1. Теоретические аспекты взаимосвязи режима дня и эмоционального благополучия детей раннего возраста
1.1 Эмоциональное благополучие детей раннего возраста
Столкнувшись с задачей всестороннего психологического обследования ребенка раннего возраста, современный психолог может решать следующие задачи: определить уровень развития психических процессов, выявить сформированность предпосылок развития личности, уровень развития общения со взрослыми и сверстниками, уровень развития деятельности (предметной деятельности, предпосылок игровой и продуктивных видов деятельности), также возможно установление конкретных проблем в поведении ребенка. Грамотное решение всех этих задач, безусловно, даст много информации о характере психического развития конкретного ребенка раннего возраста. Однако, на наш взгляд, эта информация будет неполной без характеристики еще одного важного аспекта развития ребенка – его эмоционального благополучия.
Знание о том, что такое эмоциональное благополучие и от чего зависит его обеспечение, а также умение его определять позволят не только получить более полную картину психического развития ребенка, но дадут возможность определить конкретные направления психологической помощи ребенку в случае необходимости.
Термин «эмоциональное благополучие» все чаще встречается в современной литературе применительно к детям разных возрастов, однако его определение дают лишь некоторые авторы [20, 22]. Анализ и обобщение работ данных авторов позволили нам сформулировать следующее определение эмоционального благополучия.
В психолого-педагогической литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием «эмоциональное благополучие». Так, в психологическом словаре мы находим понятие «эмоциональное состояние» – особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта – дискомфорта (мне хорошо, мне плохо) как интегральные ощущения благополучия – неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.
Как показатель оптимальности общего развития ребенка и психического здоровья расценивается эмоциональное благополучие в работах Г.Г. Филипповой, которая раскрывает его структуру. Эмоциональное благополучие ребенка, согласно этому автору, представлено следующими компонентами:
- эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;
переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического
1.2 Нарушения эмоционального благополучия ребенка раннего возраста
Под нарушениями эмоционального благополучия понимается доминирование различного рода отрицательных эмоциональных переживаний ребенка (тревога, страх, гнев), которые в раннем возрасте проявляются в следующих сферах: в питании, в сфере сна, эмоциональной сфере, в отношениях со взрослыми и сверстниками (у детей 3-го года жизни) и в сфере развития самостоятельности. Крайними вариантами нарушений эмоционального благополучия являются устойчивые отрицательные состояния ребенка, которые в раннем возрасте обычно представлены поведенческими и эмоциональными нарушениями, расстройствами невротического характера, нарушениями привязанности, сна, питания. Подобные нарушения зачастую могут сами приводить к соматическим заболеваниям (в этих случаях обычно говорят о психосоматических расстройствах) [4, 10, 11].
1.3 Режим дня детей раннего возраста и его влияние на эмоциональное благополучие ребенка
Основа нормального развития и правильного воспитания маленького ребенка – режим. Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.
Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша.
В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления, определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у малыша возражений. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Но формирование ритмичного чередования сна и бодрствования детей во многом зависит от условий их воспитания [16].
1. Авдеева, Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни / Н.Н. Авдеева // Вопросы психологии. – 1996. – №4. – С. 5-13.
2. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
3. Венар, Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг; под науч. ред. А. Алексеева. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 384 с.
4. Гарбузов, В.И. Нервные и трудные дети / В.И. Гарбузов. – М.: АСТ; СПб.: Астель-СПб, 2006. – 351 с.
5. Готтлиб, С.Е. Проблемы детского сна / С.Е. Готтлиб; пер. У.В. Сащиной. – М.: РОСМЭН, 1998. – 157 с.
6. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии / У. Диксон. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 448 с.
7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 2004. – 448 с.
8. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателя детского сада / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
9. Ильина, И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 [Электронный ресурс] / И.Ю. Ильина; Исслед. центр семьи и детства Рос. акад. образ. – М., 1996. – Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertation/id/22754.php. – Дата доступа: 16.02.2016.
10. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
11. Крейслер, О. Психосоматика в психопатологии младенчества / О. Крейслер // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т.; под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – 2-е изд. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2006. – Т. 2. – С. 142-178.
12. Лебединский, В.В. Аффективное развитие ребенка в норме и патологии / В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т.; под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – 2-е изд. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2006. – Т. 1. – С. 582-681.
13. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В, Гречаный. – СПб.: Питер, 2001 – 256 с.
14. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. – М.: Смысл, СПб.: Речь, 2003. – 407 с.
15. Неврология детского возраста: воспалительные и наследственные заболевания, соматоневрологические синдромы, неврозы и неврозоподобные состояния: учеб. пособие для ин-тов и фак. усоверш. врачей / Г.Г. Шанько [и др.] ; под общ. ред. Г.Г. Шанько, Е.С. Бондаренко. – Минск: Выш. шк., 1990. – 560 с.
16. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
17. Рузская, А.Г. Влияние эмоционального контакта со взрослым на появление первых слов у детей конца первого – начала второго года жизни / А.Г. Рузская // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: сб. науч. тр.; ред.-сост. М.И. Лисина. – М.: НИИ ОП АПН СССР, 1974. – С. 95-113.
18. Сердюковская, Г.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник/ Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989. – 320 с.
19. Скобло, Г.В. О международной диагностической классификации нарушений психического здоровья в первые годы жизни (первое сообщение) / Г.В. Скобло, М.А. Белянчикова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2002(2). – № 2. – С. 96-99.
20. Скрипичникова, И.В. Влияние организационной культуры школы на эмоциональное благополучие ученика: дис.…канд. психол. наук: 19.00.07 / И.В. Скрипичникова. – Самара, 2004. – 181 с.
21. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С. Спиваковская. – М.: МГУ, 1988. – 200 с.
22. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 239 с.