Методика освоения школьниками двухголосного пения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика освоения школьниками двухголосного пения»
по дисциплине: «Методика музыкального воспитания»
2021
45.00 BYN
Методика освоения школьниками двухголосного пения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика музыкального воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ноты произведения «Четыре таракана и сверчок» обр. А. Долуханяна.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ДВУХГОЛОСНОГО ПЕНИЯ
1.1 Особенности организации уроков музыки с младшими школьниками
1.2 Формирование и развитие певческих навыков школьников в процессе освоения двухголосного пения
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ДВУХГОЛОСНОГО ПЕНИЯ
2.1 Использование упражнений в освоении навыков двухголосия детьми младшего школьного возраста
2.2 Работа над двухголосием в произведении «Четыре таракана и сверчок» обр. А. Долуханяна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.
В методике работы с детским хором всегда существовали и существуют различные аспекты. Приобщение детей к музыке всегда начинается через пение. Потому, что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще в детски садах. Следовательно, пение является доступным видом музыкального искусства. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребенка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом. В наше время вокальное воспитание детей осуществляется в детской музыкальной школе, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе (на уроках музыки) в центрах эстетического воспитания.
Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как С. Гладкой, Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других. Также в контексте данной работы представляют интерес современные исследования по работе с детскими хоровыми коллективами К.Ф. Никольской-Береговской, М.С. Осенневой, В.А. Самарина, В.Л. Живова и других педагогов. Однако тема вокально-хорового воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещение всегда актуально.
Методики хорового воспитания младших школьников постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе.
Проблема многоголосного пения в детском хоре является одной из основных при обучении хоровому пению. Нестройное звучание партий и плохой ансамбль в хоре не приносит слушателям и самим исполнителям эстетического удовлетворения. Главная причина заключается в том, что отсутствует предварительная работа по подготовке слуха хористов к восприятию многоголосия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ДВУХГОЛОСНОГО ПЕНИЯ
1.1 Особенности организации уроков музыки с младшими школьниками
Хоровое пение – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце» [14, с. 41].
Известный венгерский композитор З. Кодай писал: «Чудесное свойство пения» дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких – все это ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно, не в меньшей степени, чем пища» [1, с. 123]. Д. Б. Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой – способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» [3, с. 19].
Искусство хорового пения – это искусство коллективное. Именно в коллективе формирование и развитие личности ребенка происходит наиболее эффективно. Коллективное музицирование способствует развитию творческих способностей, формирует художественный вкус. В коллективе развиваются такие качества как дисциплинированность, ответственность, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Круг возможностей коллективного музицирования в обучении и воспитании детей достаточно широк. Хоровое пение – это вокальное искусство, поэтому главная работа в хоре – это работа над вокалом. Но хор это коллективное, совместное пение и поэтому вокальная работа здесь имеет свои особенности. Чтобы петь в хоре, надо научиться управлять своим голосом и овладеть целым рядом вокально-хоровых навыков. Известно, что каждое искусство слагается из двух частей: технической и художественной.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ДВУХГОЛОСНОГО ПЕНИЯ
2.1 Использование упражнений в освоении навыков двухголосия детьми младшего школьного возраста
Значительное место в освоении навыков двухголосия детьми младшего школьного возраста занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель формирование певческих навыков, развитие детского голоса. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению более высокого уровня художественного исполнения.
Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Естественно, что эти упражнения служат более узким задачам и не могут быть систематизированы с большой четкостью и последовательностью [19, с. 26].
Применяя в освоении двухголосия обучении те или иные упражнения, важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним. Необходимым условием действенности упражнений является, как уже говорилось, последовательное усложнение учебных задач, которое требует от ребят определенных усилий. Последовательность в усложнении упражнений, безусловно, сказывается на сохранении интереса и внимания детей к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей.
В качестве упражнений можно использовать несложные попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учетом принципов последовательности, систематичности и доступности.
