Психологическое консультирование по проблемам переживания расставания с партнером
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологическое консультирование по проблемам переживания расставания с партнером»
по дисциплине: «Основы психологического консультирования»
2021
45.00 BYN
Психологическое консультирование по проблемам переживания расставания с партнером
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Основы психологического консультирования
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный материал результатов эмпирического исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПЕРЕЖИВАНИЯ РАССТАВАНИЯ С ПАРТНЕРОМ
1.1 Психологические особенности процесса расставания с партнером
1.2 Теоретико-методологические основы психологического консультирования при расставании с партнером
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ РАССТАВАНИЯ С ПАРТНЕРОМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений психологического консультирования по проблемам переживания расставания с партнером
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Близкие отношения являются важной сферой жизни и занимают одно из первых мест в иерархии общечеловеческих ценностей. Важность близких отношений определяется их влиянием на эмоциональное благополучие и психологический комфорт человека, удовлетворение основных потребностей в привязанности и близости в отношениях, осуществление ухода за важным человеком и получение ухода за собой, возможность близкого и интимного общения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что переживания, связанные с расставанием с партнером, традиционно рассматривается общественным сознанием как один из ведущих дезинтегрирующих факторов семьи, который представляет максимальную угрозу целостности брачного союза и разрушает его глубокую основу – взаимодействие между партнерами. Для мужчины и женщины разрыв семейных или близки отношений является самой тяжелой психологической травмой и часто провоцирует аутоагрессивное поведение. Переживания страха и разочарования сами по себе разрушительны, затрагивают чувство чести и достоинства личности, нередко делают кризисную ситуацию измены неразрешимой без профессиональной помощи психолога.
Несмотря на то, что проблема переживания расставания с партнером и обусловленная ею кризисная ситуация являются типичными проблемами семейно-психологии и консультирования, большинство исследований по вопросам брака и семьи посвящены либо социально-демографическим показателям распространенности семейных разрывов, либо морально-этическим аспектам данного явления. И хотя идея анализа факторов, определяющих стабильность брачных отношений и успешность решения семейных конфликтов, не нова, тем не менее расставание с партнером как социально-психологическое явление еще не стала предметом изучения в отечественной психологии с какими-либо традициями. Кроме того, мало внимания уделяется вопросам, связанным с оказанием практической помощи людям, столкнувшимся с проблемой переживания расставания с партнером в семейных отношениях.
Несмотря на обширный материал, накопленный в современной науке по различным факторам, влияющим на изменения, проблема психологического консультирования по проблемам переживания расставания с партнером является недостаточно освещенной.
Объект исследования: психологическое состояние при расставании с партнером.
Предмет исследования: процесс психологического консультирования по проблемам переживания расставания с партнером.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПЕРЕЖИВАНИЯ РАССТАВАНИЯ С ПАРТНЕРОМ
1.1 Психологические особенности процесса расставания с партнером
Базовой основой здорового психологического климата в семье являются супружеские отношения. Под супружескими отношениями понимают создание и поддержание интимных отношений с другим лицом, которые закреплены законом, например, вступая в законный брак и оставаясь мужем и женой, включая гражданский брак [11, с. 312].
Супружеские отношения невозможно рассматривать вне контекста семьи, так как они создают саму основу функционирования и развития семьи. Под термином семья обычно понимают совместно проживающую группу людей, ведущих совместное хозяйство, имеющих общих бюджет и связанных кровным родством и включающая в себя отношения между членами семьи. К членам семьи помимо супругов могут относиться родители, братья и сестры. Члены расширенной семьи могут включать бабушек и дедушек, племянников и племянниц, и прочих родственников. Этот вариант определения семьи свойствен этапу зарождения психологии семьи в качестве самостоятельной дисциплины. Большинство работ данного направления имеют отношение к социальной психологии (Н.Я. Соловьева, В.П. Меньшутин, М. Мацковский, П. Сорокин, А. Харчин, В.А. Терехин, Е.В. Криченко). Основой семьи здесь считают пару супругов. При рассмотрении состава семьи с точки зрения статистических классификаций происходит добавление к паре супругов их детей, родителей и других родственников.
Разрыв отношений – это сложный эмоциональный процесс, через который нужно пройти, пройдя все этапы. Трудно принять тот факт, что любимый человек уходит и у него будет своя, отдельная, жизнь. Психология отношений уверяет, что расставание – это процесс, и у него есть стадии, через которые проходят и мужчины, и женщины. Разница между их эмоциями невелика, и они устраивают свою жизнь по-своему.
Расставание часто приводит к тяжелым переживаниям, и это касается не только расставания с любимым человеком, но и расставания с детьми и друзьями. Разрыв отношений – это всегда потеря. Избежать этих болезненных ситуаций поможет знание того, каковы наиболее распространенные причины расставаний, как они переживаются и как сохранить важные для вас отношения [4, с. 334].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ РАССТАВАНИЯ С ПАРТНЕРОМ
2.1 Организация и методы исследования
Исходя из цели работы, было проведено эмпирическое исследование психологических особенностей женщин, переживающих процесс расставания с партнером.
Объект исследования: психологическое состояние при расставании с партнером.
Предмет исследования: процесс психологического консультирования по проблемам переживания расставания с партнером.
Цель исследования: проанализировать психологические аспекты процесса переживания расставания с партнером и разработать направления психологического консультирования по проблемам переживания расставания с партнером.
Задачи эмпирического исследования:
– провести эмпирическое исследование применения психологического консультирования при переживании расставания с партнером;
– разработать направления психологического консультирования по проблемам переживания расставания с партнером.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
На третьем этапе разработаны направления психологического консультирования по проблемам переживания расставания с партнером.
База и выборка исследования: в исследовании приняли участие 40 женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Все исследуемые женщины пережили развод в течение последнего года.
В рамках исследования использовались следующие методики исследования:
1. Тест на самооценку личности Будасси [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разрыв отношений – это сложный эмоциональный процесс, через который нужно пройти, пройдя все этапы. Расставание часто приводит к тяжелым переживаниям, и это касается не только расставания с любимым человеком, но и расставания с детьми и друзьями. Расставание психологически оценивается как потеря отношений с определенным человеком. Среди причин расставаний можно перечислить множество разных предпосылок – и сексуальное неудовлетворение партнером, и инфантильность одного из участников ситуации, когда человек не может и не умеет, а главное, не хочет принимать никаких решений вообще. Но если сократить все, то можно легко понять, что в основе любого расставания лежит обида, которая состоит из крушения надежд и ожиданий, злобы, гнева и страха перед будущим.
Психологическое консультирование является необходимой формой поддержки по проблемам переживания расставания с партнером. Консультирование состоит из четырех этапов, первые три из которых связаны с самим консультантом и состоят из трех процедур каждый. Цель этапов в конечном итоге состоит в том, чтобы привести клиента к осознанию сути своей проблемы, найти наилучший способ ее решения и адаптироваться к новым условиям жизни, сохранив при этом рассудок и здоровье. Применение и знание определенных техник, методов и алгоритмов позволит, особенно начинающим консультантам, более уверенно чувствовать себя в процессе работы, отслеживая последовательное прохождение через этапы консультирования по мере решения задач. В работе психолога-консультанта при консультировании по вопросам расставания с партнером используются специальные техники.
В результате эмпирического исследования установлено, что женщины, переживающие расставание с партнером, испытывают озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Они нервозны и раздражены, боязливы, напряжены. Эти женщины испытывают легкую усталость, леность, недостаток энергии. Одни женщины могут быть инициативны и активны, другие – пассивны и апатичны. Женщины, переживающие расставание с партнером, имеют подавленное и несколько унылое настроение. Они оценивают себя как подавленных, нерешительных, робких, угнетенных. Эти женщины чувствуют, что их умения и способности несколько ограничены. Было установлено, что у женщин, переживающих расставание с партнером, преобладает низкий уровень самооценки. Эти женщины, адекватно оценивают свои достоинства и недостатки при преобладании недостатков и отрицательных качеств личности. Они понимают, что многого не могут достигнуть, потому не ставят перед собой высокие цели, имеют заниженный уровень притязаний. Среднюю адекватную самооценку 16,7% женщин, переживающих расставание с партнером. Эти женщины адекватно оценивают свои достоинства и недостатки, способны видеть в себе причины своих неудач. Низкая неадекватная самооценка выявлена у 16,7% женщин, переживающих расставание с партнером.
1. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун–та. – 2007. – № 305. – С. 149–151.
2. Ануфриева, Ю.В. Настроение, эмоции с позиции функционирования памяти человека / Ю.В. Ануфриева, В.Ф. Глушков // Научное мнение. – 2015. – № 6. – С. 33–36.
3. БЕЛАРУСЬ: структура семьи, семейные отношения, репродуктивное поведение: Том II. Анализ результатов исследования «Поколения и гендер» / ред.: О. Терещенко, Т. Кучера; Проект «Поддержка реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь». – Минск: Белсэнс, 2018. – 189 с.
4. Бернс, Р. Что такое Я–концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах. –М, 2003. – С. 333–393.
5. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. – СПб.: Изд–во «Речь», 2000. – 440 с.
6. Веккер, Л.М. Психические процессы / Л.М. Веккер. – Л.: Издательство ЛГУ, 2011. – 326 с.
7. Выготский, Л.С. Педология и психотехника / Л.С. Выготский // Культурно–историческая психология. – 2010. – №2. – C. 105–120.
8. Гавров, С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака / С.Н. Гавров. – Москва: НИЦ МГУДТ, 2009. – 134 с.
9. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информационно–методическое пособие курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
10. Гозман, Л.Я. Теоретические предпосылки и методы исследования межличностной аттракции: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Психол. Фак-т. – М.: Академия, 2003. – 245 с.
11. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2003. – 655 с.
12. Зимонина, О.В. Ретроспектива семьи и семейных отношений в истории гуманитарных наук / О.В. Зимонина // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 1 (1). – С. 113-119.
13. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
15. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Академия, 2004. – 335 с.
16. Куликов, Л. В. Психология настроения / JI.B. Куликов. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 1997. – 178 с.
17. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В Казаринова, В.М. Погольша; – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
18. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. – М.: Знание, 2004. – 356 с.
19. Носкова, А.В. Семейная тематика в европейской социологии / А.В. Носкова // Социологические исследования. – 2012. – № 3. – С. 21-27.
20. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, теории и истории / Б.Д. Парыгин. – М.: Знание, 2000. – 216 с.
21. Платонова, Н.В. История семьи в современной историографии / Н.В. Платонова // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего : материалы Всерос. науч. конф. – Нижневартовск, 2013. – С. 411-415.
22. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Знание, 2007. – 494 с.
23. Телицына, Е.Л. О понятиях «эмоция» и «чувства» в научной литературе / Е.Л. Телицына // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5–3. – С. 445–446.
24. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
25. Щербатых, Ю.В. Общая психология / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный материал результатов эмпирического исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты