Гибкость футболистов, методика развития
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гибкость футболистов, методика развития»
по дисциплине: «Теория и методика спортивной подготовки в избранном виде спорта (футбол)»
2021
45.00 BYN
Гибкость футболистов, методика развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика спортивной подготовки в избранном виде спорта (футбол)
Организация: ФК Минск (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика развития гибкости футболистов.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития гибкости у футболистов
1.1. Характеристика футбола как вида спорта
1.2. Понятие гибкость и ее характеристика
1.3. Средства и методы развития гибкости
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
Глава 3. Анализ методики развития гибкости у футболистов
3.1. Методика развития гибкости у футболистов
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность темы курсовой работы
Сегодня, в момент динамичного развития футбола, научные исследования направлены на выявление, обоснование и внедрение в практику методик и приемов по развитию и совершенствованию основных физических качеств – быстроты, ловкости выносливости, силы, а также на повышение функциональных возможностей футболистов и формирование различных двигательных умений и навыков. Тренеры на протяжении всего периода подготовки продолжают поиски новых путей совершенствования моторики, технико-тактического мастерства и улучшения эффективности игры.
Сегодня, в момент динамичного развития футбола, научные исследования направлены на выявление, обоснование и внедрение в практику методик и приемов по развитию и совершенствованию основных физических качеств – быстроты, ловкости выносливости, силы, а также на повышение функциональных возможностей футболистов и формирование различных двигательных умений и навыков. Тренеры на протяжении всего периода подготовки продолжают поиски новых путей совершенствования моторики, технико-тактического мастерства и улучшения эффективности игры.
Для решения и повышения уровня физической подготовленности футболистов в течение всего тренировочного периода необходимо уделять внимание всем сторонам подготовки, в частности физическим качествам (физическая подготовка) – быстроте, силе, выносливости, ловкости и гибкости.
Несмотря на то, что влияние гибкости, как физического качества на результативность спортсмена не столь высоко по сравнению со скоростными способностями, гибкость остается немаловажным физическим качеством, которое необходимо для гармоничного развития всех сторон подготовки футболиста.
Как известно, гибкость влияет на проявление координационных способностей, быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости. Она также обеспечивает быстроту и свободу в движениях, а при выполнении физических упражнений помогает эффективно прилагать усилия. Помимо этого, высокий уровень развития гибкости позволяет избежать падения при потере равновесия и снижает уровень травматизма.
В связи с этим актуальной является разработка и внедрение в тренировочный процесс футболистов методики, позволяющей развить гибкость и поддерживать ее на должном уровне для эффективного ведения соревновательной борьбы.
2. Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в повышении уровня гибкости футболистов за счет включения в процесс подготовки методики по развитию гибкости.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть понятие гибкость, средства и методы ее развития.
• Оценить уровень развития гибкости футболистов (детей и взрослых).
• Разработать методику развития гибкости и внедрить ее в тренировочный процесс футболистов
• Проверить эффективность применения методики в учебно-тренировочном процессе футболистов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ
1.1. Характеристика футбола как вида спорта
Футбол – доступный вид спорта, один из популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Эта игра имеет важное значение в системе общего физического развития.
Воспитанию волевых черт характера (смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества) содействует сам процесс подготовки к игровой деятельности, так как необходимо не просто овладеть сложной техникой и тактикой, развить физические качества, но и помимо этого необходимо преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д.
Многие виды спортивных игр, футбол в том числе, определяются четырьмя позициями:
1 – это техника;
2 – это тактика;
3 – это морально-волевая подготовка;
4 – это функциональное состояние и состояние здоровья.
Данные позиции во многом определяют эффективность игровой деятельности, поэтому к каждому подразделу относится та или иная сторона подготовки спортсменов.
Игровая и тренировочная деятельность характеризуется комплексным воздействием на организм футболиста, она действует разносторонне, развивая не только основные физические качества, но и повышая функциональные возможности организма спортсмена, формирует различные двигательные умения и навыки [5].
