Институциональный инвестор как субъект хозяйственной деятельности и финансовая организация
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Институциональный инвестор как субъект хозяйственной деятельности и финансовая организация»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2021
45.00 BYN
Институциональный инвестор как субъект хозяйственной деятельности и финансовая организация
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ (КОЛЛЕКТИВНЫЕ) ИНВЕСТОРЫ КАК ОДНА ИЗ ГРУПП ИНВЕСТОРОВ
1.1 Общая характеристика инвесторов в Республике Беларусь
1.2 Институциональные (коллективные) инвесторы и их правовая характеристика
2 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ (КОЛЛЕКТИВНЫХ) ИНВЕСТОРОВ
2.1 Рынок ценных бумаг, виды, сущность и функции
2.2 Институциональные (коллективные) инвесторы как участники рынка ценных бумаг
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь проводится активная инвестиционная политика, направленная на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.
Так, по итогам работы за январь – декабрь 2020 г. в экономике республики использовано 28,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 93,2% к январю–декабрю 2019 г. (без учета микро- и малых организаций) [1].
Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г., «важнейшей целью инвестиционной политики Республики Беларусь является привлечение инвестиций в основной капитал и их приоритетное направление в инновации, производства с высокой долей добавленной стоимости, развитие человеческого потенциала и сферы, призванные обеспечить экологическую и социально-экономическую безопасность страны» [2, с.7].
Главной задачей развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на современном этапе является согласование интересов всех участников. Теоретически такое согласование может происходить спонтанно, с учетом экономической ситуации на белорусском инвестиционном рынке. Однако в реальности это требует определенных усилий и механизмов. Поэтому деятельность каждого участника инвестиционной деятельности, является важной для эффективного обеспечения инвестиционного процесса, в том числе деятельность коллективных инвесторов.
Потребность в коллективном инвестировании возникает потому, что традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними или нежелания эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Инфраструктура рынка многих долговых обязательств государства устроена так, что участникам этого рынка неудобно работать со средствами мелких инвесторов, а часть государственных ценных бумаг просто не предназначена для инвестирования со стороны населения. Поэтому необходимо возникновение на инвестиционном рынке нового участника коллективного инвестора, что поможет способствовать снижению рисков, поскольку доходы инвесторов во многом зависят от грамотного управления капиталом, а для управления объединенным капиталом можно нанять квалифицированных специалистов.
Успехи самих коллективных инвесторов в консолидации средств мелких собственников, профессиональном управления активами и диверсификации риска существенно зависят от зрелости финансового рынка, развитости его инфраструктуры.
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ (КОЛЛЕКТИВНЫЕ) ИНВЕСТОРЫ КАК ОДНА ИЗ ГРУПП ИНВЕСТОРОВ
1.1 Общая характеристика инвесторов в Республике Беларусь
Главной задачей развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на современном этапе является согласование интересов всех участников.
Участниками инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, другие лица. Ими могут быть хозяйствующие субъекты, банковские и небанковские финансово-кредитные институты, посреднические организации, инвестиционные биржи, граждане Республики Беларусь, иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации. [3, с.14].
Государство, являясь активным участником инвестиционного процесса, регулирует, направляет и стимулирует его. Это означает, что состояние инвестиционной сферы и экономики в целом в значительной мере зависит от проводимой в стране инвестиционной политики. Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объёмов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъёма экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы (вкладчики, покупатели, заказчики проектов, кредиторы и другие участники инвестиционной деятельности), пользователи объектов инвестирования (юридические, физические лица, государственные и муниципальные органы власти, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности) и иные лица [4, 76].
Главным субъектом инвестиционных отношений, независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.
Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование для достижения экономической или иной выгоды [5, с.218].
2 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ (КОЛЛЕКТИВНЫХ) ИНВЕСТОРОВ
2.1 Рынок ценных бумаг, виды, сущность и функции
В соответствии с законом о рынке рынок ценных бумаг (РЦБ) — система отношений между юридическими и (или) физическими лицами, а также иными субъектами гражданского права в ходе эмиссии (выпуска), обращения и погашения ценных бумаг, осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам [14].
Рынок ценных бумаг рассматривается как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. В свою очередь, рынок ценных бумаг — это часть финансового рынка, где осуществляются эмиссия и обращение специальных документов (ценных бумаг), имеющих собственную стоимость и способность самостоятельно обращаться на рынке. Его основная цель — сформировать механизм для привлечения в экономику инвестиций путем по строения взаимоотношений между испытывающими потребность в средствах и инвестирующими избыточный доход [15, с.8].
Финансовый рынок характеризуется как организационно оформленное экономическое пространство, где осуществляется купля-продажа финансовых средств, инструментов и услуг. Финансовый рынок - совокупность экономических отношений, обеспечивающих мобилизацию и перераспределение временно свободных денежных средств, финансовых ресурсов, обращение ценных бумаг между субъектами рынка [15, с.8].
Критерии классификации рынка ценных бумаг достаточно многообразны, их выбор зависит от сферы функционирования рынка, способа торговли на нем или от вида ценной бумаги. По сфере функционирования выделяют региональные, национальные и международные рынки [15, с.9].
Региональные рынки ценных бумаг характерны для стран, занимающих обширные территории или состоящих из относительно самостоятельных федеральных образований, имеющих региональную специфику развития. В таких странах образовывались региональные рынки, функционирующие с учетом местных особенностей. На национальных рынках участниками сделок, как правило, выступают резиденты данных стран. На них может проводиться торговля ценными бумагами, выраженными как в национальной, так и в иностранных валютах.
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ
Рассмотрим опыт деятельности институциональных инвесторов США, Китая и России.
Правовое регулирование деятельности институциональных инвесторов осуществляется в России преимущественно подзаконными актами Российской Федерации. Понятие «институциональный инвестор» используется в законодательстве, регулирующем отношения в сфере пенсионных накоплений, ипотечной системы, страхования вкладов. Правительство Российской Федерации указывает на открытый перечень организаций, осуществляющих деятельность в форме институциональных инвесторов.
Центральный банк Российской Федерации, напротив, ссылается на закрытый перечень институциональных инвесторов, относя к ним страховые компании, паевые инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды. Правительство РФ довольно часто упоминает институт институциональных инвесторов в своих программных документах и правовых актах, однако при этом на законодательном уровне не создается никаких правовых рамок и федеральных правоприменительных актов. В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» выделяется такая категория инвесторов, как квалифицированные инвесторы. В силу указанного Закона к квалифицированным инвесторам отнесены те инвесторы, которые отвечают критериям институционального инвестора (кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды и другие) [23].
Институциональные инвесторы всегда являются квалифицированными и профессиональными участниками финансового рынка. Помимо законодательного определения понятия «институциональный инвестор», данный термин используется арбитражными судами в делах, участниками которых являются страховые общества либо инвестиционные фонды Институциональные субъекты (инвесторы) выступают тем инструментом, посредством которого государство инициирует, направляет нужные процессы и вовлекает в них частный сектор, налаживая и вырабатывая различные механизмы государственно-частного партнерства [24, с.3].
В целом российские институты развития представляют собой организационные структуры, специально создаваемые государством с целью реализации и софинансирования важных для экономики страны проектов, развития приоритетных отраслей и инфраструктуры. Правовое регулирование по вопросу деятельности институциональных инвесторов достаточно развито, однако прогрессивное изменение финансового рынка требует дальнейшего планомерного совершенствования законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной задачей развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на современном этапе является согласование интересов всех участников.
Участниками инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, другие лица. Ими могут быть хозяйствующие субъекты, банковские и небанковские финансово-кредитные институты, посреднические организации, инвестиционные биржи, граждане Республики Беларусь, иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации.
Государство, являясь активным участником инвестиционного процесса, регулирует, направляет и стимулирует его. Это означает, что состояние инвестиционной сферы и экономики в целом в значительной мере зависит от проводимой в стране инвестиционной политики.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объёмов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъёма экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы. Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование для достижения экономической или иной выгоды
Так же, как есть индивидуальные инвесторы, на финансовом рынке также есть значительная группа под названием институциональные инвесторы. Институциональные инвесторы – это различные финансово-кредитные институты, которые инвестируют от имени своих клиентов. Традиционно к институциональным инвесторам относят инвестиционные и страховые компании, фонды банковского управления, банки, пенсионные фонды и другие организации, осуществляющие посредническую финансовую деятельность на рынке ценных бумаг.
Финансовый рынок — экономическая категория, связанная с различными процессами, происходящими в экономике. Это предопределяет неоднозначность мнений о его сущности и структуре и видах.
1. Результаты инвестиционной политики Министерство экономики // Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ru/pezultat-ru/.
2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Экономический бюллетень Научно-исследовательскою экономическою института Министерства экономики Республики Беларусь –№4, – 2015. –100 с.
3. Управление инвестициями: электронный учебно-методический комплекс / Н.И. Зайцева, Ю.Н. Жук; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2017. – 316 с.
4. Инвестиционное проектирование: практикум для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальности 1-74 01 01 Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного косплекса / А. А. Бевзелюк. – Минск : БГАТУ, 2015– 118 с.
5. Леонтьев, В. А. Инвестиции: учеб. пособие / В. А. Леонтьев, В. В. Бочаров. – М.: Инфра-М, 2015. – 416 с.
6. Об инвестициях: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
7. Байко, А.А. Необходимость и пути развития коллективных инвесторов в Республике Беларусь / А.А. Байко // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы IХ Междунар. науч.-практ. конф. студентов (Минск, 13–14 апр.2016 г.). – Минск: БГЭУ, 2016. – С.76-78.
8. Жарова, О.С. Фонды банковского управления как способ коллективного инвестирования / О.С. Жарова // Проблемы экономики и информационных технологий: 57-ая научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР, Минск, 19-21 апреля 2021 г.: сборник тезисов и статей докладов / Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. – Минск, 2021. – С. 258–259.
9. Бойко, Ю.В. фонды банковского управления как новый инструмент инвестирования в Республике Беларусь / Ю.В. Бойко, Е.Н. Грудницкая // Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси: материалы X международной молодежной научно–практической конференции, УО “Полесский государственный университет”, г. Пинск, 15 апреля 2016 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2016. – С.13-15.
10. Об утверждении Инструкции о регулировании отношений, возникающих при объединении денежных средств и (или) ценных бумаг в фонд банковского управления на основании договора доверительного управления фондом банковского управления: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. №178// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
11. Раков, А. Юридическое регулирование функционирования фондов банковского управления в Беларуси / А. Раков, А. Шевченко // Банковский вестник – 2015. – №3. – С. 11– 19.
12. Инвестиционные фонды – новая возможность для инвестирования Дроздова Евгения Николаевна/ Сайт ООО «Юрспектр». – Режим доступа: https://ilex.by/news/investitsionnye-fondy-novaya-vozmozhnost-dlya-investirovaniya – Дата доступа: 29.11.2021.
13. Об инвестиционных фондах: Закон Республики Беларусь №52-З от 17 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
14. О рынке ценных бумаг: Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
15. Писаренко, Г.В. Рынок ценных бумаг : учеб.-метод. пособие / Г. В. Писаренко. — Минск: БГЭУ, 2016. — 85 с.
16. Макаревич, В.Д. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь / В.Д. Макаревич // Актуальные проблемы науки XXI века: сб. науч. ст. молодых ученых. – Минск, 2013. – Вып. 2. – С. 26 - 28.
17. Макарова, М.Ю. Иностранные инвестиции: правовой режим по Инвестиционному кодексу/ М.Ю. Макарова // VI Международная научно-практическая конференция. – Минск: Изд-во МИУ, 2002. – 110 с.
18. О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 9 июля 1999 г. № 280 - З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2008. – № 372.
19. О раскрытии информации на рынке ценных бумаг: Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 13 июня 2016 г. №43 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
20. Об утверждении инструкции об условиях и порядке допуска ценных бумаг эмитентов-нерезидентов к размещению и обращению на территории Республики Беларусь и порядке квалификации эмиссионных ценных бумаг эмитентовнерезидентов в качестве ценных бумаг на территории Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 13 июня 2016 г. № 42 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
21. О некоторых вопросах регулирования деятельности на рынке ценных бумаг и в сфере инвестиционных фондов: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 25 мая 2018 г. № 38 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
22. Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 1 апреля 2021 г. № 25 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021
23. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон Российской Федерации от 22.04.1996 N 39-ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Москва, 2021
24. Сергеев, В.В. Законодательное обеспечение рынка ценных бумаг в условиях модернизации рыночной экономики (с заседания Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России) // Банковское право. – 2011. – № 4. – С. 3.
25. Чэнь, Сянюн Эмпирические исследования связи структуры акционерного права и результатов хозяйственной деятельности в публичных компаниях / Чэнь Сянюн, Чжэн Сюэчжан, Хуан Сюэлу. Шанши гунсы гуцюань цзегоу юй цзинин цзисяо гуаньси дэ шичжэн яньцзю // Чжэнцюань шичан. –2000. –№ 4. – С. 34-41.
26 Сюй, Сяонянь, Структура собственности и управление корпорациями в публичных компаниях Китая / Чэнь Сянюн Сюй, Сяонянь, Ван Янь. Чжунго шанши гунсы дэ соючжи цзегоу юй гунсы чжили // Цзинцзи яньцзю. –1998. – № 7. – С. 105-127.
27. Магдалинская, Ю.В. Правовые основы деятельности институциональных инвесторов в России, Китае и США / Ю.В. Магдалинская // Проблемы Дальнего Востока. – 2018. – №4. – С.79-84.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты