Логопедическая работа по предупреждению ошибок при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Логопедическая работа по предупреждению ошибок при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Логопедическая работа по предупреждению ошибок при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс упражнений по предупреждению ошибок при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК ПРИ ЧТЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности навыков чтения у детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
1.3 Методики логопедической работы по предупреждению ошибок при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК ПРИ ЧТЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Концептуальные основы логопедической работы по предупреждению ошибок при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.2 Картотека упражнений по предупреждению ошибок при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В эпоху развития глобальной сети Интернет в обществе возникает вопрос формирования и развития техник чтения как у детей, так и у взрослых. Ведь благодаря чтению у человека: расширяется словарный запас, углубляется познание и понимание окружающего мира, развивается память, внимание, мышление, воображение; воспитываются нравственные качества и духовные ценности. Всё это помогает человеку выражать свои мысли, способствовать обучению, иметь уверенность в себе, поддерживать психологический комфорт, спокойный сон, предохранять от деградации ум. Нельзя упускать из виду роль чтения в познании красоты мира. Как утверждает австрийский ученый К. Лоренц: «Эстетическое и этическое чувства теснейшим образом связаны друг с другом… для духовного и душевного здоровья человека необходимы красота природы и красота созданной человеком культурной среды».
«Дети с общим недоразвитием речи представляют собой особенную категорию детей с недостаточно высоким уровнем грамотности. Сегодня требования к детям, которые поступают в первый класс, стремительно возрастают. Учебные программы достаточно сложны и содержат обширный спектр материалов для осуществления чтения и письма. Ребенок, который посещает образовательную школу из логопедической группы с диагнозом «общее недоразвитие речи», испытывает большие трудности в процессе обучения. Не все школы могут предложить детям необходимую логопедическую помощь. По причине этого задача профилактики ошибок при чтении у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи сегодня чрезвычайно важна и необходима» [11, с. 121].
Ранняя диагностика и своевременная поддержка повышают шансы на успех в дальнейшем обучении. Как показали исследования А.Н. Корникова, если нарушения чтения выявляется в возрасте 6-7 лет и проводится профилактика, то 82% детей имеют проблемы, которые можно довести до нормального уровня. При постановке диагноза в 1-2 классах это происходит в 46% случаев.
Проблему обучения чтению решали такие педагоги и психологи, как Б.Г. Ананьев, Г.А. Каше, Р.Ф. Спирова. Дислексию и дисграфию у детей изучали Л.В. Бенедиктова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК ПРИ ЧТЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности навыков чтения у детей младшего школьного возраста
«Цель чтения – как можно точнее и полнее понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное чтение и проникновение в смысл путем анализа текста. Когда человек действительно читает вдумчиво, его воображение обязательно работает, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек строит отношения между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок способен осмысленно читать, он развивает устную речь и, как следующий важный этап развития, письменную речь» [11, с. 54].
Процесс обучения чтению у детей младшего школьного возраста не может существовать без познавательной деятельности. Для того чтобы процесс обучения чтению происходил правильно, учащиеся должны точно и полностью понять содержание текста, составить свою систему образов, осмыслить информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию техник чтения: проблемно-ориентированный поиск, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисование [17, с. 44].
Становление техник чтения – очень трудный и трудоемкий процесс. Учителя должны знать этапы этого процесса, а также контрольные показатели, которые помогут определить уровень знаний каждого ребенка. «Методологическая наука определяет три этапа развития техник чтения: аналитический, синтетический и автоматический» [5, с. 143].
«Аналитический этап характеризуется тем, что все три составляющие процесса чтения в деятельности читателя «ломаются» и требуют от ребенка отдельных усилий для выполнения конкретных операций. Учащийся младшего школьного возраста должен видеть гласную букву, соотносить ее с слогом – слогом, думать, где буквы вне слога сливаются, и звучать из каждого увиденного графического слога, то есть произносить ее плавно, чтобы распознать слово и понять его. Чтение слога – это признак того, что ребенок находится на самой первой стадии становления техник, аналитической стадии. Обычно считается, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако педагог должен помнить, что каждый младший школьник учится читать в разном темпе.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК ПРИ ЧТЕНИИ
2.1 Концептуальные основы логопедической работы по предупреждению ошибок при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи
В последнее время среди учащиеся младшего шкального возраста все чаще встречаются расстройства чтения и письма, поэтому проблема профилактики дислексии становится все более актуальной. Особенно это касается детей с речевыми нарушениями. По словам А.Н. Корникова, первичной профилактикой ошибок в процессе чтения у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является:
1. «Мероприятия по профилактике перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация мониторинга беременных и профилактика осложнений беременности, профилактика родовых травм, инфицирование плода и новорожденного и др.
