ВВЕДЕНИЕ
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных, образовательных и воспитательных) важно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать двигательную деятельность детей на прогулке. Это в равной степени относится к воспитанию навыков и умений детей старшей группы детского сада, что повышает актуальность выбранной для исследования темы.
Работа базировалась на трудах: В.Г. Фролова, В.М. Изгашевой , Т.П. Сафоновой, Е.А. Лебедевой, Л.П. Тарасовой, Т.В. Антоновой, А.Г. Хрипковой.
Объектом исследования стала методика проведения подвижных игр в детском саду.
Предметом исследования – особенности проведения подвижных игр в детском саду во время прогулки.
Цель курсовой работы – изучить особенности проведения подвижных игр в детском саду во время прогулки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть значение подвижных игр в воспитании детей.
2. Рассмотреть особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе детского сада.
3. Провести анализ содержания и этапов организации занятий в старшей возрастной группе детского сада на прогулке.
В ходе написания работы были использованы следующие методы: теоретический анализ; наблюдение, сравнение, классификация.
Экспериментальная база: ГУО «».
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятия играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями.
Используя подвижные игры, педагог способствует всестороннему развитию ребёнка. Подвижные игры расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление технических и тактических приёмов и навыков того или иного вида спорта. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения и быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре. В подвижных играх очень важно воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его трудно исправить. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в загородных лагерях, на базах отдыха, в походах и на экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, следопыту.
Подвижные игры с небольшими предметами (малыми мячами, мешочками, палочками, флажками) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель.
Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития.
Необходимо впервые же дни работы проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития. И в том случае, если воспитатель работает с группой детей не первый год, он снова проверит данные каждого ребенка, отметит успехи одних, недостатки других, чтобы далее вести целенаправленную работу с учетом этих данных. Кроме того, в каждой возрастной группе всегда есть новенькие дети, требующие особого внимания. Так, например, в младших группах дети, пришедшие из семьи, как правило, отстают в развитии движений от детей, перешедших из яслей. Поэтому в группе детей 3 лет целесообразно иногда в начале года давать игры, рекомендованные для предшествующей группы.
Воспитатель должен намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов [8, с. 105].
ГЛАВА 3 Изучение особенностей организации и методики проведения подвижных игр на прогулке в детском саду
3.1 Методика проведения физкультурных занятий, игр и физических упражнений на прогулке в старшей возрастной группе детского сада
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности. В зависимости от решаемых задач, возрастных особенностей детей и других условий определяются формы деятельности детей. Так, в теплый период года предпочтение отдается обучению детей элементам игры в бадминтон, настольный теннис, городки, а также катанию на велосипеде и самокате. Зимой дети катаются на санках, лыжах, осваивают скольжение по ледяным дорожкам, с горки, играют в хоккей и т.д.
Изучение особенностей организации и методики проведения подвижных игр на прогулке проводилось на базе ГУО «» в старшей группе.
Отметим, что для повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо, чтобы различные формы их организации включались в план работы воспитателя ежедневно.
В течение недели физкультурные занятия, игры и физические упражнения в изучаемом учреждении чередуются следующим образом:
- понедельник – физкультурное занятие (в зале или на воздухе);
- вторник – спортивные игры и упражнения на утренней прогулке (а в остальные дни недели на вечерней прогулке);
- среда – физкультурное занятие на прогулке;
- четверг – подвижные игры и упражнения на прогулке;
- пятница – физкультурное занятие (в зале или на воздухе).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
Занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между этими явлениями, что, влияет на развитие мышления и речи. Привлечение детей к подготовке необходимых для занятий пособий, а также к последующей их уборке, приведение в порядок костюмов и обуви, лыж, коньков, велосипедов и т.д. приучает к трудолюбию, аккуратности.
Организация различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Создаются наиболее благоприятные условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи.
Методика проведения, подбор и чередование упражнений и игр направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности.
В зависимости от решаемых задач, возрастных особенностей детей и других условий определяются формы деятельности детей. Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодный период года в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний среди воспитанников дошкольных учреждений.
Таким образом, прогулка на свежем воздухе в сочетании с подвижными играми и занятиями физическими упражнениями создает прекрасные условия для оздоровления детей, повышения их двигательной активности и эмоционального настроя.
1. Былеева, Л.В., Коротков, И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 224 с.
2. Васильева, А.И., Белоус, А.Н., Братская, Т.Б. и др. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. – Минск.: НМЦентр, 2000. – 472 с.
3. Волчок, И.П. Подвижные игры младших школьников. – Минск, Народная Асвета, 1998. – 239 с.
4. Геллер, Е.М. Знакомьтесь: Спортландия. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 97 с.
5. Ермакова, Т.Н., Шебеко, В.М. Белорусские игры в детском саду. – Минск: Народная Асвета, 1985. – 64 с.
6. Изгаршева, В.М. (ред.) Игрушки и пособия для детского сада (Оборудование пед.процесса). Из опыта работы. Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с.
7. Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1978. – С. 144-146.
8. Кенеман, А.В. под редакцией Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 239 с.
9. Конторович, М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. К руководству для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1954. – 226 с.
10. Коротков, И.М. Подвижные игры во дворе. – М.: Наука, 1987. – 45 с.
11. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М: Издательский центр Академия, 2000. – 124 с.
12. Лешер, А. Маленькие игры для многих. – Минск, Народная Асвета, 1983 – 63 с.
13. Мир детства: дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1987. – 256 с.
14. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
15. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
16. Фатеева, Л.П. 300 Подвижных игр для среднего дошкольного возраста. – М: Наука, 1998. – 54 с.
17. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М: Наука, 1984. – 63 с.
18. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя / В.Г. Фролов. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
19. Шебеко, В.Н. Физкульт-ура!: Программа физического воспитания детей в детском саду: В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин, Л.В. Карманова; под ред. В.Н. Шебеко. – Минск: изд. В.М.Скакун 1997. – 64 с.
20. Шишкина, В.А. Азбука движений малыша: Пособие для воспитателя.-2-е изд. – Минск: Народная Асвета, 1987. – С. 3-4.
21. Шишкина, В.Л. Движение + движение: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1999. – С. 3-4, 6-8, 15-16.