Развитие вокально-хоровых навыков в процессе освоения двухголосного пения содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.
Подготовительный или ознакомительный этап предполагает знакомство с дирижером, хором и особенностями хоровой исполнительской деятельности. После получения первоначальных сведений нужно объяснить, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были отмечены особенности организации работы с детским хоровым коллективом, работа с которым подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия хора, а с другой – способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности, а также развитию творческих способностей. Специфика работы с младшим хором заключается, в первую очередь, в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы, голосовые данные, уровень развития музыкальных способностей.
В целом, занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности, формируют такие качества как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность.
Вокальная работа по освоению двухголосного пения в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении.
Особое значение в работе с детским хоровым коллективом имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определенной системе и последовательности. Репертуар должен быть высокохудожественным, понятным и посильным, вызывать у детей интерес и живой отклик.
Обучение двухголосному пению включает овладение не только хоровыми навыками, но и вокальными. К основным вокальным навыкам, необходимым для пения в хоре относятся: звукообразование, дыхание, дикция, атака звука, строй, ансамбль. Система овладения знаниями и навыками строится на принципе закрепления и развития навыков, уже ранее полученных, и обретения качественно новых.
Сложность двухголосного пения в хоровом коллективе состоит в том, что все учащиеся должны сливаться в один ансамбль, работать как единый организм. Для этого у учащихся должен быть развит целый комплекс певческих умений и навыков: точное интонирование, ровное дыхание, внутренний слух, умение работать в ансамбле и др.
Значительное место в системе обучения двухголосному пению занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель формирование певческих навыков, развитие детского голоса. Применяя в хоровом обучении те или иные упражнения, важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним.
В ходе исследования была проанализирована работа по освоению двухголосного пения с младшим хором на примере произведения «Четыре таракана и сверчок» обр. А. Долуханяна. Были разобраны этапы работы над сочинением, отмечены сложности и способы их преодоления.
1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
2. Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л.А. Венгрус. – СПб.: Музыка, 2000. – 378 с.
3. Вендрова, Т. Уроки Д. Кабалевского / Т. Вендрова, Е. Критская // Искусство в школе. – 1994. – № 3. – С. 19-21.
4. Виноградов, К.П. Работа над дикцией в хоре / К.П. Виноградов. – М.: «Музыка», 1967. – 102 с.
5. Вишнякова, Т.П. Практика работы с хором / Т.П. Вишнякова, Т.В. Соколова. – СПб.: Астерион, 2008. – 52 с.
6. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
7. Гладкая, С.О формировании певческих навыков на уроках музыки вначальных классах / С.О. Гладкая. – М., 1989. – 187 с.
8. Дыганова, Е.А. Формирование самообразовательной компетенции будущего учителя музыки в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин / Е.А. Дыганова // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 4 (26). – С. 17-22.
9. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика / В.Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – 272 с.
10. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
11. Казачков, С.А. О дирижерско-хоровой педагогике / С.А. Казачков // Музыкальное исполнительство. – М.: Музыка, 1970. – Вып. 6. – С.120-143.
12. Медынь, Я.Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин / Я.Г. Медынь. – М.: Музыка, 1978. – 135 с.
13. Миловский, С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы / С. Миловский. – М.: «Музыка», 1977. – 50 с.
14. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К.Ф. Никольская-Береговая. – М., 2003. – 270 с.
15. Осеннева, М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / М.С. Осеннева, В.А. Самарин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
16. Струве, Г.А. Школьный хор : Кн. для учителя / Г. Струве. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
17. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа / В.К. Тевлина. – М., 1982. – 289 с.
18. Трофимова, О. В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся / О. В. Трофимова – Завуч. - 2003 - № 1 – С. 143 – 215.
19. Чесноков, П.Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров/ П.Г. Чесноков. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 224 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ноты произведения «Четыре таракана и сверчок» обр. А. Долуханяна.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты