Особенности педагогического взаимодействия с родителями младших школьников в контексте микрогрупп
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности педагогического взаимодействия с родителями младших школьников в контексте микрогрупп»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности педагогического взаимодействия с родителями младших школьников в контексте микрогрупп
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ МИКРОГРУПП
1.1 Понятия взаимодействия семьи и школы в условиях современного образовательного процесса
1.2 Возрастные особенности младшего школьника как субъекта учебной деятельности
1.3 Особенности взаимодействия учителя и семьи младшего школьника
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ МИКРОГРУПП
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Учитель должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов.
Сегодня взаимодействие семьи и школы – это принцип, который становится обязательным требованием для осуществления образования – это основное требование к организации целостного педагогического процесса, обеспечивающий успешное обучение и воспитание детей.
Тем не менее, несмотря на важность форм взаимодействия, наличие условий для контакта и обозначенность в нормативных документах, практика показывает, что учителя испытывают значительные проблемы во взаимодействии с родителями.
Вопросом взаимодействия педагога и родителя как основой развития гармоничной личности занимаются В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, И.А. Мусина; В.М. Астапов.
Цель исследования: изучить особенности педагогического взаимодействия с родителями младших школьников в контексте микрогрупп.
Объект исследования: взаимодействие семьи и школы.
Предмет исследования: особенности педагогического взаимодействия с родителями младших школьников в контексте микрогрупп.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ МИКРОГРУПП
1.1 Понятия взаимодействия семьи и школы в условиях современного образовательного процесса
Проблема взаимодействия семьи и школы – это проблема современного образования и общества в целом. Необходимость и важность взаимодействия между семьей и школой никогда не ставились под сомнение. До того, как ребенок поступит в школу, его воспитателями в первую очередь являются родители. Эффективность школьной деятельности по подготовке и обучению учащихся во многом зависит от того, насколько плодотворным является сотрудничество между учителями и родителями [1, c. 64].
В настоящее время для эффективного применения взаимодействия между семьей и школой целесообразно обратиться к опыту прошлого, так как на протяжении нескольких столетий эта проблема привлекала внимание многих философов, преподавателей и психологов (Т. Кампанелла, Ж.–Ж. Руссо, И. Песталоцци, Г. Сковорода, К.Д. Ушинский, П. Каптерев и др.) [17].
Так, в середине 19 века русские ученые К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др. подчеркивали в своих работах необходимость гармонизации воспитательного воздействия на ребенка в семье и школе, основной целью которой является раскрытие внутреннего потенциала ребенка [16; 24].
По мнению К.Д. Ушинского, школьное образование должно быть логическим продолжением домашнего. Именно семья должна заложить основы нравственного самосознания ребенка, а школа должна создать оптимальные условия для реализации внутреннего потенциала ребенка, заложенного природой и семьей. К. Д. Ушинский указал на единство целей и точек соприкосновения во взглядах семьи и школы [24].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ МИКРОГРУПП
2.1 Организация и методы исследования
С целью изучения особенностей педагогического взаимодействия с родителями младших школьников в контексте микрогрупп нами было проведено диагностическое исследование.
Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа:
- 1 этап – подбор диагностического инструментария для выявления особенностей педагогического взаимодействия с родителями младших школьников в контексте микрогрупп.
- 2 этап – осуществление диагностики с использованием подобранных методик.
- 3 этап – анализ, интерпретация и сравнение полученных результатов.
Выборка исследования: 20 родителей детей младшего школьного возраста (10 матерей и 10 отцов).
На основе анализа научно-методической литературы нами были отобраны следующие методики:
1. Для исследования детско-родительских отношений нами был использован тест - опросник ОРО (опросник родительского отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин
2. Для изучения характера отношений между педагогами и родителями анкета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие семьи и школы – это совместная и целенаправленная деятельность родителей и педагогов, направленная на создание благоприятных условий для развития и личностного роста детей, воспитания широкой и гармонично развитой личности.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Формирование и развитие личности младшего школьника происходит под влиянием множества факторов. Однако наибольшее влияние оказывает учебная деятельность, как ведущая в этом возрасте.
На этапе начального образования личностное формирование школьника происходит тогда, когда взаимодействуют два субъекта воспитания: основной субъект – семья, а вторичный – школа. Основным условием их сотрудничества является знание задач и направлений воспитательной работы субъектов в образовательном процессе, чтобы они могли эффективно завершить и скорректировать свою деятельность. Ключом к успешному сотрудничеству между учителями, учащимися младших классов средней школы и их родителями будет создание площадки совместной деятельности, равенство и взаимоуважение.
С целью изучения особенностей педагогического взаимодействия с родителями младших школьников в контексте микрогрупп нами было проведено диагностическое исследование. На основе анализа научно-методической литературы нами были отобраны следующие методики: для исследования детско-родительских отношений нами был использован тест - опросник ОРО (опросник родительского отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин; для изучения характера отношений между педагогами и родителями анкета.
При обработке «Теста-опросника родительского отношения (ОРО)» мы получили следующие результаты: большинству мамам и папам нравится ребенок таким, какой он есть. Она уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
1. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / В.А. Адольф. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2003. – 310 с.
2. Алиева, Б. Ш., Рабаданов М.Х. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы / Б.Ш. Алиева, М.Х. Рабаданов // Вестник дагестанского научного центра РАО. – 2014. – №2. – С. 16–19.
3. Блонский, П. П. Избранные педагогические сочинения / П.П. Блонский. –– М.: Изд.–во Академии пед. наук РСФСР, 2011. – 695 с.
4. Бодалев, A. A. В. О службе семьи / А. А. Бодалев, Н. Н. Обозов, В. В. Столин // Психологический журнал. – 2001. – №4. – С. 91–99.
5. Болдырев, Н. И. Педагогика: учеб. пособие / Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов. – М: Просвещение, 2018. – 528 с.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, – 2016. – 365 с.
7. Давыдов, В. В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. Н. Маркова. – М.: Просвещение, 2008. – 180 с.
8. Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А. И. Захаров // Вопросы психологии. – 2012. – №1. – С. 59 – 68.
9. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 507 с.
10. Капралова, Р. М. Работа классного руководителя с родителями учащихся / Р. М. Капралова. – М.: Просвещение, 2015. – 210 с.
11. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. – М.: Педагогика, 2012. – 237 с.
12. Коссая, С. М. Взаимосвязь школы и семьи в воспитании и обучении младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. М. Коссая. – Л., 2012. – 24 с.
13. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в 6–ти томах, т.1 / Н.К. Крупская. – М.: Педагогика, 2018. – 435 с.
14. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И. Ю. Кулагина. – М.: Педагогика, 2009. – 98 с.
15. Куренкова, О. В. Младшие школьники: способности и одаренность / О.В. Куренкова// Ступень в педагогическую науку материалы V Международного форума работников образования. Центр научной мысли. – 2014. – С. 64–67.
16. Лесгафг, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 2011. – 362 с.
17. Макаренко, A. C. Педагогические сочинения в 8–ми т., т. 4 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2014. – 543 с.
18. Носонова, Е. Б. Эмоциональное отношение между родителями и детьми младшего школьного возраста / Е. Б. Носонова. – Киев: Радяньска школа, 2009. – 67 с.
19. Овчарова, А. П. Понятие «психолого–педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория / А. П. Овчарова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – №7. – С. 12–19
20. Перегудова, О. А. Взаимодействие школы и семьи в приобщении младших школьников к здоровому образу жизни: дисс. канд. пед. наук: 19.00.07 / О. А. Перегудова. – М., 2005. – 134 с.
21. Ражина, И. Н. Педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно–нравственном воспитании младших школьников / И. Н. Ражина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №9. С. 66–69.
22. Сабитова, Г. В. Принципы социально–педагогической поддержки семьи с детьми / Г. В. Сабитова // Семья в России. – 2007. – №3. – С. 1–18.
23. Седов, В. А. Развитие взаимодействия родителей и детей в жизнедеятельности общеобразовательной школы: дис… канд. пед. наук: 19.00.02 / В.А. Седов. – Курск, 2002. – 210 с.
24. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений т. 10 / К. Д. Ушинский. – М.: Изд–во Академии пед. наук, 2014. – 597 с.
25. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения / под ред. Н.П. Кузина и др. – М.: Педагогика, 2015. – 567 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты