ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
1.1 Место предпринимательской деятельности в сфере культуры
1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере культуры в Республике Беларусь
1.3 Современная деятельность некоммерческих учреждений культуры
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций сферы культуры на примере Мирского замка
2.2 Пути развития предпринимательской деятельности организаций сферы культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В системе рыночной экономики вопрос их дальнейшего развития посредством предпринимательской деятельности является важным вопросом для культурных учреждений, поскольку они предлагают потребителю наиболее распространенные формы обслуживания. Успех предпринимательства во многом зависит от выбранной сферы деятельности, стратегии и тактики управления.
Процесс научного понимания теории и практики предпринимательства осуществляется экономистами на протяжении длительного периода времени.
Предпринимательство – это инициатива, основанная на новой коммерческой или технологической идее, деятельность, основанная на оценке риска, организованная на основе предпринимательства, ответственности и личных интересов от своего имени и закрепленная под его собственностью. Та или иная форма производства материальных или интеллектуальных товаров (товаров и услуг) возникает в сфере производства или обмена.
Предпринимательство в сфере культуры – это деятельность собственника или его уполномоченных лиц по организации разработки, производства и продажи услуг и продуктов для культурных и информационных целей с целью создания социального воздействия и увеличения доходов от различных видов деятельности.
По самой своей природе учреждения культуры должны больше работать на основе материально-технического и финансового обеспечения государственных и общественных структур.
Однако предполагаемый механизм финансирования, существующий для большинства культурных учреждений в современных условиях, признан неэффективным. Достичь инновационного экономического роста учреждений культуры в современных условиях сложно. Препятствиями на пути развития являются: искусственное ограничение творческой экономической инициативы и мобильности всех средств производства, неограниченный контроль над коммунальной собственностью под доминирующим контролем, вмешательство в управление учреждениями, которое не может в полной мере обеспечить необходимые условия для творчества и инициатива.
Используемый предполагаемый механизм финансирования не связывает деятельность учреждения с достижением конкретных результатов и вынуждает учреждения культуры иметь другой, негосударственный источник финансирования, из которого они могли бы получать их в случае необходимости. Таким источником финансирования в современных условиях становится предпринимательство.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
1.1 Место предпринимательской деятельности в сфере культуры
К предпринимательской деятельности относится деятельность государственной или региональной культурной организации:
– о продаже и аренде основных средств и имущества культурной организации для целей, не связанных с культурной деятельностью;
– торговля покупными товарами, оборудованием;
– для оказания посреднических услуг;
– об участии в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе в сфере культуры);
– о приобретении акций, облигаций, иных ценных бумаг и получении дохода (дивидендов, процентов);
– о проведении приносящих доход операций, работ и услуг, не предусмотренных Уставом.
Предпринимательство в сфере культуры – это не просто бизнес, а стиль управления, характеризующийся принципами новаторства, бюрократизма, постоянной инициативы и ориентации на инновации в процессах производства, маркетинга, продаж и потребления культурного продукта. В то время как бизнес – это воспроизводящая деятельность по организации, производству, распространению и продаже товаров и услуг без инноваций и без инициативы в развитии инновационных процессов.
Деятельность некоммерческих культурных организаций по продаже продуктов, работ и услуг, предусмотренных в уставе, классифицируется как предпринимательская только в том случае, если доход от этой деятельности не инвестируется напрямую в эту организацию с целью обеспечения такого развития и совершенствование основной уставной деятельности.
Платные формы культурной деятельности культурных и образовательных учреждений, театров, филармоний, этнических групп и исполнителей не считаются предпринимательскими, если доходы от них используются исключительно для их развития и совершенствования.
Наиболее привлекательными для деловой активности являются аудиовизуальный сектор культуры (телевидение, видео, Интернет, производство и прокат фильмов), производство материально-технических средств для этого, производство работ и оказание услуг (маркетинг, производство, консалтинг, так далее.). Дизайн, издательское дело, печатные СМИ, народные ремесла, реклама, цирки, театр, различные мероприятия, печатные СМИ, народные промыслы, реклама, цирки, театр, различные мероприятия (особенно шоу-бизнес) могут быть столь же привлекательными, как музеи, выставочные залы, галереи, и т.д.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций сферы культуры на примере Мирского замка
С экономической точки зрения, туристическая отрасль, вероятно, больше всего пострадала от пандемии. Карантин, введенный во многих странах мира, также существенно ограничил передвижение людей внутри своей страны. Из-за этого улицы Венеции, площадь Святого Петра в Ватикане, Бродвей Нью-Йорка, Эйфелева башня и другие оживленные места кажутся необычно пустынными.
Сегодня мир переживает глобальные изменения. В этих условиях Республике Беларусь важно не затеряться на международной арене, сохранить свою уникальность и неповторимость.
Наша страна известна не только как общепризнанная миротворческая площадка или как надежный партнер в области международных отношений. Она известна своими брендами, которые известны далеко за пределами страны. Эту славу нужно поддерживать и приумножать.
Современная Беларусь – это вкусные молочные продукты и кондитерские изделия, перспективные IT-разработки и сильное машиностроение, качественная косметика и трикотаж, уникальная природа и многое другое. В каждой сфере можно выделить бренд и не один! Нам по праву есть чем гордиться!
Вековой лес «Беловежской пущи», Национальный парк «Браславские озера», белорусский лен, трикотаж «Милавица», чулочно-носочные изделия «Конте Спа», трактор «Беларус», карьерный самосвал «БелАЗ», молочные бренды «Савушкин продукт» и «Бабушкина Крынка», рыбная продукция «Санта Бремор», промышленный гигант «Беларуськалий», фестиваль «Славянский базар», Несвижский и Мирский замки – белорусские бренды можно перечислять долго.
