.: Детство – Пресс, 2014. – 144 с.
4. Волосовец, Т. В. Новые подходы к методическому обеспечению коррекционно-педагогической деятельности по устранению у дошкольников общего недоразвития речи / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, С. Н. Сазонова // СДО. – 2016. – №6. – С. 36–41.
5. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. – М. : Академия, 2009. – 192 с.
6. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием : учебно-методическое пособие / В. П. Глухов. – М. : МПГУ, 2017. – 230 с.
7. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 176 с.
8. Жерздева, А. А. Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / А. А. Жерзднева // Специальное образование. – 2017. – №4. – С. 42–44.
9. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей : книга для логопедов: учебное пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екб. : Литур, 2011. – 316 с.
10. Жулина, Е. В. К вопросу о нарушениях лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Жулина, Е. В. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61–4. – С. 98-101.
11. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авторы программ : Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; автор–составитель : Г. В. Чиркина. – 6 изд. – М. : Просвещение, 2017. – 204 с.
12. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПБ. : Союз, 2011. – 218 с.
13. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие / Р. Е. Левина. – М. : Альянс, 2017. – 370 с.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
15. Логинова, Е. А. Общее недоразвитие речи : учебно–методическое пособие / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. – М. : Форум : ИНФРА–М, 2020. – 62 с.
16. Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно–развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – СПБ. : Детство–Пресс, 2012. – 558 с.
17. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребенка : учебное пособие / С. В. Плотникова. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 221 с.
18. Рудик, О. С. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР: методическое пособие / О. С. Рудик. – М. : Владос, 2014. – 302 с.
19. Самотик, Л. Г. Лексика современного русского языка: учебное пособие / Л. Г. Самотик. – 2 изд., стер. – М. : Флинта, 2012. – 510 с.
20. Судакова, В. Е. Развитие речи–рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием: монография / В. Е. Судакова. – 2 изд., стер. – М. : Флинта, 2015. – 88 с.
21. Тарасова, Н. В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Тарасова. – Рн/Д. : Феникс, 2014. – 173 с.
22. Туманова, Т. В. Изучение и развитие словообразования у дошкольников и школьников (с общим недоразвитием речи) : монография / Т. В. Туманова. – Н. Новгород: Мининский ун–т, 2019. – 183 с.
23. Фадеева, М. В. Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебно–методическое пособие / М. В. Фадеева, Н. А. Лукашева. – Петр. : Изд–во КГПА, 2011. – 237 с.
24. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии : профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. – М. : Эксмо, 2015. – 317 с.
25. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : учебное пособие для вузов / С. Н. Цейтлин. – М. : Владос, 2017. – 240 с.
26. Цуканова, С. П. Речевое развитие детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи / С. П. Цуканова. – М. : Гном, 2018. – 95 с.