От умения тренера правильно подбирать упражнения по физической, тактической, психической и игровой подготовке зависит успех тренировочного занятия по футболу, помимо этого важное умение тренера заключается в умении использовать средства и методы в зависимости от контингента занимающихся и условий, в которых проводятся тренировка.
При проведении тренировочного занятия по футболу как в детско-юношеской школе, так и в команде любого дивизиона, необходимо исходить из поставленных задач на данную тренировку или этап подготовки. Разная подготовленность игроков – проблема, с которой сталкивается тренер при подготовке команды. Поэтому необходимо применять индивидуальный подход к каждому игроку. Но при подготовке индивидуальных программ необходимо учитывать, что игроки разделяются в ней не по функциям, а по степени их подготовленности.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Исследование было организовано в ФК «Минск» г. Минска и проводилось в период с октября 2020 по октябрь 2021 в четыре этапе. В исследовании приняли участие воспитанники данной школы, дети в возрасте 11-12 лет и взрослые футболисты в возрасте 18-19 лет.
На первом этапе исследования была изучена и проанализирована научно-методическая литература по теме курсовой «Гибкость футболистов, методика развития». В ходе этого исследования было собрано и проанализировано 20 литературных источников, касающихся вопросов развития гибкости у футболистов. Также была определена цель работы, задачи, предмет и объект исследования, выдвинута рабочая гипотеза.
На втором этапе работы совместно с тренером футбольной команды нами была составлена методика проведения эксперимента. Также в ходе этого этапа нами были подобраны испытуемые, определено место и сроки проведения педагогического эксперимента.
На третьем этапе исследования в период с 1 октября 2020 по 1 октября 2021 нами был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие 10 футболистов в возрасте 11-12 лет (группа А) и 10 футболистов в возрасте 18-19 лет (группа Б), тренирующихся на базе ФК «Минск». Обе группы совместно тренировались в подготовительной и основной частях тренировочных процессов, но в соответствии с тренировочной программой, соответствующей возрасту и уровню подготовки. В заключительной части – заминка, каждая из групп тренировалась в соответствии с разработанной нами методикой. В ходе проведения педагогического эксперимента в учебно-тренировочный процесс обеих групп была внедрена усовершенствованная методика развития гибкости на основе активного и пассивного стретчинга.
Заключительный этап основан на подведении итогов педагогического эксперимента, определения эффективности внедрения в учебно-тренировочный процесс разработанной нами методики развития гибкости. Была установлена достоверность результатов.
2.2. Методы исследования
В работе были использованы следующие методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы.
2) Педагогическое тестирование.
3) Педагогический эксперимент.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ
3.1. Методика развития гибкости у футболистов
Должный уровень развития гибкости позволяет футболисту выполнять любые двигательные действия с требуемой и, если необходимо, с максимальной амплитудой. Высокая эффективность выполнения футболистом данных элементов напрямую зависит от уровня гибкости его тела и подвижности его суставов. Кроме того, хорошая гибкость свидетельствует о том, что мышцы спортсмена достаточно эластичны, чтобы максимально избежать травматизма.
Предложенная методика в приложении применялась на заключительном этапе тренировочного занятия в течение 10 минут, 3 раза в неделю. Упражнения были направлены на улучшение гибкости позвоночного столба, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, а также на растягивание основных мышечных групп нижних конечностей и спины. Упражнения статической растяжки в заключительной части выполнялись медленно и плавно, что позволило расслабить мышцы и восстановиться после высоких интенсивных нагрузок, а также способствовало улучшению растяжки.
Методика развития гибкости состоит из комплекса упражнений, в который входят упражнения на растягивание мышц спины и нижних конечностей. В комплекс входят 12 упражнений на растягивание и 2 упражнения на расслабление. Количество повторений составило 1 раз. Отдых между упражнениями – 5 секунд. Продолжительность держания одной позы 30 секунд (приложение А).
Все упражнения на растягивание удерживаются в зафиксированной позе и выполняются плавно и медленно, обращая внимание на дыхание.
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
Эксперимент был организован в городе Минск, в спортивной группе футболистов в период с октября с 2020 по октябрь 2021 года. В педагогическом эксперименте приняли участие 10 футболистов в возрасте 11-12 лет (группа А) и 10 футболистов в возрасте 18-19 лет (группа Б). Первое тестирование было проведено в октябре 2020 года, повторное контрольное тестирование – в сентябре 2021 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гибкость влияет на проявление других физических качеств: координационных способностей, быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости. Помимо этого, достаточный уровень развития гибкости обеспечивает быстроту и свободу в движениях, помогает эффективно прилагать усилия при выполнении физических упражнений, позволяя избежать падения при потере равновесия и снижает уровень травматизма. Гибкость также влияет и на эффективность выполнения некоторых технических приемов, которые нередко выполняются с максимальной амплитудой. В качестве средств развития гибкости используют упражнения на растягивание мышц и связок. Они делятся на активные, в которые входят динамические и статические упражнения, и пассивные.
1. Проведен анализ научно-методической литературы, на основании которой была составлена методика.
2. Дана оценка уровня развития гибкости футболистов. Контрольные тестирования в группах перед проведением педагогического эксперимента показало, что группы имеют одинаковый уровень развития гибкости по трем тестам: наклон вперед 18,3±0,37 и 18,4±0,51; сед между пяток – все футболисты свободно садятся на пол; поперечный шпагат 39,8±0,89 и 37,8±0,98.
3. Разработана методика развития гибкости на основе стретчинга, применение которой позволило повысить уровень развития гибкости у футболистов. Разработанная методика применялась в конце тренировочного занятия, 3 раза в неделю.
1. Арестов, Ю.М. Подготовка футболистов высших разрядов / Ю. М. Арестов, М. А. Годик. - М., 2007. - 127 с.
2. Бойченко, Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов / Б. Ф, Бойченко. - Краснодар, 2009. - 122 с.
3. Вихров, К.Л. Физическая подготовка юных футболистов / К. Л. Вихров. - Киев, 2000. - 44 с.
4. Гагаева Т.М. Психология футбола / Т. М. Гагаева. - М.: ФиС, 2009. - 215 с.
5. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола: Техника игры: Т. 1./ С. В. Голомазов. - М.: СпортАкадемПресс, 2005. - 472 с.
6. Годик, М.А. Контроль в процессе спортивной тренировки / М. А. Годик. - М.: ФиС, 2005. - 150 с.
7. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 274с.
8. Дьячков, В.И. Физическая подготовка спортсмена / В. И. Дьячков. - М.: ФиС, 1967. - 120 с.
9. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лепсос, 2011. - 368 с.
10. Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 212с.
11. Мазниченко В.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л. Матвеева и А. Новикова. - 2-е испр. и допол. изд. в 2 томах. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник/Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадем-Пресс, 2008. - 544 с.
13. Михайлов В.В., Минченко В.Г. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 2008. № 3. С. 23-26.
14. Новокщенов, И.Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации / И. Н. Новокщенов. - Волгоград: ВГАФК, 2003. - 137 с.
15. Петровский, В.В. Педагогический и организационно-педагогический контроль в спортивной тренировке / В. В. Петровский. - М., 1995. - 215 с.
16. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов - Киев, - М., 2005. - 320 с.
17. Савин, С.А. Футболист в игре и тренировке / С. А. Савин. - М.: ФиС, 1975. - 115 с.
18. Сергеев Г. В. Футбол (техника, обучение, тренировка) / Г. В, Сергеев, М. М. Чубаров. - М.: Просвщение, 2007. - 310 с.
19. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов / А. И, Шамардин. - Волгоград, 2000. - 123 с.
20. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика развития гибкости футболистов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты