ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения и тренировки волейболистов в среднем школьном возрасте
1.1.Основные положения спортивной подготовки волейболистов в среднем школьном возрасте
1.2.Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта
1.3.Средства обучения техническим и тактическим приёмам игры волейбол в среднем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
План-конспект урока по теме: «Совершенствование техники приема и передачи мяча»
План-конспект урока по теме: «Комбинации из разученных элементов. Нижняя прямая подача, прием подачи. Игра по упрощенным правилам»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В концепции развития физического воспитания и спорта в Республике Беларусь указывается, что значение физического воспитания школьников обусловлено потребностями нашего государства в подготовке здорового, разносторонне развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функции гражданина нашего общества.
В повседневной деятельности учащихся значение физического воспитания обусловлено: во-первых, интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией учебного труда, вызванными повышением научно-теоретического уровня содержания учебных предметов, широким внедрением активных методов обучения; во-вторых, увеличением занятости детей во внеурочное время видами деятельности, ограничивающими проявление двигательной функции: воспитательные мероприятия в классе, занятия в кружках; в-третьих, использование в быту достижений цивилизации.
По мнению многих авторов, приобщение к спорту с детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроты реакции, повышает активность, развивает его нравственно, эстетически, что необходимо для здорового, полноценного человека. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений [1; 3; 12].
В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включён как самостоятельный раздел в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ.
Массовое развитие спорта среди учащихся является одним из важных условий повышения спортивного мастерства взрослых спортсменов.
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения и тренировки волейболистов в среднем школьном возрасте
1.1 Основные положения спортивной подготовки волейболистов в среднем школьном возрасте
Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол, широко представлен в программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте. Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих команд и отдельных игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает волейбол средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне [14, с. 56].
Отличительные особенности волейбола, обусловлены спецификой присущих им игровых и соревновательных действий.
Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий – приемов игры (техники) [3, с. 32].
При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания – блок действий типа «защита - нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.
В волейболе, как в командной спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены [8, с. 45].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы были изучены особенности применения различных средств физической культуры при подготовке волейболистов в среднем школьном возрасте, проведен анализ основных положений спортивной подготовки волейболистов в среднем школьном возрасте и дана характеристика средства обучения техническим и тактическим приёмам игры волейбол в среднем школьном возрасте.
Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что обучение игре в волейбол школьников среднего звена, является необходимой частью популяризации волейбола и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения игре в волейбол, можно быстрее достичь спортивного результата, так как они облегчают процесс освоения технических и тактических приёмов игры. Но педагог, тренер, проводя учебно-тренировочное занятие должен учитывать возрастные особенности школьников, уровень их физической подготовки, так как перегрузки могут привезти к формированию отрицательного отношения к игре волейбол.
Для детей данного возраста волейбол рассматривается, как одна из возможностей проявить себя, принять участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств человека, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.
К средствам подготовки волейболистов среди учащихся среднего школьного возраста относятся разнообразные упражнения.
Основные упражнения представляют собой упражнения по технике и тактике и собственно игру в волейбол, т.е. то специфическое, что отличает волейбол от других видов спорта и составляет его сущность.
Вспомогательные упражнения служат для лучшего овладения основными упражнениями и для разносторонней подготовки занимающихся.
1. Васильев, Г.В. Значение общей физической подготовки для спортсмена. / Г.В. Васильев. – М.: ФиС, 2009. – 56 с.
2. Голомазов, В.А. Волейбол. Учебное пособие для студентов Средних специальных учебных заведений. / В.А. Голомазов. – М.: ФиС, 1998. – 95 с.
3. Железняк, Ю.Д. Кунянский, В.А. Чачин, А.В. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. / Ю.Д. Железняк – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 140 с.
4. Железняк, Ю.Д. Портнов, Ю.М., Савин, В.П. Спортивные игры. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 90 с.
5. Ивойлова, А.В. Волейбол для всех. / А.В. Ивойлова. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 120 с.
6. Ивойлов, А.В. Тактическая подготовка волейболистов. / А.В. Ивойлова. – М.: ФиС, 2001. – 160 с.
7. Осколкова, В.А., Сунгуров, М.С. Волейбол. Учебное пособие для начинающих. / В.А. Осколкова, М.С. Сунгуров – М.: ФиС, 2005. – 200 с.
8. Осколкова, В.А., Сунгуров, М.С. Техника и тактика игры в волейбол. / В.А. Осколкова, М.С. Сунгуров – М.: ФиС, 2005. – 105 с.
9. Подготовка юных волейболистов Учебное пособие для тренеров ДЮСШ. / Под общей редакцией Ю.Д. Железняка. – М: ФиС., 2006. – 296 с.
10. Прокошев, А.В. Волейбол. / А.В. Прокошев. – М.: «Физкультура и спорт», 2004. – 230 с.
11. Сапин, Н.Р., Брыксина, З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. / Н.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 256 с.
12. Сосновский, И.Ю. Энциклопедический словарь юного спортсмена. / И.Ю. Сосновский. – М.: Педагогика, 2003. – 480 с.
13. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
14. Чайковский, А.М. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1999. – 984 с.
15. Чехова, О.С. Уроки волейбола. / О.С. Чехова – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 138 с.