За каждым из них – неустанный труд белорусов, их инициатива и креативность, а также поддержка со стороны государства и лично Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Внимание со стороны руководства страны неслучайно. Беларуси надо во весь голос заявлять о себе на мировой арене.
За последние почти три десятилетия независимости Беларусь добилась многого в области сохранения и реставрации историко-культурного наследия. Весь этот процесс можно проследить на примере таких белорусских жемчужин, как Дворцово-парковый комплекс «Мирский замок» и Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сфера культуры – это сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Основная особенность культурного менеджмента состоит в том, что деньги в этой сфере появляются в основном не на основе торговли, а на основе сбора средств с учетом интересов различных сил и органов власти: государственных органов, отвечающих за бюджетные средства, спонсоров, некоммерческие организации и другие доноры.
Предпринимательство в культуре зависит от сектора (театр, киностудии, издатели, телевидение), статуса организации (коммерческая или некоммерческая) и, в конечном итоге, от развития рыночных отношений.
Культурное предпринимательство имеет огромный потенциал. Однако существует ряд негативных факторов, препятствующих развитию предпринимательства. Это отсутствие налоговых льгот, сложность налоговой системы, трудности с материально-техническим оснащением культурных предприятий и другие факторы.
Несмотря на это, некоммерческие организации в Республике Беларусь очень заинтересованы в ведении бизнеса, в том числе потому, что спонсорство и благотворительность в стране недостаточно развиты. Часто коммерческая организация просто не может достичь своих уставных целей без ведения бизнеса. а также не может улучшить материальное положение тех работников, которые достигают именно этих целей.
Для учреждений культуры ведение бизнеса - это не просто средство привлечения людей, а прежде всего дополнительный источник дохода. Дефицит бюджета, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансирования некоммерческих организаций и отсутствие четких приоритетов в развитии культуры и искусства делают их использование менее эффективным. В этих условиях доход от их предпринимательской деятельности может стать важным дополнением к структуре финансирования учреждений культуры и искусства.
Мирский замок является одной из важнейших туристических достопримечательностей Беларуси, выдающимся оборонным сооружением XVI столетия, занесенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эффективное стимулирование предпринимательской деятельности (а также оплачиваемых форм культурной деятельности) учреждениями культуры и искусства невозможно без:
– безусловное освобождение от налогообложения суммы дохода сверх расходов, в частности оказанных культурных (юридических) услуг;
– освобождение от подоходного налога с торговли, если он полностью используется для укрепления физической и технической базы некоммерческого учреждения культуры.
1. Байрнс, У. Дж. Менеджмент и культура [Текст] / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. И. Чубарова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 624 с.
2. Белорусские бренды на международной арене [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://giprosvjaz.by/ru/pv/news/belorusskie-brendy-na-2632.
3. Борзенко, Е.А. Генезис публичного управления в сферах культуры и искусства / Е.А. Борзенко // Административное право и процесс. – 2016. – №8. – С. 73-78.
4. Бреусова, Е.А. Приоритетные направления в управлении сферой культуры / Е.А. Бреусова, А.В. Загорулько // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T17. – С. 254-256.
5. Бреусова, Е.А. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований / Е.А. Бреусова, А.В. Загорулько // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – №T 2. – С. 576-580.
6. Виртуальные экскурсии — к услугам дистанционных посетителей, остальная работа продолжается в стандартном режиме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/zamki-ne-sdayutsya.html.
7. Вицелярова, К.Н. Теория и практика предпринимательской деятельности (предпринимательства. Информационное обеспечение предпринимательства в сфере культуры и искусства / К.Н. Вицелярова, Е.В. Горшенина // Экономические исследования. – 2020. – № 4. – С. 8.
8. Дизайнеры сделали эмблемы замков Беларуси для привлечения туристов. Как вам? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://realt.onliner.by/2017/06/27/emblemy.
9. Замахова, В.О. Управление сферой культуры: региональный аспект / В.О. Замахова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – №Т 39. – С. 3746-3750.
10. Ковалевская, Е.В. Особенности применения информационных технологий в предпринимательской деятельности в сфере культуры / Е.В. Ковалевская, М.В. Ковалевская // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2012. – № 3-4 (6). – С. 11-14.
11. Краснобаев, Р.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства / Р.В. Краснобаев // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2019. – № 9-3 (34). – С. 7-9.
12. Молчанов И.Н. Развитие финансовых отношений в сфере культуры / И.Н. Молчанов // Вестник ВГИК. – 2016. – № 2 (28). – С. 120–132.
13. Молчанов, И.Н. Финансово-экономическое регулирование культуры и искусства: современное состояние и актуальные проблемы / И.Н. Молчанов // Вестник ВГИК. – 2016. – № 1 (27). – С. 116–126.
14. Организационно-экономические аспекты управления социально-культурной сферой, коллективная монография. Монография. – Орёл: АПЛИТ, 2014. – 288 с.
15. Сафаралиев, Б.С. Сущностные признаки предпринимательской деятельности учреждений культуры: сравнительный анализ / Б.С. Сафаралиев, Х. Мамадамонов // Культура и искусство (Таджикистан). – 2019. – № 2. – С. 25-33.
16. Теньшова, О.Н. Особенности предпринимательской деятельности в учреждениях культуры / О.Н. Теньшова // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2017. – № 3 (46). – С. 259-266.
17. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры [Текст]: учебное пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – 5-е изд., испр. и доп. – Спб. : Планета музыки, 2015. – 544 с.
18. Шекова, Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: Учебное пособие / Е.Л. Шекова. – СПБ.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 416 с.
19. Федотова, Н.Г. Менеджмент в сфере культуры [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Федотова. – Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2015. – 282 с.
20. Федько, Д.П. Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства / Д.П. Федько // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2018. – Т. 9. – № 4. – С. 7.