ВВЕДЕНИЕ
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением.
В наше время деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм.
Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: регулирующее начало, правило, образец. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение.
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах – в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать.
Актуальность темы исследования. Социальные нормы играют жизненно важную роль в истории человеческой жизни. По сей день социальные нормы являются неотъемлемой частью социальной жизни мира в целом. С их помощью регулируются отношения между людьми.
Социальные нормы отражают развитие всех сфер общества: экономической, политической, духовной и социальной.
Описывая их, можно понять степень свободы граждан государства, тип политической системы, форму правления, тип экономической системы, качество жизни человека в характерном обществе и многие другие аспекты жизни.
Главную роль в системе социальных норм занимает право. Необходимо более подробно рассмотреть правовые нормы, так как именно нормы права в большей степени выступают как регуляторы общественных отношений.
Чтобы понять, что представляет собой социальное регулирование, необходимо дать общую характеристику социальным нормам, понять их функции, цели, способы применения, узнать источники данных норм и соотнести их между собой.
Для того чтобы доказать, что правовые нормы являются основой системы социальных норм, необходимо связать их с другими нормами.
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Общество – это взаимосвязанная система социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них регулируются правом. Многие отношения личной жизни людей – любовные, дружеские, досуговые, находятся вне правового регулирования в сфере потребления. Хотя политические, общественные взаимодействия носят в большей степени правовой характер и регулируются другими социальными нормами, нежели правом. Следовательно, право не имеет монополии на социальное регулирование. Нормы права охватывают только стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом в большом объеме регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.
Социальные нормы представляют собой правила, регламентирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.
Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних этапах общественного развития человека, так как возникла необходимость регулирования поведения людей с помощью общих правил. С помощью социальных норм достигается наиболее адекватное взаимодействие людей, решается задача выхода за пределы власти индивида [1, c. 131].
Социальные нормы отражают закономерности общественного развития в разной степени, но не сами по себе. Объективные законы, по которым развивается история, не являются нормой. Последние привносят в жизнь общества людей, социальный опыт. Некоторые из них со временем исчезают, другие появляются, изменяются, третьи насильно принимаются в определенные классы, группы или органы власти. Иными словами, процесс формирования, формирования социальных норм является субъективным фактором. Они производятся людьми. Другое дело, что потребность в них продиктована объективной необходимостью.
Социальные нормы представляют собой правила поведения, образец, масштаб, модель поведения, которыми руководствуются люди в общественных отношениях. Там, где есть общество, должны быть и правила общежития, и социальные нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а значит, и отношение человека к другим людям. Право выступает одним из видов социальных норм [2, c. 104].
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ НОРМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ
Право является сложной и многообразной системой юридических норм, общих правил поведения, которые распространяются на большой круг лиц, ситуаций и на достаточно длительный период времени.
В юридической литературе общепризнанным является следующее определение нормы права. Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Норма права – это правило поведения, для которого характерны следующие признаки:
- Общий характер нормы права – это означает, что норма права рассчитана на многократное применение. Она направлена на определенную группу или вид общественных отношений. Правовая норма адресована неопределенному кругу лиц;
- Формальная определенность нормы права – это означает, что норма права выражается в той или иной форме, (например, в форме закона или подзаконного нормативного акта), с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;
- Связь с государством. Проявляется в том, что правовая норма издается и санкционируется государством либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;
- Представительно-обязывающий характер нормы права. Предполагает властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей. Каждому праву соответствует обязанность, и, наоборот, каждой обязанности соответствует чье-либо право;
- Норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений. Мысленно сформулированный законодателем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях и становится моделью. Норма права моделирует не только правила поведения, но и состояние общественных отношений.
3 СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА С ИНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ
Мораль – это неписаные правила, которые обычно сформулированы в абстрактной форме. Например, библейский принцип «не убий» учит нас признавать ценность жизни каждого человека, призывает к гуманному отношению к людям. Это общий принцип, распространяющийся на все человечество в целом.
Нормы права, в отличие от норм морали, всегда записываются, закрепляются и существуют только в письменной форме. Нормы права всегда конкретны, они содержат четкие формулировки и определяют обязательное правило поведения. Возьмем для примера такое событие в жизни человека, как вступление в брак. Понятно, что решающую роль здесь играют моральный выбор, симпатии, привязанности, общие интересы будущих супругов. При выборе партнера нет четких правил или норм, в каждом конкретном случае все индивидуально.
Однако порядок заключения брака четко определен нормами права, в частности, указан возраст, с которого можно вступать в брак, перечислены условия, при которых вступление в брак возможно, а при каких – недопустимо. Все эти правила или нормы записаны на бумаге, а точнее, в законе, который называется – семейный кодекс.
Выполнение этих правил-норм обязательно. Несоблюдение их человеком или нарушение чревато для него правовыми последствиями. В рассмотренном случае это признание брака недействительным. А вот за нарушение иных норм права может наступить очень серьезная ответственность, например, уголовная. Правда, при этом нормы права не могут обязать человека соблюдать моральные принципы, например, быть верным и порядочным. Зависть и злоба, эгоизм и жадность не попадают в тюле действия права. Это моральные понятия [18, c. 166].
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит из законов, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, отметим, что социальные нормы представляют собой определяемые условиями жизни людей, выступающие результатом их сознательно-волевой деятельности, правила поведения общего характера, регламентирующие отношения между людьми, их коллективами и организациями. При помощи указанных признаков социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.
Выделяют самые разнообразные классификации социальных норм. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.
Можно сформировать две основные позиции о понимании права. Первая позиция – это то, что право состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное, «узкое понимание права»). Вторая позиция состоит в том, что в содержание права могут быть включены не только нормы, но и субъективные права, правосознание, а также практика реализации права, законность и правопорядок, и другие правовые, а также моральные явления («широкое понимание права»). Норма права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.
На основе «широкого понимания права», считающего правом неопределенный круг общественных и индивидуальных явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к праву, или близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно отличить правомерное поведение от неправомерного, юридически значимое от юридически безразличного, обязательное от необязательного и т.п.
Нормативная концепция права основана на представлении, что в праве нет ничего юридического, кроме нормативных определений юридических фактов и правовых состояний (включая статусы субъектов права), субъективных прав и обязанностей, запретов и санкций за их нарушение – того, что составляет содержание правовых норм. Из разных пониманий права (каждое из которых имеет свои обоснования) для практики применения права или правотворчества в нашей стране имеет значение понятие о праве как о системе норм. Объективно существующие связи юридически значимых элементов этой системы выражаются так называемой логической структурой правовой нормы.
1. Лейст, О. Э. Сущность права: проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст; под ред. В. А. Томсинова. – Москва: Зерцало, 2008. – XI [1], 339, [1] с.
2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М. Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2006. – 800 с.
3. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: учебник / А. Ф. Вишневский. – Минск: Амалфея, 2016. – 126 с.
4. Матузов, Н. И. Теория государства и права: курс лекций / Н. И. Матузов, А.В. Малько. – Москва: Юристъ, 2004. – 776 с.
5. Сорокин, Ю. В. Правда и свобода / Ю. В. Сорокин // Юрист. – 2002. – № 2. – С. 2–3.
6. Бочков, А. А. Общая теория права: справочные материалы / А. А. Бочков; М-во образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова», Каф. истории и теории права. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2019. – 128, [1] с.
7. Шабуров, А. С. Теория государства и права: учебное пособие / А. С, Шабуров, Ж. С. Жайкбаев. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 382 с.
8. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В. В. Оксамытный. – Москва : Юнити-Дана, 2017. – 512 c.
9. Александров, Н. Г. Сущность права / Н. Г. Александров // Москва. – 1950. – С. 35-36
10. Сильченко, Н. В. Закон (проблемы этимологии, социологии и логики) / Н. В. Сильченко // Минск. – 1993. – С. 57
11. Шейндлин, Б. В. Сущность советского права / Б. В. Шейндлин. – Ленинград : , 1957. – 7 с.
12. Сюкияйнен, Л. Р. Это может иметь самые разные формы: «Практически санкционирование мусульманского права государством выражалось в назначении судей и наложении на них обязанности рассматривать и решать дела на основании учения определенной правовой школы» / Л. Р. Сюкияйнен // Мусульманское право как объект общей теории права // Советское государство и право. – 1979. – № 1. – С. 30
13. Лахман, А. А. Право и мораль : теория и реальность / А. А. Лахман // Власть и управление на Востоке России. – 2017. – № 1 (54). – С. 165-172.
14. Гусейнов, А. А. Мораль и право: линия разграничения / А. А. Гусейнов // Lex Russica. – 2018. – № 8 (141). – C. 7-22.
15. Разина, Е. В. Мораль и право: проблема взаимодействия и взаимодополнения / Е. В. Разина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2591-2595.
16. Лапаева, В. В. Соотношение права и морали в правовой концепции Л. Фуллера / В. В. Лапаева // Правоведение. – 2015. – № 2 (307). – С. 241-256.
17. Сюкияйнен, Л. Р. Это может иметь самые разные формы: «Практически санкционирование мусульманского права государством выражалось в назначении судей и наложении на них обязанности рассматривать и решать дела на основании учения определенной правовой школы» / Л. Р. Сюкияйнен // Советское государство и право. – 1979. – № 8. – С. 67
18. Лахман, А. А. Право и мораль: теория и реальность / А. А. Лахман // Власть и управление на Востоке России. – 2011. – № 1 (54). – С. 165-172.
19. Гусейнов, А. А. Мораль и право: линия разграничения / А. А. Гусейнов // Lex Russica. – 2018. – № 8 (141). – C. 7-22.
20. Разина, Е. В. Мораль и право: проблема взаимодействия и взаимодополнения / Е. В. Разина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2591-2595.
21. Лапаева, В. В. Соотношение права и морали в правовой концепции Л. Фуллера / В. В. Лапаева // Правоведение. – 2013. – № 2 (307). – С. 241-256.
22. Пугачев, А. Н. Общая теория права: учеб.-метод. комплекс для студ. юрид. спец. и слушателей переподготовки спец. «Правоведение» / сост. и общ. ред. А. Н. Пугачева. – 2-е изд., с изм. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 424 с.
23. Лукашева, Е. А. Взаимодействие права и морали: общее и особенное / Е.А. Лукашева; отв. ред. Т. А. Сошникова // Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции. – Москва : Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2014. – С. 11-17.
24. Алейникова, В. А. Соотношение права и религии / В. А. Алейникова // Царскосельские чтения. – 2016. – № 3. – C. 8-10.
25. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства / В. В. Лазарев. – Москва : Юрист, 2015. – 436 с.
26. Карельский, В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Карельского, В. Д. Перевалова. – Москва : Издательство НОРМА, 2002. – 570 с.
27. Адушев, М. С. Правовая норма и корпоративная норма: проблемы соотношения / М. С. Адушев // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2019. – № 1. – C. 92-94.
28. Житов, С. А. Право и корпоративные нормы: автореф. дис. канд. юрид. наук / С. А. Житов. – Омск, 2010. – 21 с.