2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной патологии головного мозга» [5].
4. «Ранняя диагностика и коррекция нарушений речевого развития у детей. Позднее появление первых слов (через 1 год 3 месяца) или фраз (через 2 года) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы неправильного развития фонологической системы ребенка являются безусловным показанием для курса логопедической и медикопедагогической коррекции.
5. При наличии у ребенка двуязычия необходимо выбрать адекватные методы обучения грамоте. Дети, которые сменили язык обучения, подвержены риску нарушения чтения и должны получать индивидуальную помощь в изучении второго языка.
6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, которые не посещают учреждение дошкольного образования: организация «школ для родителей», которые обучают методике подготовки ребенка к школе, развитие необходимых сенсомоторных и речевых навыков» [11, с. 132].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс обучения чтению у детей младшего школьного возраста не может существовать без познавательной деятельности. Для того чтобы процесс обучения чтению происходил правильно, учащиеся должны точно и полностью понять содержание текста, составить свою систему образов, осмыслить информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Становление техник чтения – очень трудный и трудоемкий процесс. становление и формирование техник чтения у учащихся младшего школьного возраста представляет собой длительный и целенаправленный процесс, который отражает особенности осознанного восприятия конкретной информации. В работе были рассмотрены основные подходы и взгляды авторов на процесс развития чтения у младших школьников и выделили, что для осознанного чтения характерными являются формирование определенных универсальных учебных действий, таких как планирование, познавательная активность и т.д.
Категория учащихся младшего школьного возраста представляет собой разнородную группу, представители которой отличаются друг от друга как степенью выраженности речевого дефекта, так и методами формирования и развития данных навыков.
Основными характеристиками процесса чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи являются такие как беглость, выразительность и правильность прочтения. К основным методикам можно отнести такие как совместное групповое чтение небольших фрагментов текста, когда темп задается учителем или хорошо читающим учеником; чтение небольшого отрывка в разных темпах, чтение отрывков «по времени» и т.д.
Основной задачей профилактики возникновения при ошибка чтения у учащихся младшего школьного возраста при нарушения чтения является сочетание упражнений по звуковому анализу каждого слова с разъяснением его значения и упражнениями по письму и чтению. Проводится большая работа по активизации словарного запаса. При решении основных задач коррекционного образования целенаправленно ведется работа по формированию функциональных требований для приобретения навыков чтения у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. При решении основных задач коррекционного образования, целенаправленно проводится работа по формированию функциональных требований для овладения навыками чтения у учащихся младшего школьного возраста возраста с общим недоразвитием речи.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – 1950. – Вып. № 70. – С. 104–148.
2. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М., 2001. – С. 45–49.
3. Божович, Л.И. Психология развития личности / Л.И. Божович. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 514 с.
4. Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1984. – Т. I. – С. 376–385.
5. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. – Минск: НМЦентр, 1994. – 20 с.
6. Калинкина, Е.В. Методы и приемы формирования и становления навыков письма / Е.В. Калинкина // Русский язык в начальной школе. – 2013. – № 1. – С. 1–4.
7. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – С. 133–139.
8. Киселева, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Н.Ю. Киселева. – М., 2013. – 255 с.
9. Копрова, Т.П. Проблемы дисграфии в психолого–педагогической литературе / Т. П. Копрова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 103–108.
10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно– методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: Питер, 1997. – 286 с.
11. Коррекция нарушений письменной речи: учебно–метод. пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: Питер, 2004. – 459 с.
12. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с.
13. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2004. – 72 с.
14. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.
15. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов: в 5 кн. / под ред. Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – Кн. 4. – С. 13–57.
16. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
17. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
18. Овсянникова, С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / С.А. Овсянникова. – М., 2009. – 196 с.
19. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Союз, 2004. – 485 с.
20. Поздеева, С.И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой: учебно–метод. пособие / С.И. Поздеева, Н.С. Хохом. ‒ Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2009. ‒ 120 с.
21. Пусько, Н.В. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий / Н.В. Пусько. – Калининград: БФУ им. И. Канта, 2011. – 32 с.
22. Русецкая, М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 / М.Н. Русецкая. – М., 2009. – 288 с.
23. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И.Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
24. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 153 с.
25. Спирова, Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология. – 1988. – № 5. – С. 74– 77.
26. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
27. Хватцев, М.Е. Логопедия: в 2 кн. / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2009. – Кн. 1. – 272 с.
28. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: Академия, 1997. – 140 с.
29. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс упражнений по предупреждению ошибок при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты