ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-психологический анализ многодетной семьи
1.2 Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьёй в условиях учреждения дошкольного образования
1.3 Формы и методы социально-педагогической работы с многодетными семьями
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема социально-психологического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
В современных условиях семья, имеющая трех и более детей, относится к многодетным семьям.
На развитие ребенка всегда большое влияние оказывает та среда, в которой он находится. А для большинства детей этой средой является учреждение дошкольного образования. Жизнь ребенка в учреждении дошкольного образования подчинена системе правил и требований. Правилам организации и жизнедеятельности в коллективе сверстников.
Как известно для большинства семей учреждение дошкольного образования является первым социальным институтом, и как следствие, социально-педагогической деятельности в этой организации должно уделяться большое внимание. Социально-педагогическая деятельность в учреждении дошкольного образования должна выступать как средство реализации потенциальных возможностей социума, используемое в интересах разрешения возникающих у личности проблем текущего и хронического свойства. Поэтому исследование данной темы будет актуальным в современном обществе.
Цель исследования – изучить методы и формы социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста из многодетных семей.
Предмет исследования – социально-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-психологический анализ многодетной семьи
Семья является «социальным институтом, то есть стабильной формой человеческих отношений, в которой происходит основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, роды и первичная социализация детей, неотъемлемая часть домашнего ухода, образования и медицинских услуг особенно для детей и пожилых людей» [2, с. 84].
Многодетная семья – это семья с тремя и более детьми. Проблемы такой семьи разнообразны, однако можно выделить основные из них:
– материальное обеспечение детей,
– нестабильность статуса в общественном сознании,
– социальная и ролевая нестабильность в семье,
– наличие отношения потребителей.
Анализируя существующую классификацию многодетных семей, отметим, что выделяют три типа многодетных семей:
– сознательная – это обычно семья с сильными родственными, семейными, религиозными или национальными традициями, с четкой внутренней структурой, значительной внутренней защитой членов и традиционным уважением к старшему поколению. В таких семьях легче разрешаются проблемы и конфликты, психологическая атмосфера – это в основном взаимопонимание, взаимопомощь, равное видение проблем и возможных решений для обоих родителей.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей (5-6 лет). Из них 7 мальчиков и 8 девочек.
Этапы эмпирического исследования:
На первом этапе исследования был произведён теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведён выбор методик, сформирована структура исследования.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
На третьем этапе исследования был проведён анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведённого эмпирического исследования.
Цель исследования: изучить особенности формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей.
Задачи эмпирического исследования:
- определить уровень коммуникативной компетентности дошкольников из многодетных семей.
- выявить уровень культуры общения детей дошкольного возраста из многодетных семей.
Методики исследования:
1. «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной.
Данная методика направлена на определение уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, а также на определение социальной компетентности данной категории детей. Ребёнку предлагается несколько картинок, на которых изображены ситуации. Ребёнку не только необходимо дать развёрнутый ответ, по направленности ситуации, но также определить свое личностное отношение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многодетная семья – это семья с тремя и более детьми. Проблемы многодетных семей разнообразны, однако можно выделить основные из них: материальное обеспечение детей, нестабильность статуса в общественном сознании, социальная и ролевая нестабильность в семье, наличие отношения потребителей. Многодетная семья в настоящее время часто сталкивается как с естественными проблемами существования, характерными для любой семьи так и особенными, которые характерны только для этого типа семей. Много социальных проблем многодетной семьи может проистекать из ее финансового положения.
В настоящее время проблема социально-психологического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Для эффективной реализации разнопланового потенциала многодетной семьи, как наиболее естественной среды развития личности, проблемы многодетной семьи необходимо решать с привлечением и участием всех социальных институтов, предоставляя многодетной семье необходимую экономическую помощь, психолого-педагогическую поддержку в саморазвитии с учетом особенностей этого разновозрастного коллектива.
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных категорий: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных – используются различные технологии социальной работы.
Виды и формы социальной помощи, цель которых сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства о системе отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Мир психологии. – 2019. – № 4. – С. 160-173.
2. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2016. – 304 с.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студентов педвузов / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 160 с.
4. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 160 с.
5. Дивицина, Н. Ф. Многодетная семья и ее социальная защита: Учебное пособие / Н. Ф. Дивицина. – М.: МГУ, 2016. – 127 с.
6. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин; под ред. В. В. Макарова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – С. 160-195.
7. Иваненко М.А. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на современном этапе / М.А. Иваненко. – Екатеринбург, 2017. – 124 с.
8. Краснова, В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе / В. Г. Краснова. – Волгоград: Вол ДУ, 2014. – 60 с.
9. Кудрявцева, А. Г. Многодетные семьи: образ жизни, здоровье детей, социальная защита / А. Г. Курзенева. – Казан. гос. пед. ун-т. Казань, 2019. – 17 с.
10. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 2016. – С. 31–57.
11. Марковская, И. М. Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2017. – 91 с.
12. Мартынова В. В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В. В. Мартынова, А. Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2018. – С. 84.
13. Миронович, Л. А. Содержание социально-психологической профилактики и коррекции агрессивного поведения учащихся-правонарушителей (на примере учреждений образования Сенненского района): снижение стремления к совершению правонарушений у подростков через коррекцию агрессивного поведения / Людмила Александровна Миронович // Современное образование Витебщины. – 2019. – № 1. – С. 73-77.
14. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. – 568 с.
15. Реан, А. А. Семья с просоциальным и асоциальным поведением / А. А. Реан, И. А. Коновалов, М. А. Новикова // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 75-88.
16. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: учеб. пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2015. – 156 с.
17. Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 96 с.
18. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 2016. – 334 с.
19. Целуйко, В. М. Психологические проблемы современной семьи / В. М. Целуйко – М.: ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
20. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов педвузов / М.В. Шакурова. – М.: Изд. центр "Академия", 2012. – 272 с.